Двигательные паттерны уверенного, неуверенного и агрессивного поведения — Чудина Е.А.

Двигательные паттерны уверенного, неуверенного и агрессивного поведения

 

 
Чудина Елена Анатольевна (Москва) 
 
Кандидат психологических наук. 
Главный специалист Московской службы психологической помощи населению. 
chudinae@rambler.ru 
 
В статье представлены результаты исследования двигательных паттернов уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. 

 

Что понимается под двигательными паттернами? Это то, как проявляется уверенное, неуверенное и агрессивное поведение через позу, жесты, мимику и качество телесных движений. При этом выделяются характерные, специфические особенности данных типов поведения. 
Три типа поведения. Традиционно в психологии личности выделяются 3 типа поведения: уверенное, неуверенное и агрессивное [1-3]. 
 
Уверенное поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. Достижение своих целей без ущерба для других. 
 
Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей. 
 
Агрессивное поведение – попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям. Удовлетворение потребностей за счет взаимоотношений с другими. 
 
Данные типы поведения в жизни проявляют себя по-разному: через особенности взаимоотношений с другими людьми, через систему ценностей и установок личности, и через невербальное поведение. При этом по данным разных авторов от 60 до 90% (А.Пиз, А.Мейерабиан, Ю.И.Александров и др.) информации передается невербальными средствами. Поэтому на тренинге уверенности большое внимание уделяется именно телесно-двигательным проявлениям уверенности, неуверенности и агрессивности. 
 
Осознание и управление собственными телесно-двигательными процессами важно в тренинге уверенности, по крайней мере, по двум причинам. 
 
Во-первых, это дает возможность саморегуляции и управления собственным состоянием уверенности. Принятие уверенной позы и чувствование нюансов ее телесных ощущений может помочь почувствовать себя более уверенным. 
 
Во-вторых, это способ управления чужим мнением. Поскольку партнер по общению будет оценивать нашу уверенность во многом опираясь на наблюдение (осознанное или неосознанное) наших телесных проявлений. И это важно для самопрезентации, например, в ситуациях собеседования по поводу приема на работу, в деловых переговорах. 
 
Кроме этого, хочу отметить, что способность различать разные типы поведения является важной составляющей компетентности в общении. Во многих группах тренинга уверенности в себе актуальным было умение видеть разницу между уверенным и агрессивным поведением, поскольку одно иногда принималось за другое. 
 
Исследование двигательных паттернов. 
 
В рамках тренинга уверенности, проводимого в Московской службе психологической помощи населению, одно из занятий посвящалось изучению телесных проявлений разных стилей поведения: уверенного, неуверенного и агрессивного. Исследование проводилось в 2005г. 
 
Выборка – участники четырех групп тренинга уверенности в себе (всего – 22 человека). 
 
Этапы исследования двигательных паттернов. 
1.Ведущая рассказывает о трех типах поведения. 
2.Ведущая объясняет схему наблюдения движений. 
3.Участники работают в парах по наблюдению за двигательными паттернами друг друга. 
4.Участники всей группы составляют обобщенный список характерных телесно-двигательных особенностей проявления трех типов поведения. 
 
Участникам предлагалась следующая схема наблюдения движений. Схема составлена с опорой на систему Р.Лабана [4; 5], при этом используются собственные слова. 
 
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ. 
Части тела: Голова; Плечи; Руки, пальцы; Спина; Тазовая область; Ноги, стопы. 
Движение в пространстве: Вперед/ назад; Вправо/ влево; Верх/ вниз. 
Скорость движения: Быстро/ медленно. 
Форма тела: Узкое/ широкое. 
Сила движения: Сильное/ слабое. 
Качество движений: Резкие/ плавные. 
Направление движения: Направленные/ ненаправленные. 
Наклон корпуса: Вперед/ назад/ держится прямо. 
Включение в движение оси тела: Ось тела включена в движение/ Ось тела не включена в движение (движение рук, ног отдельно). 
 
 
Результаты исследования двигательных паттернов. Представленные результаты являются обобщением эмпирического материала. Статистический анализ данных не проводился. При описании типов поведения использованы слова участников тренинга. Для одного типа поведения иногда указывались несколько вариантов телесных проявлений. 
 
НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 
Голова: опущенная или наклон в сторону, вниз. 
Мимика: застывшая мимика или неконтролируемые движения мышц лица. 
Взгляд: взгляд вниз, в пол, или «бегающий» взгляд (быстрое перемещение взгляда по пространству), или взгляд из-под лобья, или расфокусированный взгляд. 
Рот: «покусывает ногти или губы», «улыбка не до конца». 
Плечи: опущенные, подняты вверх и вперед. 
Спина: согнутая, «сутулая». 
Грудная клетка: «закрывание себя» (сумкой, руками). 
Руки, пальцы: поправляет/ подергивает/ теребит одежду или прическу, мелкие движения пальцами, руки совершают различные движения (сумку открывают, пальцы теребят). 
Тазовая область: «ерзание на стуле». 
Ноги, стопы: колени вместе; носки внутрь; мелкие, маленькие шаги; перенос веса с ноги на ногу; перекрещенные ноги. 
 
Движение в пространстве: «сидит на краешке стула», «ходит по стенке». 
Наклон корпуса: наклон туловища к коленям, наклон туловища в сторону. 
Форма тела: узкая поза, сжатие туловища. 
Скорость движения: быстрые движения руками и ногами; скорость может меняться (быстрая или замедленная). 
Сила движения: слабые; сниженный тонус ног. 
Качество движения: резкие, «угловатые». 
Направленность движения: нарушение точности движения, хаотичные изменения тела, частые изменения положения тела. 
Расслабление/ напряжение: напряжение рук, ног; скованность; напряжение. 
 
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 
Голова: подбородок параллелен полу, или поднят вверх, или опущен вниз; «качание головой вперед-назад». 
Мимика: выдвинутая вперед нижняя челюсть. 
Взгляд: пристальный взгляд «глаза в глаза»; суженные веки (прищуренный взгляд); прямой взгляд; взгляд долго фиксируется на партнере. 
Плечи: «приподнятые плечи». 
Грудная клетка: грудь выставлена вперед. 
Спина: прямая. 
Руки, пальцы: кидание предметов; «бьет пальцами по стулу», «бьет кулаком», «размахивает руками»; оскорбительные жесты; «руки в боки»; хлопанье дверью; сжатые кулаки; «руки тянутся вперед по направлению к партнеру»; руки опираются на ноги. 
Ноги, стопы: «стучит ногой об пол»; широкие шаги; ноги расставлены шире плеч. 
 
Движение в пространстве: «занимает все пространство кресла». 
Наклон корпуса: вперед по направлению к партнеру. 
Форма тела: широкая поза; широкие шаги. 
Скорость движения: быстрая. 
Сила движения: сильные, «слышимые/ шумные движения». 
Качество движения: резкие. 
Направленность движения: направленные или хаотичные движения. 
Расслабление/ напряжение: напряжение. 
 
УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 
Голова: прямая, подбородок параллелен полу. 
Мимика: живое выражение лица. 
Взгляд: прямой/ открытый взгляд, контакт глаз, сфокусированный взгляд, устойчивый контакт глаз: «глаза в глаза». 
Рот: улыбка, «легкая улыбка». 
Плечи: расправленные. 
Грудная клетка: открытая; грудь вперед. 
Спина: прямая, ровная; «есть опора на спинку кресла». 
Руки, пальцы: расправленные кисти рук; руки лежат на подлокотниках или вдоль тела; перекрещенные руки с открытой грудной клеткой; жестикуляция соответствует смыслу сказанного. 
Ноги, стопы: стопы параллельны друг другу; расстояние между стопами «на ширине плеч»; или нога на ногу; опора на стопы. 
 
Движение в пространстве: «полностью занимает сиденье кресла». 
Наклон корпуса: прямо. 
Форма тела: туловище расправлено. 
Скорость движения: средняя, редко меняется (стабильная). 
Сила движения: достаточно сильная. 
Качество движения: плавные, ритмичные. 
Направленность движения: целесообразные, направленные, точные. 
Расслабление/ напряжение: расслабленность; «расслабленные руки». 
 
 
Итак, выше были описаны общие – отмечаемые многими клиентами – двигательные паттерны трех типов поведения: неуверенного, агрессивного и уверенного. Эти данные можно представить в табличном варианте. И работа по составлению обобщенной таблицы осуществлялась ведущей и участниками тренинга на завершительном этапе занятия, посвященному изучению двигательных паттернов. 
 
Работа с индивидуальными двигательными паттернами. В процессе занятия основное внимание уделялось исследованию индивидуальных паттернов увереннего-неуверенного-агрессивного поведения. И работая в парах, каждый участник имел возможность «продвигать» все три типа поведения, и получить обратную связь партнера-наблюдателя. При этом акцент был сделан на осознание и наблюдение специфических для данного человека телесно-двигательных способов выражения каждого из типов поведения. 
 
В процессе обсуждения (шеринга) уделяется внимание следующим вопросам: 
Какой из типов поведения характерен для меня? 
Каковы мои характерные 1-2-3 движения для каждого из типов поведения? 
Какой легче/труднее проявлять? 
Есть ли запреты/ барьеры на проявление того или иного типа поведения? 
В чем разница между уверенным и агрессивным поведением? 
 
Еще одним из способов работы на тренинге является поиск «переходного» [6]движения между «неуверенностью» и «уверенностью». Когда клиент имеет две «точки» — характерные движения неуверенного поведения (1) и уверенного поведения (2), и нужно найти третье движение, которое станет «мостиком», «переходом» от одного к другому. Поиск «переходного» движения носит эмпирический характер, и способствует осознанию процесса перехода – преобразования одного качества движения (неуверенного) в другое (уверенное). И в этом поиске заключен большой потенциал процесса саморегуляции и управления собственным состоянием. В дальнейшем (в своей жизни) клиент может использовать найденные «переходные» движения как ключик для «открывания двери уверенности в себе». 
 
 
Литература 
 
1. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Спб, «Речь», 2002. 
 
2. Гринберг Дж. Управление стрессом. Спб: «Питер», 2002. С.136. 
 
3. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. Спб, 2000. 
 
4. Материалы Специализации по танцевально-двигательной психотерапии. Перевод И.В. Бирюковой. 
 
5. Материалы семинара «Введение в Лабан-анализ», проведенного в рамках Обучающей программы по танцевально-двигательной терапии Розой М. Говони и Терезой Эскобар. Москва, 1997. 
 
6. Разные варианты работы с «переходными» движениями и рисунками я имела возможность и счастье узнать от И.Бирюковой, Т.Колошиной, Е.Мазур, О.Троицкой, О.Горневой и др.