|
Группы танцевально-двигательной терапии для молодых супружеских пар — Богдан М.Н.
Группы танцевально-двигательной терапии для молодых супружеских пар
Богдан Мария Николаевна (Красноярск)
АНО «Институт психологии и педагогики развития» СО РАО, эксперт проектов.
НОУ «Школа антропоники», разработчик и ведущий тренингов.
marybo@yandex.ru
Введение
Как основание своей работы мы видим две основные тенденции в современной психотерапии:
- В целом в психотерапии (как и вообще в культуре в эпоху постмодернизма) обнаруживается тенденция к использованию комплексных, интегративных методов работы. Авторы стремятся найти свой личный стиль, используя наиболее эффективные приемы из разных подходов. И это во многом оправдано, т.к. не смотря на множество различных психотерапевтических парадигм и методов работы, можно заметить, что ряд используемых ими конкретных техник подобны друг другу, хотя и применяются на разном материале.
- Смещение акцентов на развитие. Изначально почти все направления психотерапии разрабатывались для людей с тяжелыми нарушениями, на данный момент все больше подходов ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения. И со стороны населения растет запрос на личностный рост, на умение эффективно строить отношения.
Наши изыскания лежат как раз на стыке двух, на первый взгляд не стыкующихся, направлений: групповая танцевально-двигательная терапия (ТДТ) и супружеская терапия в рамках системного и стратегического подходов в семейной терапии.
О стыке подходов и новизне данной работы
Есть несколько прецедентов «пересечения» данных подходов. Так, в семейной терапии использовалась работа с телом, но как дополнительная к вербальной терапии (В.Сатир применяла телесные скульптуры и двигательное моделирование для осознания семейных стереотипов, и исследование прикосновений в работе с супругами). Некоторые танце-двигательные терапевты работают с семьей как целостностью (в литературе есть несколько упоминаний о ТДТ-терапии нарушенных взаимоотношений матери и ребенка, о работе с семьей, о подготовке пары к рождению ребенка, однако это лишь упоминания, а не описания). Что касается групповой ТДТ для работы с несколькими семьями или супружескими парами, то указаний на это в литературе мы не обнаружили, а потому рискуем предположить, что такого опыта (кроме, может быть нескольких не описанных прецедентов) в России на данный момент нет. На наш же взгляд, использование групповой танцевально-двигательной терапии при работе с супружескими парами очень эффективно, но об этом чуть ниже.
О супружеской терапии
Пионеры семейной терапии отмечают, что невротические симптомы берут начало из нарушенных внутрисемейных отношений, и что терапия более эффективна, если она направлена не на внутрипсихические изменения человека, а на изменение семейной структуры и патологических шаблонов поведения, в которые он включен [6; 8].
Задачи супружеской терапии различаются в зависимости от того, на какой стадии развития находится семья, какие конфликты и сложности преодолевает. Так, молодая пара без детей сосредоточена в основном на выстраивании правил взаимодействия в семье, зрелая семья акцентирует внимание на общении с детьми и привнесении новизны в сложившиеся супружеские отношения, а на этапе отделения детей от семьи родители сталкиваются с необходимостью заново выстраивать отношения диады. Часть неразрешенных проблем «тянется» с предыдущих стадий брака и из отношений внутри родительской семьи.
На данный момент мы ограничились областью работы с молодыми парами в режиме ТДТ-групп. Мы ставим своей целью обучение супругов эффективным способам взаимодействия, выстраиванию комфортных, здоровых отношений в семье за счет развития гибкости в поведении и восприятии себя и других и т.п.
Почему групповая танцевально-двигательная терапия (ТДТ)?
Задачи молодой семьи различными специалистами описываются по-разному [1; 6; 8], обобщая можно сказать, что это:
- согласование личностных и семейных установок, норм и ценностей, ожиданий от партнера, самоотношений самооценок и образов Я и т.п.
- создание правил внутрисемейного взаимодействия, в т.ч. сексуального, принятие ролей мужа и жены, создание семейной иерархии, распределение сфер ответственности и т.п.
- осознание и укрепление «Мы», сплочение и выработка правил взаимодействия с членами расширенной семьи, с миром, с друзьями и т.п.
Многие молодые не хотят иметь отношения «как у родителей», но по-другому зачастую не умеют, поскольку стереотипы родительских типов поведения влияют бессознательно. При согласовании и выстраивании отношений важна гибкость реагирования и компетентность во взаимодействии, иначе окажется, что приемлемые для обоих супругов правила укладываются в два-три поведенческих шаблона.
Танцевально-двигательная терапия как раз аккумулирует огромное количество методов и техник для исследования и развития гибкости во взаимодействии. Многие авторы отмечают исключительную эффективность методов ТДТ для развития компетентности в межличностных отношениях за счет расширения двигательного репертуара и исследования телесных и двигательных репрезентаций основных жизненных тем [2-4; 7]. При этом наибольшие возможности здесь предоставляет именно групповая ТДТ за счет особой обратной связи и наблюдения широкого спектра поведенческих возможностей. Кроме того, работа на уровне движения, а не вербальных паттернов, дает возможность супругам самим решать, что будет проговариваться и осознаваться, а что пока сохранится на уровне неосознанного телесного опыта. Важным аспектом также является групповое принятие и возможность опробовать новые способы на практике в безопасном пространстве.
Основные принципы программы ТДТ-групп для супружеских пар
- Содержание работы: групповая работа строится вокруг исследования тем, важных для построения эффективных отношений в супружеской паре, в соответствии с задачами развития семьи. Кроме того, исследование этих тем в телесной репрезентации позволяет актуализировать различия в установках супругов о семейных ролях и правилах взаимодействия, так чтобы работа с ними помогала разрешать конфликты (примеры: «на жене весь дом держится» или «мужчина должен быть лидером», или «нельзя требовать для себя» и т.п.)
- Структура групповой работы:
-
- Исследование тем начинается с пробы в своей паре, затем осуществляются пробы взаимодействия в чужих парах, с целью обнаружения различий и расширения поведенческих возможностей, затем – возврат в свою пару и обогащение своих отношений новым опытом.
- Завершает исследование каждой темы творческое испытание, за счет которого в телесно-двигательном опыте метафорически закрепляется гибкость, возможность разнообразия поведения, ролей, взаимодействий. Любая тема может оказаться для пары проблемной (жесткое поведение, негативные переживания), важно, чтобы она могла стать предметом совместного преобразования и творчества.
- «Красные нити» в групповом процессе:
-
-
- Принятие уникальности другого: «мы разные, но мы вместе». Разнятся ритмы, стили и типы движений, мужское и женское, но их можно объединить в единый гармоничный танец. Это идея синхронизации, а не компромисса, добавления ресурсов, а не вычеркивания особенностей.
- Корректная обратная связь, как в парах, так и в кругу. Молодым важно научиться различать продуктивную обратную связь (в единстве движения и чувства) от голословных проекций или обвинений.
Кратко перечислим темы, которые исследовались в нашей работе, а потом коснемся особенностей групповой ТДТ с супружескими парами.
Темы взаимоотношений супругов для исследования в танцевально-двигательной терапии:
-
-
- Совместность как ограничение. В группах часто главной темой становится: «Останусь ли я самим собой, если буду в контакте с другими?» (К.Хендрикс). Для молодых пар эти опасения особенно актуальны, т.к. они стремились к близости, а теперь она постоянна. Любые отношения ограничивают, это всегда это взаимозависимость, важно уметь находить в них возможности для самореализации и при этом не заковывать в жесткие рамки своего партнера. В телесном выражении это означает возможность импровизировать в заданных ограничениях и оставлять достаточно пространства для движения партнера.
- Лидерство в паре. Распределение власти и организация совместности – важнейшая тема для молодой семьи (Дж.Хейли). Идеал – уметь и лидировать и подчиняться. За счет ведения и следования в танце метафорически прорабатывается тема гибкости в выстраивании отношений. Важно, чтобы оба супруга могли принимать и симметрию (оба активны, либо оба пассивны) и дополнительность (лидирует муж, лидирует жена) в отношениях, и использовать разные сочетания в зависимости от сферы жизни, т.е. умели координировать усилия.
- Прикосновения. Нет более ясного индикатора затрудненного общения, нарушенных отношений, чем такесика (В.А. Лабунская). Молодым супругам важно научиться отдавать то, что потребно партнеру и принимать с благодарностью то, что партнер дает. Кроме того, на первом этапе брака могут возникать сложности сексуального характера, связанные зачастую с неумением выражать свои потребности в том или ином телесном контакте. Работа на материале прикосновений позволяет в метафорической форме развить гибкость в отношении сексуальности и ее проявлений.
- Доверие и ответственность. В телесной метафоре это тема звучит как «на меня можно положиться» или «ты моя опора» и может быть проработана за счет овладения принятием и передачей веса партнеру. Эта тема особенно важна, т.к. одной из типичных проблем молодой пары является неспособность сплотиться для взаимодействия со своими родительскими семьями (М.Эриксон); нужно уметь найти поддержку не у родителей, а внутри своей семьи.
- Мы и Другие. Стремление молодых ограничить родительский контроль над их семьей может привести к полной потере контакта с «корнями», напротив – излишняя зависимость от внешнего влияния разъедает семью. В этой теме исследуются отношения пары и других диад, открытость системы. Важно найти баланс между собственным танцем и общегрупповым, уметь вписаться, но и сохранить свою идентичность как пары. Исследуются параметры движения и месторасположения, влияющие на ощущение связи с партнером.
- Интерес и Творчество. Эйфория добрачного ухаживания со временем проходит, кроме того, оказывается, что партнер не соответствует идеальному образу, поэтому парам важно иметь средства для сохранения интереса друг к другу, для обогащения отношений (Спиваковская А., Мясищев В.Н.). За счет танцевальной и актерской импровизации пары обнаруживают свой творческий потенциал и дополнительные возможности телесного взаимодействия, что расширяет опыт отношений. Эта тема может быть завершающей и аккумулирующей опыт работы в терапевтической группе.
Специфика работы в групповой танце-двигательной терапии со сложившимися парами
Обозначим лишь некоторые наиболее важные особенности работы, обусловленные стремлением семейной структуры к устойчивости:
-
-
- Экология: важно, чтобы сравнение с другими работало на улучшение существующих взаимоотношений в паре, а не на разрушение. Экологичность процесса была задана в структуре и акцентах программы (см. выше), поэтому пары легко «выносили на круг» открытия о своем взаимодействии – как позитивные, так и негативные.
- Стереотипные способы поведения воспроизводятся в гораздо большей мере, поскольку часть поддерживающей их системы находится тут же. При грамотно устроенном процессе, парам это дает больше возможностей для осознания шаблонов и расширения поведенческого репертуара.
- Особое значение в таких группах приобретает работа с сопротивлением.
Из всего многообразия феноменов двигательного взаимодействия супружеских пар мы приведем одну интересную зарисовку. Мы наблюдали два диаметрально противоположных проявления стереотипного поведения двумя парами (вплоть до сопротивления групповому процессу): это попытки договориться вербально вместо телесного выполнения и это прямые сексуальные контакты (страстные объятия и поцелуи). И в том и в другом случае можно говорить о сложности супругов удержаться в рамках конвенционального телесного контакта, что телесное взаимодействие ими приемлемо только в определенном контексте. В течение группы мы наблюдали положительную динамику.
Основные результаты и эффекты
По нашим наблюдениям и самоотчетам участников удалось зафиксировать:
-
-
- сплочение семьи, осознание себя как пары, где каждый имеет возможности для самовыражения, но есть то общее, что пару объединяет;
- осознание и принятие того, что супруги разные, каждый – отдельная уникальная личность со своими установками, особенностями и т.п.
- ясность в выражении своих потребностей, эмоций и т.п. и чуткость к принятию поведения другого; доверие друг к другу;
- большая гибкость в распределении ролей и ответственностей, осознание шаблонов взаимодействия, расширение спектра поведения.
Перспективы и заключение
В результате нашей работы мы обнаружили, что у молодых пар есть колоссальная потребность в личностном росте, в расширении поведенческого репертуара, и что групповая танцевально-двигательная терапия является адекватным методом работы с супружескими парами (предполагаем – и на зрелой стадии брака).
Что касается работы с семьями (включая и обоих родителей и детей) в групповой ТДТ – это потребует другой организации группового пространства, учитывающей всю сложность внутрисемейных взаимоотношений и правил, особых тем и техник работы, и, конечно же, высочайшей компетентности терапевта.
Мы собираемся продолжать наши изыскания о возможностях работы с парами и семьями в групповом танцевально-двигательном процессе. Как перспективу мы видим сбор и систематизацию экспериментальных данных об особенности воздействия ТДТ-групп на взаимоотношения в диаде, о том, c какими именно проблемами супружества и семьи ТДТ может работать более эффективно.
Литература
-
- Алешина Ю.Е. Консультирование супружеской пары // Семейная психология и психотерапия. 2000. С.3-30.
- Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста.
- Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005.
- Бирюкова И.В., Бебик М.А. Методическое пособие «Основные жизненные темы» // Методическое пособие по танцевально-двигательной терапии. Составитель: Е.А. Чудина. Институт практической психологии и психоанализа. М., 2005.
- Хендрикс К. Танцевальная терапия // Методическое пособие по танцевально-двигательной терапии. Составитель: Е.А. Чудина. Институт практической психологии и психоанализа. М., 2005.
- Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Издательство «Речь», 2000.
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. Спб.: Издательство «Речь», 2003.
- Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
|