Использование принципов движения джаз-модерн танца в танце-двигательной психотерапии — Соколова Н.

 

Использование принципов движения джаз-модерн танца в танце-двигательной психотерапии

 

СОКОЛОВА НАТАЛЬЯ г.Москва
 
Психолог, практикующий гештальт-терапевт
Эл.адрес: nataliasokolova@rambler.ru 
 
 
Мы все рождаемся с даром ЗНАТЬ свое тело, а потом, со временем, многих людей это знание оставляет. Маленькие дети и животные способны испытывать эту радость – радость от ощущений своего тела. Животным и маленьким детям свойственно такое качество как грация, грациозность, ведь это свойство и является критерием знания себя целиком. Иногда случается, что мы меняем знание себя на множество других, важных и нужных, полезных и приятных знаний, но ни одно из них не способно полностью заменить это, самое главное, изначальное. 
На самом деле бывает трудно поверить в эту необходимость, пока человек здоров. Вокруг есть столько всяких заменителей, которые отговаривают нас вернуться к истокам. Есть в этом отказе что-то очень важное и сокровенное, это другая история. Речь сейчас не об отказе, а о согласии. О согласии использовать свои недомогания для собственного блага.
 
Модерн-джаз танец — это один из способов вспомнить о себе, найти доступ к закрытым собственным ресурсам и еще о многом важном – о контакте с собой, с пространством, со временем, об осознавании, о радости, о боли, о страсти и укрощении, о прочности и податливости, о противоположностях , о спонтанности и импровизации. 
 
Название «джаз» происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как "сила, порывистость, экстаз". А в качестве глагола — "возбуждать, активизировать, восхищать".
 
Художественная особенность джазового танца — совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец — это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений.
 
В танце-модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. 
 
Будучи "открытой" системой, джазовый танец обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства. В результате слияния основных школ современной хореографии возникло новое художественное явление — модерн-джаз танец. 
 
Танцевальные движения в психотерапевтической практике
 
С помощью танцевальных движений пациент приобретает подвижность скелетной мускулатуры. Осознание частей тела, дыхательных паттернов или степени напряжения, которая блокирует эмоциональное выражение, дают терапевту ключ к определению последовательности физических действий, которые могут развить готовность к эмоциональному реагированию. Но это не простое заучивание движений, которые ведут к изменению: изменение происходит, когда пациент готов позволить себе пережить действие в своем теле. Существует тесная взаимосвязь между интеграцией изменений в осанке и изменением психологической установки. Только когда он готов, это становится значимым для него и вызывает изменения в его образе тела. Вы можете попросить человека поднять руку, но до тех пор, пока он не почувствует это движение внутри, оно не станет в теле реальным (Chaiklin, 1975, с. 229). Понимая врожденные взаимоотношения между подвижностью, танцем и эмоциональным выражением, терапевт помогает пациенту двигаться и следовать своим внутренним импульсам движения. 
 
В 1940-50-ых годах Мэриан Чейс первая применила танец в качестве терапии, когда она преподавала танец-модерн в собственной студии. Однако, наибольшее развитие ее идеи получили во время ее работы в больнице Св. Елизаветы, где она начала работать в 1940-ые годы. Чейс верила в изначальную ценность стройного, скоординированного и здорового тела. Она рассматривала нарушения формы тела и его функций как неудачную реакцию адаптации на конфликт и боль. "Когда эмоции становятся патологически ориентированными, образ тела начинает искажаться" (Chaiklin, 1975, с. 231). Например, некоторые люди блокируют энергию, ограничивая свои действия в пространстве, теряя связь с частями тела или сдерживая дыхание, чтобы защитится от таких чувств, как вина, агрессия или сексуальность. Другие становятся гиперактивными, взрываясь во времени и в пространстве в ответ на реальные или воображаемые страхи. 
 
Чейс поняла, что танцевальные движения помогают пациентам почувствовать расслабление и стимул одновременно, что подготавливает их к выражению эмоций. "Поскольку мышечная деятельность, выражающая эмоции, является основой танца, и поскольку танец — это средство структурирования и организации такой деятельности, то можно предположить, что танец мог бы стать мощным средством коммуникации для реинтеграции пациентов с серьезными психическими нарушениями" (Chaiklin, 1975, с. 71). 
 
Основные принципы джаз-модерн танца и их психотерапевтические возможности
 
Основой техники джазового танца является распределение напряжения и расслабления. Вот некоторые технические приемы, которые помогают достичь этой цели: использование в танце позы коллапса, изоляция и полицентрия, полиритмия, координация. 
 
Поза коллапса
Своеобразное держание тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед. Позвоночник мягкий и расслабленный (в отличие от принципа классического балета, где позвоночник – ось всего тела). В джаз-модерн танце позвоночник также является осью движения, но она не всегда направлена строго вертикально, а очень часто изгибается и вращается в различных отделах. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например, пелвиса или грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны. 
 
Терапевтические возможности — добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксацией. В контексте психотерапевтической работы состояние позвоночника можно сопоставить с особенностями поведения в различных жизненных ситуациях (жесткий, напряженный – это не всегда сильный и решительный, мягкий и податливый – умение приспосабливаться к ситуации, находить нестандартные творческие решения, умение склоняться и оставаться при этом упругим и сконцентрированным, в то время как жесткое, прямолинейное отношение к некоторым ситуациям может привести к травме, «перелому»). 
 
Изоляция и полицентрия
Изоляция — это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз-танцу.
Особенность этой техники в том, что тело как бы состоит из отдельных частей-центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть), руки и ноги. Кисть, предплечье, стопа и голеностоп могут также изолироваться и выполнять движения независимо от других центров. Это и создает полицентрию движения. Каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое поле напряжения и свой центр движения. В своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться). Полицентрия — это основополагающий принцип танцевальной техники. Прием, который позволяет достичь полицентрии называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. 
 
Терапевтические возможности принципа – очень хорошие возможности для работы с осознаванием частей тела и идентификацией с ним. Для того, чтобы целостно воспринимать себя, нужно сначала познакомиться с составными частями и уделить им должное внимание, познакомить их друг с другом, понаблюдать за их взаимодействием и координацией. Парадоксально, но для целостного осознанного восприятия необходимо сначала узнать, как работает каждое звено, каждая деталь механизма. Основой принципа является системный подход – взаимодействие отдельных элементов в составе системы. 
 
Полиритмия
В джаз-танце центры могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.
 
Полиритмия тесно связана с музыкой. Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична по своей структуре, т. е. наложения различных ритмических рисунков не происходит, однако во время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм импровизации. Это приводит к появлению такого музыкального понятия, как свинг, т. е. определенной пульсации основного ритма, связанного со смещением мелодического рисунка и ритмической основы произведения. В танце это понятие означает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком. Свинг в движении должен исполняться прежде всего свободным, ненапряженным корпусом или отдельной частью тела (рукой, ногой, головой, пелвисом). 
 
Терапевтические возможности свинга – можно почувствовать вес тела или его части и свободно раскачиваться вверх-вниз, вперед-назад или из стороны в сторону. Свинговые движения корпуса особенно помогают расслабить позвоночник, распознать и снять напряжение, найти и осознать свой собственный базовый ритм. В вербальной терапии эта проблема звучит как «я зажимаюсь в присутствии других», «в присутствии других мне бывает сложно расслабиться и услышать свои потребности», «мне бывает трудно вспомнить то, что я очень хорошо знаю» и т.п. Умение услышать свой базовый ритм и получить от него удовольствие придает уверенности во многих сложных и «шумных» жизненных ситуациях. 
 
Координация
При движении двух или более центров одновременно возникает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами: импульсом, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип управления, т. е. центры включаются в движение последовательно. Движения двух и более центров могут быть исполнены в одном направлении (например, голова и пелвис вперед-назад) — параллелизм, но могут двигаться и в противоположенных направлениях (например, голова — вперед, пелвис — назад) — оппозиция.
Импульс – это мышечное усилие, затрачиваемое для активизации каждого центра. Один центр активизирует другой, как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между движениями, т.е. один центр начинает движение, затем через определенный промежуток времени — другой, третий и т. д. 
 
Терапевтические возможности
Исследование источников импульса – привычные, откуда обычно берутся импульсы к действию, к переживаниям, где живут, как между собой координируются, «договариваются». Какие есть еще источники, неиспользуемые или незнакомые «нерабочие». Как можно их использовать, на что похоже, в каких ситуациях и т.д.
 
Как я прислушиваюсь к своим импульсам. Чем отличается подход «мои импульсы мной управляют» от « я нахожу свои импульсы, слышу их, чувствую и как я их использую». Умение услышать импульс и доверить ему – это важная тема для того человека, который не доверяет себе, пугается своих порывов и желаний, который лучше слышит чужие голоса, нежели свой собственный. На мой взгляд, в психотерапии это хорошее средство для работы с интроектами.
 
Наблюдение за своей координацией движений. В чем сложности? Поискать свой подход к координации, поисследовать, когда получается лучше всего координировать сложные движения, как соединить в целостное движение. Что при этом происходит в ощущениях, на что похоже в жизни. Исследование способности координировать свои движения в клиентской практике приводит к таким жизненным темам как неспособность посмотреть на ситуацию под другим углом, к склонности двигаться по привычной траектории и «любви к симметрии». Когда упражнения начинают получаться, появляется ощущение радости и раскованности, некоторой гордости за себя и более легкого отношения к проблеме. Немаловажное приобретение – это динамика самоотношения при разучивании сложных упражнений на координацию – злость и обида на себя, затем разочарование в себе, после — спокойное отношение (как получится – так и получится) и, когда начинает получаться – а это происходит в тот момент, когда уходит напряжение от усердия, появляется радость. 
 
Принципы движения, заимствованные из танца-модерн
 
Contraction и release
Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног. Contraction — сжатие, сокращение, т.е. относительное уменьшение объема тела. Противоположное понятие — release, т. е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.
Contraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям. Contraction не является динамическим движением, т.е. сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И — важная особенность — во время contraction происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается во время release или какого-либо движения.
 
Contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в "солнечное сплетение", что является серьезной ошибкой. 
 
Терапевтические возможности: 
Сокращение и расширение – одна из основополагающих жизненных метафор. Это тесно связано с напряжением и расслаблением, вдохом и выдохом, усталостью и отдыхом, обращением к себе и к миру, концентрацией и рассеянностью. 
 
В психотерапии упражнения на сжатие-раскрытие очень хорошо подходят людям, склонным к слиянию и страдающим от болезненного выхода из него. Например, получение удовольствия от разницы в ощущениях при сжатии и раскрытии корпуса транслирует человеку уверенность в том, что после выдоха наступит вдох, и не страшно расставаться и быть одному, потому что следующая встреча возможна только после расставания. 
 
Получение навыка правильного выполнения этого упражнения позволяет найти центр, откуда берутся все наши движения, почувствовать его и с его помощью оставаться устойчивым и сконцентрированным, не «рассыпаться» и не «растворяться» в жизненных неурядицах. 
 
Уровни
Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты, "мост", стойка на руках, стойка на лопатках ("березка"), колесо.
 
Терапевтические возможности: Это самый лучший способ для работы с пространством и ориентацией в нем. За счет необычного положения для активности (привычное положение – стоя или сидя, вертикально относительно земли) можно удивиться своим скрытым ресурсам. Окажется, например, что если чуть-чуть поменять ракурс или взгляд на пространство, оно становится другим, хотя по факту остается неизменным. Это бывает большим открытием, помогает смотреть «открытыми» глазами на привычные вещи и увидеть их как в первый раз. Ресурсом может быть, например, осознавание того, что не всегда нужно менять место, чтобы получить впечатления, обрадоваться или удивиться. В психотерапии это помогает тем людям, которые страдают от однообразия собственной жизни и считают, что «так сложилось». Как правило, им очень сложно начинать танцевать из другого угла зала, им сложно искать точку после поворота, они теряются и пугаются нового ощущения в новом пространстве. На мой взгляд, с этими людьми нужно быть неторопливым и терпеливым в терапевтической работе, важно дать им столько времени и пространства, чтобы преодолеть страх, сколько им потребуется, при этом не забывать предлагать им новые ракурсы. 
 
Примеры конкретных упражнений. 
 
Схема работы с симптомом в рамках описанного подхода (на примере конкретной индивидуальной сессии). 
 
1. Определить, в какой части тела расположен симптом (в верхней или в нижней), вербализовать это и дать пациенту репперные точки – (верх – участие в контакте, низ – опора на себя).
2. Изолировать симптом (исключить движения этой частью тела).
3. Выразить движениями послания от разных частей тела.
4. Ответить этим посланиям проигнорированной частью.
5. Поддержать разговор здоровых частей тела с той, которая жалуется на боль.
6. Создать этот диалог в танце (если клиент уже к этому готов).
7. Закончить 3-4 свинговыми движениями.
8. Вербализовать полученный опыт (желательно дать 2-5 минут, чтобы его присвоить, прежде чем перевести в слова).
 
Комментарии:
К п.6 – на данном этапе работы важен контакт и послание от «больной» части. Самая большая трудность – не пропустить этот момент и аккуратно зафиксировать его, при этом процесс должен быть завершен тогда, когда клиент сам почувствует это.
В вербализации вернуться к репперным точкам «верх-низ»-«контакт-опора». 
Это упражнение хорошо использовать тогда, когда источник боли или беспокойства неясен, когда нужно отделить больную часть от здоровых («я болею» и «у меня болит»), услышать то самое «телесное послание», признать его своим и найти в нем подходящий ресурс.
 
Упражнение 2. «Своя фигура» (преимущественно для выполнения в группе) 
 
Танцетерапевт показывает простую связку из движений, уже знакомых клиенту. Связка должна быть короткой и легко запоминаться, но не совсем простой, чтобы было «над чем потрудиться». 
Пациент повторяет ее 3-4-5 раз, пока этого не окажется достаточным для самостоятельного повторения. В процессе заучивания делать паузы, в которых исследовать по ходу:
 
• какие ассоциации вызывает данное движение
• какие чувства вызывает процесс повторения именно этой связки (или отдельных ее элементов);
• где не получается запомнить (в чем сопротивление);
• где не получается повторить (где зажимы)
 
Если все получается легко – исследовать источник удовольствия – сами движения или процесс повторения, запоминания, успешность при обучении и т.д.
 
Следующий шаг
• Как бы изменил эту связку, дополнил?
• Изобразить связку в измененном виде.
 
Вербализация.
В чем разница между предложенной связкой и полученной в результате изменений?
Что было необходимо изменить и для чего?
 
Комментарии:
Это длительное упражнение может быть отдельным занятием (1,5 -2 часа). Оно направлено на исследование таких базовых жизненных тем, как баланс между опорой на себя и участием в контакте, распознавание своих потребностей и одновременное участие в общем целенаправленном действии.
 
Литература: 
 
1. Гополянский В.Д. и Струковская М.В. Психосоматические расстройства, М., 1986.
 
2. Чайклин Ш., Шмайс К. Подход Чейс в танцевальной терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. №1 март 2005 г. 
 
3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – СПб.: Речь, 2006.
 
4. Никитин В.Ю. МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика.
 
5. Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория методика практика. Изд. «Речь», 2004