Исследование эмоций в процессе танцевально-двигательной терапии — Чудина Е.А.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ в ПРОЦЕССЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

 

 
Е.А.Чудина
 
«В танцевальной терапии, мы всегда имеем дело с выражением и преобразованием эмоций. Из наших основ танца мы знаем, что эмоции мотивируют и оформляют определенный способ нашего движения. Эмоция является в одно и тоже время соматической и психической. Говоря о соматическом аспекте, я имею в виду телесные иннервации и экспрессивные физические действия. Под психическим аспектом я понимаю ассоциированные образы и идеи. В глубинах бессознательного именно эмоции являются посредником между областями тела и психики, инстинктом и духом».
Джоан Чодороу «Тело, психика и эмоции»
 
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является одним из направлений психотерапии. ТДТ возникла на стыке психотерапии и танцевального искусства в 50-е годы 20 столетия [подробнее 1, 2].
По определению (1) «Танцевально-двигательная терапия – это использование выразительного движения и танца как средств, с помощью которых индивид вовлекается в процесс личностной интеграции и роста. ТДТ основана на принципе, что существуют взаимоотношения между движением и эмоцией и что в результате исследования более расширенного словаря движения люди переживают возможность обрести безопасное равновесие, спонтанность и адаптивность которого возрастает. Через движение и танец внутренний мир каждого человека становится осязаемым. Человек делится своим личностным символизмом с другими, и в совместном танце взаимоотношения партнеров становятся видимыми. Терапевт создает безопасную среду, холдинговое пространство, в котором любые чувства могут быть безопасно выражены, признаны и коммуницированы» [5, с.4].
 
Процесс танцевально-двигательной терапии подобен вербальной психотерапии. Специфика ТДТ заключается в том, что для вызова и исследования эмоционального материала (чувств, тем, снов, символизаций и т.д.) используется телесная репрезентация [3]. В танце-терапии телесное движение и танец одновременно являются средством диагностики и способом психотерапевтического вмешательства.
 
В танцевально-двигательной терапии как и во многих других направлениях психотерапии большое внимание уделяется эмоциональным переживаниям и чувствам человека. ТДТ основана на убеждении, что существуют взаимоотношения между движением и эмоцией (2). В теле есть мышечная память, которая тесным образом связана с чувствами, которые мы когда-либо переживали в определенных ситуациях. Когда мы начинаем двигаться, то телесные движения естественным образом вызывают воспоминания о ситуациях, снах, образах и связанные с ними эмоции. «Движение само по себе изменяет ощущение. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на превербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание» [3, с.4]. Постепенно развивается связь между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием человека.
 
Эмоции могут быть вызваны разными способами. Один из них – это работа с двигательными паттернами, ассоциирующимися с определенными эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, танце-двигательный терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (например, печаль при потере друга), воображаемой ситуацией (например, при воспоминании или представлении того, как застреваешь в лифте) или восприятием эмоционального состояния другого человека [3].
 
Танце-терапия имеет возможность работать с сильными эмоциями, поскольку движение одновременно с физическим контактом и интенсивным межличностным взаимодействием способно порождать чрезвычайно сильные эмоции. Именно через движение, например, хлестание, толкание, давление, размахивание, можно дать выход и трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены [1].
 
Использование движения, танца и вокализации дает возможность исследовать эмоциональные переживания, корни которых находятся в раннем, превербальном детстве. Тем самым эмоции получают свое телесное воплощение и обретают танцевально-двигательную форму.
 
По мере того, как человек все глубже исследует в выразительном и символическом движении свои личностные темы, он начинает лучше осознавать свои подавленные чувства и приходит к пониманию того, как связанны эти эмоциональные переживания с его двигательными паттернами. «Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, человек испытывает (через мускулатуру) чувства, обостренные, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне» [3, с.6-7].
 
А. Старк выделяет два способа развития эмоционального осознания. Первый – обучение правильному ярлыку или слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию. Второй способ – это развитие способности узнавать и интерпретировать моторные действия других людей.
 
В процессе танцевально-двигательной терапии постепенно начинают сокращаться временные интервалы между возникновением переживания, его осознанием и выражением — происходит интеграция чувств, мыслей и действий. Развивается способность полностью проживать различные эмоциональные состояния: возникающие «здесь и сейчас» чувства переживаются, осознаются и получают точное выражение в танце.
 
Т. Шуп рассматривала танце-терапевтический процесс как процедуру, которая инициирует «полное выражение чувств». Этот процесс в своем развитии проходит 3 отдельные и последовательные стадии.
 
1. Нахождение подходящих двигательных средств, с помощью которых пациент сможет привнести свои забытые или скрываемые чувства в свое осознание.
 
2. Выражение найденного материала в аутентичном движении пациента до тех пор, пока, в конечном итоге, он сможет принять существование этой части своего бытия.
 
3. Взятие ответственности за предъявление своих субъективных, свободнотекущих чувств в объективной ясной танцевальной форме [6].
 
Танцевально-двигательная терапия позволяет человеку более полно исследовать значимые эмоции и чувства. В результате происходит интеграция различных аспектов опыта человека (когнитивного, аффективного, телесного), что способствует ощущению большей целостности.
 
 
СНОСКИ:
(1) Определение дано Ассоциацией Танцевально-Двигательной Терапии (U.K.) и принимается за основу Европейскими Ассоциациями по ТДТ.
(2) «По этимологии слово «эмоция» произошло, скорее всего, в 17 веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «колеблю», «волную». Таким образом, можно видеть смысловую связь слов «эмоция» и «движение» [1, с.9].
 
 
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бебик М. История и основные принципы танцевально-двигательной терапии // Танцевально-Двигательная Терапия. Выпуск 2. М., 1997. С.6-11.
 
2. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Лето-Осень 2000. №3. С.3-9.
 
3. Старк А. Танцевально-двигательная терапия // Танцевально-двигательная терапия. Перевод с англ. Ярославль, 1994. С.3-23.
 
4. Chodorow J. Body, psyche and the emotions // Keynote lecture for the International Clinical Conference on Dance Movement Therapy in Berlin “Language of Movement”, September 1-4, 1994.
 
5. Dance-movement therapy: theory and practice. H. Payne (Ed.). Tavistock / Routledge. London – New-York. 1992.
 
6. Lewis P. Theoretical approaches in dance/movement therapy. V.1. 1984. Kandall/ Hunt Publishing Company.
 
Статья написана в 2001г.
Бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. № 8