Четыре принципа управления стрессом и танцевально-двигательная терапия — Чудина Е.А.
Четыре принципа управления стрессом и танцевально-двигательная терапия
Чудина Е.А. канд.психол.наук,
преподаватель кафедры психологического консультирования и общей психотерапии Института практической психологии и психоанализа (Москва)
Условия современной жизни, особенно в больших городах, делают тему управления стрессом актуальной и значимой. Стресс может оказывать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье человека. Поэтому так важно уделять внимание разработке темы управления стрессом.
Под управлением стрессом подразумеваются разного рода меры, способы и приемы, направленные на восстановление, сохранение и поддержание внутренней целостности, психофизического здоровья перед лицом возможных разрушительных последствий стресса.
В данных тезисах я раскрываю свое видение базовых принципов, на основе которых формируется способность управлять стрессом, и обосновываю эффективность танцевально-двигательной терапии (ТДТ) в тренинге управления стрессом.
Мое видение сложилось, преимущественно, из опыта проведения тренингов «Управление стрессом и эмоциями» и «Уверенности в себе» , прохождения обучающих программ по танцевально-двигательной терапии и соматической терапии травмы , а также изучения литературы, приведенной ниже.
Я уверена, что 4 принципа – осознание, зарядка-разрядка, творчество, практика – являются важными и, опираясь на них, можно создать собственную, индивидуальную программу по управлению стрессом.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – осознание.
Д. Бьюдженталь писал, что «осознание является фундаментальной природой человеческой жизни… Так, чем полнее я осознаю, тем более живым являюсь. Чем больше я искажаю свое осознание, тем более уродую свою жизнь» (5, с.317).
Осознание – важнейший механизм саморегуляции, он действует автоматически. Как только осознание коснулось определенной области (например, я осознаю, что сдерживаю дыхание) и некоторое время удерживается в этой области (просто наблюдаю за процессом своего дыхания), то начинают происходить изменения и движение в направлении исцеления (постепенно дыхание становится ровным, ритмичным, связанным, плавным). Процесс осознания, по словам Бьюдженталя, сам по себе является творческим, развивающим процессом (5, с.316).
Осознавая свои внутренние реакции, мы можем точно идентифицировать, в каком состоянии находимся. Например, признаки стрессовой реакции проявляют себя на разных уровнях:
— на уровне ощущений может переживаться учащенное сердцебиение, напряжение, скованность, боли в области головы и живота, задержки дыхания и др.
— на эмоциональном уровне: беспомощность, страх, тревога, раздражение, страдание и др.
— на когнитивном уровне: спутанность мыслей, не понимание, что происходит, потеря смысла, разного рода негативные мысли («Выхода нет», «Я не могу с этим справиться», «Я не успеваю») и др.
В танцевально-двигательной терапии уделяется внимание различным аспектам переживания и выражения человеческого опыта: ощущениям, эмоциям, мыслям, образам, движениям, звучанию. ТДТ учит слушать, осознавать и распознавать свои внутренние сигналы.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП – «разрядки-зарядки».
При стрессе в теле накапливается стрессовая энергия, которая требует выхода. Стрессовая энергия присутствует в теле в виде повышенного уровня возбуждения, напряжения в мышцах, дискомфортных или болевых ощущениях. Разрядка – это процесс высвобождения психической энергии, связанной со стрессом. Вот почему так полезны разные двигательные занятия – вместе с движением через нервно-мышечные пути уходит, разряжается стрессовая энергия. Танцевально-двигательная терапия, ко всему прочему, предлагает индивидуальный подход и работает как с телесностью и движением, так и с внутренними переживаниями и смыслами.
Зарядка – это процесс «питания», наполнения себя приятными переживаниями, осуществление самозаботы и энергетизации. ТДТ учит проявлять внимание к потребностям тела и осуществлять заботу по отношению к нему. Душа и тело едины, поэтому, заботясь о теле, мы «питаем» душу. В ТДТ может проводиться специальная работа на освоение и тренировку определенных качеств движения (например, сила, устойчивость, гибкость). Кроме того, в процессе танцевально-двигательной терапии могут быть спонтанно обнаружены и пережиты позитивные психофизические состояния (ресурсные состояния), связанные с определенными качествами движения и ассоциированными с ними чувствами, мыслями, образами, ощущениями.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП – творчество или творческая позиция по отношению к управлению стрессу.
Попадая в стрессовую ситуацию, человек может рассматривать ее как тупик, как безвыходную ситуацию. Альтернативой такой установки является изначальный подход к жизненным ситуациям как опыту, который служит развитию (позитивный взгляд на стресс). Творческий подход к управлению стрессом предполагает, что существуют разные способы, возможности, ресурсы для управления стрессом.
Танце-двигательная терапия в символической, метафорической форме показывает все разнообразие возможностей, заложенных в теле и в движении. «Движение» – уже само по себе является метафорой «изменения». ТДТ позволяет узнать, что телесный опыт никогда не остается статичным. Любое мышечное движение, даже мелкое, способно изменить самоощущение, поскольку мышечная активность и мозговая активность неразрывно взаимосвязаны: изменение в одном оказывает влияние на другое и наоборот.
И, наконец, мы подходим к ЧЕТВЕРТОМУ ПРИНЦИПУ — это практика.
Этот принцип можно переформулировать как активность, действие, применение полученных знаний в жизни и в профессии.
На занятиях я использую метафору «веера» как веера возможностей. Можно использовать максимум возможностей – раскрыть весь веер. Можно использовать лишь некоторые из возможностей – частично раскрыть веер. Можно вспомнить, что возможности есть, и приготовиться их использовать – взять в руки веер и пока держать его сложенным. Или вообще не знать о возможностях и не пытаться их искать – в этом случае веер лежит в стороне, и его человек не берет. Но… веер есть, и от человека зависит, будет он его брать и раскрывать или нет.
И в завершении тезисов я хочу сказать: Пробуйте! Экспериментируйте! Делайте! Играйте! Способности развиваются в деятельности. Поэтому так важно практиковать.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Спб, 2004.
2. Бирюкова И.В., Бебик М.А. Методическое пособие по танцевально-двигательной терапии. М., 2005.
3. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души / Бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. 2000г. № 4. С.3-7.
4. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: «Класс», 1998.
5. Гринберг Дж. Управление стрессом. Спб, «Питер», 2002. (Серия «Мастера психологии»)
6. Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс-тренинг. Спб, 2004.
7. Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. СПБ, 2003.
8. Халприн Д. Возвращение к жизни: метод творческого самовыражения. Перевод студентов специализации по танцевально-двигательной психотерапии в Институте практической психологии и психоанализа.
| ||