Группы танцевально-двигательной терапии для молодых супружеских пар — Богдан М.Н.

Группы танцевально-двигательной терапии для молодых супружеских пар

Богдан Мария Николаевна (Красноярск) 
АНО «Институт психологии и педагогики развития» СО РАО, эксперт проектов.
НОУ «Школа антропоники», разработчик и ведущий тренингов.
marybo@yandex.ru
Введение 
Как основание своей работы мы видим две основные тенденции в современной психотерапии: 

  1. В целом в психотерапии (как и вообще в культуре в эпоху постмодернизма) обнаруживается тенденция к использованию комплексных, интегративных методов работы. Авторы стремятся найти свой личный стиль, используя наиболее эффективные приемы из разных подходов. И это во многом оправдано, т.к. не смотря на множество различных психотерапевтических парадигм и методов работы, можно заметить, что ряд используемых ими конкретных техник подобны друг другу, хотя и применяются на разном материале.
  2. Смещение акцентов на развитие. Изначально почти все направления психотерапии разрабатывались для людей с тяжелыми нарушениями, на данный момент все больше подходов ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения. И со стороны населения растет запрос на личностный рост, на умение эффективно строить отношения.
Наши изыскания лежат как раз на стыке двух, на первый взгляд не стыкующихся, направлений: групповая танцевально-двигательная терапия (ТДТ) и супружеская терапия в рамках системного и стратегического подходов в семейной терапии.
О стыке подходов и новизне данной работы 
Есть несколько прецедентов «пересечения» данных подходов. Так, в семейной терапии использовалась работа с телом, но как дополнительная к вербальной терапии (В.Сатир применяла телесные скульптуры и двигательное моделирование для осознания семейных стереотипов, и исследование прикосновений в работе с супругами). Некоторые танце-двигательные терапевты работают с семьей как целостностью (в литературе есть несколько упоминаний о ТДТ-терапии нарушенных взаимоотношений матери и ребенка, о работе с семьей, о подготовке пары к рождению ребенка, однако это лишь упоминания, а не описания). Что касается групповой ТДТ для работы с несколькими семьями или супружескими парами, то указаний на это в литературе мы не обнаружили, а потому рискуем предположить, что такого опыта (кроме, может быть нескольких не описанных прецедентов) в России на данный момент нет. На наш же взгляд, использование групповой танцевально-двигательной терапии при работе с супружескими парами очень эффективно, но об этом чуть ниже.
О супружеской терапии 
Пионеры семейной терапии отмечают, что невротические симптомы берут начало из нарушенных внутрисемейных отношений, и что терапия более эффективна, если она направлена не на внутрипсихические изменения человека, а на изменение семейной структуры и патологических шаблонов поведения, в которые он включен [6; 8].
Задачи супружеской терапии различаются в зависимости от того, на какой стадии развития находится семья, какие конфликты и сложности преодолевает. Так, молодая пара без детей сосредоточена в основном на выстраивании правил взаимодействия в семье, зрелая семья акцентирует внимание на общении с детьми и привнесении новизны в сложившиеся супружеские отношения, а на этапе отделения детей от семьи родители сталкиваются с необходимостью заново выстраивать отношения диады. Часть неразрешенных проблем «тянется» с предыдущих стадий брака и из отношений внутри родительской семьи.
На данный момент мы ограничились областью работы с молодыми парами в режиме ТДТ-групп. Мы ставим своей целью обучение супругов эффективным способам взаимодействия, выстраиванию комфортных, здоровых отношений в семье за счет развития гибкости в поведении и восприятии себя и других и т.п.
Почему групповая танцевально-двигательная терапия (ТДТ)? 
Задачи молодой семьи различными специалистами описываются по-разному [1; 6; 8], обобщая можно сказать, что это:
  • согласование личностных и семейных установок, норм и ценностей, ожиданий от партнера, самоотношений самооценок и образов Я и т.п.
  • создание правил внутрисемейного взаимодействия, в т.ч. сексуального, принятие ролей мужа и жены, создание семейной иерархии, распределение сфер ответственности и т.п.
  • осознание и укрепление «Мы», сплочение и выработка правил взаимодействия с членами расширенной семьи, с миром, с друзьями и т.п.
Многие молодые не хотят иметь отношения «как у родителей», но по-другому зачастую не умеют, поскольку стереотипы родительских типов поведения влияют бессознательно. При согласовании и выстраивании отношений важна гибкость реагирования и компетентность во взаимодействии, иначе окажется, что приемлемые для обоих супругов правила укладываются в два-три поведенческих шаблона.
Танцевально-двигательная терапия как раз аккумулирует огромное количество методов и техник для исследования и развития гибкости во взаимодействии. Многие авторы отмечают исключительную эффективность методов ТДТ для развития компетентности в межличностных отношениях за счет расширения двигательного репертуара и исследования телесных и двигательных репрезентаций основных жизненных тем [2-4; 7]. При этом наибольшие возможности здесь предоставляет именно групповая ТДТ за счет особой обратной связи и наблюдения широкого спектра поведенческих возможностей. Кроме того, работа на уровне движения, а не вербальных паттернов, дает возможность супругам самим решать, что будет проговариваться и осознаваться, а что пока сохранится на уровне неосознанного телесного опыта. Важным аспектом также является групповое принятие и возможность опробовать новые способы на практике в безопасном пространстве.
Основные принципы программы ТДТ-групп для супружеских пар 
  1. Содержание работы: групповая работа строится вокруг исследования тем, важных для построения эффективных отношений в супружеской паре, в соответствии с задачами развития семьи. Кроме того, исследование этих тем в телесной репрезентации позволяет актуализировать различия в установках супругов о семейных ролях и правилах взаимодействия, так чтобы работа с ними помогала разрешать конфликты (примеры: «на жене весь дом держится» или «мужчина должен быть лидером», или «нельзя требовать для себя» и т.п.)
  2. Структура групповой работы:
    • Исследование тем начинается с пробы в своей паре, затем осуществляются пробы взаимодействия в чужих парах, с целью обнаружения различий и расширения поведенческих возможностей, затем – возврат в свою пару и обогащение своих отношений новым опытом.
    • Завершает исследование каждой темы творческое испытание, за счет которого в телесно-двигательном опыте метафорически закрепляется гибкость, возможность разнообразия поведения, ролей, взаимодействий. Любая тема может оказаться для пары проблемной (жесткое поведение, негативные переживания), важно, чтобы она могла стать предметом совместного преобразования и творчества.
  1. «Красные нити» в групповом процессе:
      • Принятие уникальности другого: «мы разные, но мы вместе». Разнятся ритмы, стили и типы движений, мужское и женское, но их можно объединить в единый гармоничный танец. Это идея синхронизации, а не компромисса, добавления ресурсов, а не вычеркивания особенностей.
      • Корректная обратная связь, как в парах, так и в кругу. Молодым важно научиться различать продуктивную обратную связь (в единстве движения и чувства) от голословных проекций или обвинений.
Кратко перечислим темы, которые исследовались в нашей работе, а потом коснемся особенностей групповой ТДТ с супружескими парами.
Темы взаимоотношений супругов для исследования в танцевально-двигательной терапии: 
      1. Совместность как ограничение. В группах часто главной темой становится: «Останусь ли я самим собой, если буду в контакте с другими?» (К.Хендрикс). Для молодых пар эти опасения особенно актуальны, т.к. они стремились к близости, а теперь она постоянна. Любые отношения ограничивают, это всегда это взаимозависимость, важно уметь находить в них возможности для самореализации и при этом не заковывать в жесткие рамки своего партнера. В телесном выражении это означает возможность импровизировать в заданных ограничениях и оставлять достаточно пространства для движения партнера.
      2. Лидерство в паре. Распределение власти и организация совместности – важнейшая тема для молодой семьи (Дж.Хейли). Идеал – уметь и лидировать и подчиняться. За счет ведения и следования в танце метафорически прорабатывается тема гибкости в выстраивании отношений. Важно, чтобы оба супруга могли принимать и симметрию (оба активны, либо оба пассивны) и дополнительность (лидирует муж, лидирует жена) в отношениях, и использовать разные сочетания в зависимости от сферы жизни, т.е. умели координировать усилия.
      3. Прикосновения. Нет более ясного индикатора затрудненного общения, нарушенных отношений, чем такесика (В.А. Лабунская). Молодым супругам важно научиться отдавать то, что потребно партнеру и принимать с благодарностью то, что партнер дает. Кроме того, на первом этапе брака могут возникать сложности сексуального характера, связанные зачастую с неумением выражать свои потребности в том или ином телесном контакте. Работа на материале прикосновений позволяет в метафорической форме развить гибкость в отношении сексуальности и ее проявлений.
      4. Доверие и ответственность. В телесной метафоре это тема звучит как «на меня можно положиться» или «ты моя опора» и может быть проработана за счет овладения принятием и передачей веса партнеру. Эта тема особенно важна, т.к. одной из типичных проблем молодой пары является неспособность сплотиться для взаимодействия со своими родительскими семьями (М.Эриксон); нужно уметь найти поддержку не у родителей, а внутри своей семьи.
      5. Мы и Другие. Стремление молодых ограничить родительский контроль над их семьей может привести к полной потере контакта с «корнями», напротив – излишняя зависимость от внешнего влияния разъедает семью. В этой теме исследуются отношения пары и других диад, открытость системы. Важно найти баланс между собственным танцем и общегрупповым, уметь вписаться, но и сохранить свою идентичность как пары. Исследуются параметры движения и месторасположения, влияющие на ощущение связи с партнером.
      6. Интерес и Творчество. Эйфория добрачного ухаживания со временем проходит, кроме того, оказывается, что партнер не соответствует идеальному образу, поэтому парам важно иметь средства для сохранения интереса друг к другу, для обогащения отношений (Спиваковская А., Мясищев В.Н.). За счет танцевальной и актерской импровизации пары обнаруживают свой творческий потенциал и дополнительные возможности телесного взаимодействия, что расширяет опыт отношений. Эта тема может быть завершающей и аккумулирующей опыт работы в терапевтической группе.
Специфика работы в групповой танце-двигательной терапии со сложившимися парами 
Обозначим лишь некоторые наиболее важные особенности работы, обусловленные стремлением семейной структуры к устойчивости:
      1. Экология: важно, чтобы сравнение с другими работало на улучшение существующих взаимоотношений в паре, а не на разрушение. Экологичность процесса была задана в структуре и акцентах программы (см. выше), поэтому пары легко «выносили на круг» открытия о своем взаимодействии – как позитивные, так и негативные.
      2. Стереотипные способы поведения воспроизводятся в гораздо большей мере, поскольку часть поддерживающей их системы находится тут же. При грамотно устроенном процессе, парам это дает больше возможностей для осознания шаблонов и расширения поведенческого репертуара.
      3. Особое значение в таких группах приобретает работа с сопротивлением.
Из всего многообразия феноменов двигательного взаимодействия супружеских пар мы приведем одну интересную зарисовку. Мы наблюдали два диаметрально противоположных проявления стереотипного поведения двумя парами (вплоть до сопротивления групповому процессу): это попытки договориться вербально вместо телесного выполнения и это прямые сексуальные контакты (страстные объятия и поцелуи). И в том и в другом случае можно говорить о сложности супругов удержаться в рамках конвенционального телесного контакта, что телесное взаимодействие ими приемлемо только в определенном контексте. В течение группы мы наблюдали положительную динамику.
Основные результаты и эффекты 
По нашим наблюдениям и самоотчетам участников удалось зафиксировать:
      • сплочение семьи, осознание себя как пары, где каждый имеет возможности для самовыражения, но есть то общее, что пару объединяет;
      • осознание и принятие того, что супруги разные, каждый – отдельная уникальная личность со своими установками, особенностями и т.п.
      • ясность в выражении своих потребностей, эмоций и т.п. и чуткость к принятию поведения другого; доверие друг к другу;
      • большая гибкость в распределении ролей и ответственностей, осознание шаблонов взаимодействия, расширение спектра поведения.
Перспективы и заключение 
В результате нашей работы мы обнаружили, что у молодых пар есть колоссальная потребность в личностном росте, в расширении поведенческого репертуара, и что групповая танцевально-двигательная терапия является адекватным методом работы с супружескими парами (предполагаем – и на зрелой стадии брака).
Что касается работы с семьями (включая и обоих родителей и детей) в групповой ТДТ – это потребует другой организации группового пространства, учитывающей всю сложность внутрисемейных взаимоотношений и правил, особых тем и техник работы, и, конечно же, высочайшей компетентности терапевта.
Мы собираемся продолжать наши изыскания о возможностях работы с парами и семьями в групповом танцевально-двигательном процессе. Как перспективу мы видим сбор и систематизацию экспериментальных данных об особенности воздействия ТДТ-групп на взаимоотношения в диаде, о том, c какими именно проблемами супружества и семьи ТДТ может работать более эффективно.
Литература 
    1. Алешина Ю.Е. Консультирование супружеской пары // Семейная психология и психотерапия. 2000. С.3-30.
    2. Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста.
    3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005.
    4. Бирюкова И.В., Бебик М.А. Методическое пособие «Основные жизненные темы» // Методическое пособие по танцевально-двигательной терапии. Составитель: Е.А. Чудина. Институт практической психологии и психоанализа. М., 2005.
    5. Хендрикс К. Танцевальная терапия // Методическое пособие по танцевально-двигательной терапии. Составитель: Е.А. Чудина. Институт практической психологии и психоанализа. М., 2005.
    6. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Издательство «Речь», 2000.
    7. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. Спб.: Издательство «Речь», 2003.
    8. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.