Использование танцевально-двигательных техник в процессе логопсихокоррекции заикающихся подростков и взрослых в качестве инновационных технологий — Беглова О.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В КАЧЕСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 
Беглова Ольга Александровна, Москва
 
В настоящее время в преодолении заикания приоритетным является комплексный подход, предполагающий не только прямое, но и опосредованное воздействие на качество речи заикающихся через использование как традиционных лечебно-педагогических методов (логопедии, медикаментозной терапии, физиотерапии, психотерапии и др.), так и нетрадиционных в рамках психолого-педагогического комплекса (применение психокоррекционных техник в сочетании с логопедическим воздействием (арттерапия, библиотерапия). 
 

С точки зрения опосредованного влияния на качество речи заикающихся путем воздействия на психофизические ощущения целесообразно применение таких коррекционных техник, как (логоритмика (В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, (1941), Е.В.Оганесян, Л.И.Белякова, (1982), Г.А.Волкова (2002) и др.), пантомима, психогимнастика (А.В.Крапухин (1974), Е.В.Харитонов (1981), Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова (1985), Л.З. Арутюнян (1990), В.М.Шкловский (1994), аутогенная тренировка (Ю.Б. Некрасова (1968), А.И.Лубенская (1974), Е.Л.Пеллингер, Л.П.Выгодская, Л.П.Успенская (1984) и др.), массаж (Е.А.Дьякова (1992), И.А.Поварова (2000), Е.Е.Шевцова (2002) и др.), танцевально-двигательные техники в рамках кинезитерапии (Ю.Б.Некрасова (1991)) и «свободного выразительного движения (М.Б.Соколова, Е.Н.Сметанина, В.Д.Колодко (2008)) и другие). 
 
Использование комбинированных психолого-педагогических технологий в едином процессе логопсихокоррекционного воздействия (в рамках логопсихологического подхода) является на данный момент инновационным и недостаточно разработанным, так как предполагает взаимопроникновение и взаимовлияние разных методов и техник. При этом использование танцевально-двигательных техник недостаточно освещено в специальной литературе применительно к заиканию. Хотя в отдельных авторских исследованиях (Ю.Б.Некрасова (1991)) имеются данные об использовании гуманно-структурированного танца по Аммону, где подчеркивается и обосновывается его актуальность применительно к данной речевой патологии. Танец, по мнению Ю.Б. Некрасовой, помогает сформировать адекватный образ телесного «я» через раскрепощение собственного тела в процессе движения, освобождаясь от психофизического дискомфорта, сопровождающего, усугубляющего и актуализирующего тяжесть речевых проявлений. В данном случае применение танца рассматривается как вариант использования физических действий (по Н.И.Жинкину (1958)), которые являются упреждением или «буксиром» для речи, восстанавливая ее непрерывность посредством общей динамической релаксации. Важно, что данная техника стимулирует появление так называемых саногенных психических состояний (мыслей, чувств, желаний) (по Ю.Б.Некрасовой (1991)).
 
Являясь последователями школы Ю.Б.Некрасовой – Е.Ю.Рау, мы разработаливариант специального тренинга по применению танцевально-двигательных техник. Он смоделирован и органично вплетен в процесс реабилитации заикающихся подростков в рамках изложенной методики. Известно, что психолого-педагогическая методика социореабилитации заикающихся, предложенная Ю.Б.Некрасовой и существенно дополненная Е.Ю.Рау, реализуется посредством последовательного прохождения основных четырех этапов: 
1-пропедевтического (психолого-педагогическая диагностика);
2- сеанса эмоционально-стрессовой терапии; 
3-основного (активной логопсихокоррекции, направленной на формирование навыков речевой, психической и мышечной саморегуляции); 
4-контрольно-поддерживающей логопсихокоррекции, направленной на автоматизацию навыков речевой, психической и мышечной саморегуляции.
 
Вариант специального тренинга по применению танцевально-двигательных техник осуществлялся на этапах активной и контрольно-поддерживающей логопсихокоррекции, состоял из нескольких этапов и был построен на основных и дополненных в нашей модификации психолого-педагогических принципах (часть из которых мы представляем в данной статье), реализуемых посредством различных методических приемов:
 
1. Принцип комбинированной психолого-педагогической диагностики речевого и неречевого (психофизического) статуса как основы индивидуально-личностного дифференцированного подхода к разработке программы специального обучения реализовывался посредством применения комплекса специальных методов (логопедическое обследование, самооценивание физических проявлений на основе модели изображения схемы тела и специально разработанного опросника и анализа дневников-жизнеописаний). 
 
2. Принцип опосредованного влияния на речевые и психические проявления заикания через работу с телом, что направлено на преобразование, активизацию и поддерживание коммуникативной активности пациентов в целом. Реализовывался путем комплексного психолого-педагогического подхода к процессу коррекционного обучения через сочетание и взаимопроникновение приемов логопедии и психокоррекции в виде использования танцевально-двигательных техник (освобождение от напряжения, использование кругового группового танца, кинестетическая эмпатия или «отзеркаливание», преувеличение, аутентичное движение, целенаправленный выбор музыки, организация различных видов обратной связи и др.). 
 
3. Принцип соотнесенности и комбинированности этапов использования танцевально-двигательных техник и функциональных речевых тренировок (существенное ограничение речевого общения, введение техник сопряженно-отраженной, сопровождающей движение ритмизированной послоговой речи (с использованием метронома), отработка завершающей движение ритмизированно-послоговой речи (с использованием метронома и без него) в процессе применения вопросно-ответной формы речи, самостоятельного чтения, пересказа, рассказа на заданную тему, спонтанной диалогической и монологической речи в беседах и в ролевых играх) осуществлялся по принципу усложнения двигательно-речевых заданий в рамках групповой, индивидуальной и парной работы. 
 
4. Принцип коммуникативного взаимодействия в процессе применения танцевально-двигательных техник предполагал как партнерскую, так и групповую работу в вербальных и невербальных диалогах и монологах в условиях публичности. Поскольку считается, что заикание – это коммуникативное нарушение речи и возникает в момент вступления человека в контакт с окружающими, то свою работу мы строили таким образом, чтобы пациенты постоянно находились в контакте с логопедом, участниками группы, незнакомыми и знакомыми людьми. Такое взаимодействие постепенно подводило заикающихся к пониманию себя и другого человека путем анализа как собственных телесных ощущений и пространства, так и телесных ощущений партнера при изменении межличностной дистанции.
 
5. Принцип «динамической релаксации» предполагал поэтапное снятие физического дискомфорта (напряжения, скованности и других мышечных ощущений) на фоне эмоциональной раскованности во время танцевально-двигательных упражнений через использование приемов «тряски», «растирания», «предварительного напряжения».
 
6. Принцип коллективного сотворчества пациента и логопеда в организации коррекционно-педагогического процесса реализовывался посредством создания творческой атмосферы группового взаимодействия через использование танцевально-двигательных техник и их анализа в виде обсуждения самоотчетов, рисунков, сказок, ролевых игр пациентов. 
 
7. Принцип самоанализа осуществлялся через идентификацию собственных ощущений пациентов с их творческими образами, возникавшими во время применения танцевально-двигательных техник и воплощенными в их творческой продукции (сказки, рисунки, самоотчеты, ролевые игры). 
 
Поскольку танцевально-двигательные техники в процессе логопсихокоррекции заикающихся подростков и подростков выступают в качестве инновационных технологий, то дальнейшее их развитие применительно к данной речевой патологии является актуальным, важным и интересным.
 
Литература: 
 
1. Е.Горшкова. Выразительные движения. Танец души//Свободное тело. М., 2004.
2. Н.И.Жинкин. Механизмы речи. М., 1958.
3. Ю.Б.Некрасова. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореферат д.псих.н. М., 1992.
4. Ю.Б.Некрасова. Лечение творчеством. М., 2006.
5. Е.Ю.Рау. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям. Дисс.кан.пед.н. М., 1995.
6. Н.А.Чевелева. Преодоление заикания у детей. М., 2001.