Использование упражнения «Зеркало» в работе с маленькими детьми и их мамами — Чудина Е.А.

Использование упражнения «Зеркало» в работе с маленькими детьми и их мамами

 

 
Чудина Елена
 
     Когда мы смотрим в зеркало, мы видим себя. Если зеркало отражает правильно, то мы можем увидеть себя такими, какие мы есть. Если зеркало отражает с искажением, то мы увидим искаженный образ. С помощью зеркала мы можем посмотреть на себя со стороны. Зеркало «принимает» того, кто в него смотрит, оно передает все нюансы, на все обращает внимание и ничего не утаивает.

 

     Маленькие дети начинают познавать себя через общение с мамой. Мать является как бы зеркалом ребенка. Для развития здорового ощущения себя ребенку необходимо адекватное «отзеркаливание» родителем. Авторы книги «Семья и как в ней уцелеть» считают, что в младенчестве отзеркаливание матерью ребенка так же важно, как и удовлетворение его физических нужд. «Наверняка припомните, как мать и ребенок не сводят друг с друга глаз, как играют глазами. Ребенок смотрит-смотрит и скорчит рожицу, мать в ответ – тоже, попробовав в точности схватить выражение его мордашки и зеркально отразить. Тогда ребенок скорчит новую рожицу, ну, и так далее…
    Трудно передать недовольство ребенка, если мать не отвечает на его гримасы. Один психолог решил провести эксперимент и попросил группу матерей не реагировать на эти «заигрывания» в течение всего трех минут, но младенцы так разволновались, что эксперимент пришлось прекратить» [3, с.74].
     Отзеркаливание продолжает играть важную роль во взрослой жизни. Общаясь с близкими людьми, мы иногда осознанно или нет, копируем их движения и позы (представьте картинку: две подруги увлеченно разговаривают). На бессознательном уровне это сигнализирует о том, что мы внимательно слушаем, понимаем и принимаем их.
     Какими могут быть последствия неадекватного (искаженного) отзеркаливания родителями своего ребенка?
     1.Потеря ребенком контакта с самим собой, со своим телом (T.Stromsted; цит. по [1, с.8]). Незнание и непонимание собственных нужд и потребностей, способностей и ограничений.
     2.Трудности в общении и установлении контакта с другими людьми. В том числе, отсутствие теплых и доверительных отношений между родителем и ребенком.
 
Упражнение «Зеркало»
В своей работе я использую упражнение «Зеркало» в танце-двигательном[2] и рисуночном вариантах. Во время спонтанного танцевания родителей и детей, мамам предлагается следовать за характерными движениями своего ребенка, особенно теми из них, которые повторяются. Мамам дается инструкция в точности копировать сами движения детей, двигаться синхронно (одновременно) с ними.
     В рисуночном варианте мама и ребенок сидят напротив друг друга, у каждого по листу бумаги. Мама синхронно повторяет движения ребенка, использует те краски, которыми рисует он, отображает такие же формы, так же держит кисточку и делает такие же мазки-движения.
     Во время упражнения я объясняю родителям цель этого упражнения.
Каким целям служит упражнение «Зеркало»?
Упражнение помогает матери установить больший эмоциональный контакт со своим ребенком, почувствовать его настроение и эмоциональное состояние. Играя роль зеркала, родитель на время идентифицируется с ребенком, как бы становится им – это помогает взрослому лучше понять и почувствовать ребенка.
     В свою очередь через это упражнение ребенок может более ясно почувствовать поддержку и эмоциональную связь с матерью, поскольку он видит и чувствует, что та находится с ним в контакте.
      Обнаруживая себя в другом, ребенок видит и понимает, что он есть, он находит подтверждение и признание своего существования.
      Увидев себя в «зеркале», ребенок может посмотреть на себя со стороны, лучше узнать и понять самого себя (это происходит не на рациональном уровне, а, вероятно, на уровне интуитивного ощущения собственного Я).
 
Из опыта
Наблюдая за общением мам и детей во время выполнения упражнения, я заметила, что родителям достаточно трудно дается роль зеркала. Родителям проще изображать (часто формально), что рисует ребенок, то есть точно передать содержание — цвет, форму — рисунка. И труднее отзеркалить, как рисует ребенок, передать качество его движений (как держит кисть, с какой силой нажимает на бумагу, повторить скорость и ритм рисования).
          Родителям с трудом дается синхронность выполнения действий, в основном они следуют за ребенком последовательно: ребенок рисует нечто – мама смотрит на это – мама пытается повторить это.
     Некоторые родители с интересом играют роль зеркала. Но бывает, что родитель отказывается рисовать, аргументируя это тем, что каракули его ребенка не заслуживают внимания и повторения. В этом случае я обращаю внимание и объясняю родителям значение отзеркаливания в жизни ребенка и говорю, что в этом упражнении важно хотя бы попытаться, постараться выполнить роль зеркала.
     По окончании упражнения рисунки раскладываются: рядом с рисунком ребенка кладется рисунок взрослого. Мы смотрим на то, каким было зеркало и насколько точно отражающим.
 
Литература
 
1.Бирюкова И. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень АТДТ. № 4. М., 2000.
2.Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
3.Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
 
Примечания
 
[1]Чудина Елена — кандидат психологических наук, ведущая детско-родительских групп для мам и детей 2-3х лет
[2] Упражнение «Зеркало» часто используется со взрослыми в группах танцевально-двигательной терапии. Например, см. [2, с.346].
Идея использования этого упражнения с маленькими детьми и мамами была почерпнута из разговора с Екатериной Субботиной.