Мой опыт работы с телом на занятиях танцами — Сулима Ю.В.

Мой опыт работы с телом на занятиях танцами

 

СУЛИМА Юлия Владимировна (г.Москва)
 
Специалист по работе с персоналом
Эл.адрес: julia_slm@mail.ru
 
 
Танцы для меня всегда были мечтой, вернее даже не мечтой, а фантастикой, которую я не могла себе позволить в силу сильнейшей телесной зажатости и скованности. Начиная с уроков физкультуры, которые вселяли в меня невыносимый ужас и желание их пропустить, я избегала мероприятий, связанных с движением. Таким образом, достигнув возраста 37 лет у меня за плечами не было опыта участия в дискотеках, танцевальных вечеринках. Максимум движения, который я могла себе позволить – это переминание на месте в кругу. Я была довольно замкнутой женщиной, сложно вступала в контакт, даже если человек был мне симпатичен. Поэтому круг моих друзей и знакомых был невелик. Моя неуверенность в себе мешала мне начать посещать групповые танцевальные занятия, где я могла показаться неловкой и неуклюжей.

 

Примерно с 34-35 лет я начала периодически посещать занятия по аэробике. Причем, заметила для себя, что мне ближе такие занятия, где присутствуют танцевальные элементы. У меня складывалось ощущение, что, слушая музыку, я уже нахожусь в процессе танцевания, просто тело почему-то меня не слушается.
 
Сейчас мне полных 40 лет. В течение двух лет я посещала занятия в танцевальных группах разных направлений (belly-dance, клубные танцы и др.), но нигде не смогла почувствовать себя «своей». Я быстро испытывала разочарование и досаду, т.к. я не могла скоординировать тело, руки и ноги, а педагоги не уделяли время отстающим ученикам, подстраиваясь только под «продвинутых». Я бы охарактеризовала такой стиль ведения занятий как безразлично-отстраненный по отношению к учащимся, не входящим в состав концертирующего состава. 
 
Я стала искать группу по обучению танцам в своем районе. Случайно я попала в группу танцев для взрослых женщин. В этой группе был уже сложившийся коллектив участников, которые тяготели к концертной деятельности. Возраст занимающихся колебался в диапазоне 30-60 лет. Все занятия начинались с продолжительной, не менее 30 минут разминки. Преподаватель строила свои занятия таким образом: разучивание движений классических танцев – вальса, латино, цыганского, еврейского, рок-н-ролла, степа, турецкого и др. танцев в своей оригинальной хореографической постановке. Первые занятия посвящались разбору базовых элементов. Причем педагог всегда находила образные выражения, чтобы объяснить суть движения, откуда оно берется, исходя из культурных и этнических корней танца. Можно было придумать свой собственный сюжет, который позволял почувствовать настроение танца, его характер. Понимая, что взрослые, ранее не занимавшиеся хореографией женщины, не смогут идеально технически исполнять движения, она делала упор на вхождении в образ танца, развитии мышечной памяти, привычке смотреть на себя в зеркало во время танца. Не так давно наша группа начала принимать участие в танцевальных конкурсах в соответствующей возрастной категории. Я трижды принимала участие в этих выступлениях.
 
Я связываю большинство «сюжетов» танцев с женщиной, ее образом, взаимоотношениями с мужчинами, ее доминирующим положением в этом мире. Все, что нельзя выразить словами, некому сказать, некому слушать, выражается мною в танце. 
 
Например, танго – это танец женщины, которая проходит сквозь ряд мужчин, не отрывающих от нее восхищенного взгляда. Возможно, эта встреча происходит в портовом городе, где много моряков. Они хотят ее, но при этом понимают, что она не так легко доступна, как кажется. 
 
Еврейский танец – это целая поэма, которая рассказывает о народе, который прошел через многие испытания и при этом не разучился смеяться. Мое любимое движение – это просьба, обращенная к богу. Оно повторяется несколько раз за танец и все время по-разному. Согнутые плечи, протянутые руки, обращенные к небу… Это многократное движение, открывающее танец, я делаю сознательно с верой в то, что любовь, доверие, которого мне сейчас не хватает в жизни, обязательно ко мне придут.
 
Мои любимые танцы в стиле belly-dance, это моя отдушина в жизни и опора одновременно. Этот танец в древности танцевался женщинами для женщин, а вовсе не для услаждения мужчин, как многие считают сейчас. Танцуя его, мое тело расслабляется, ведь в напряженном состоянии просто невозможно исполнить многочисленные ключи, волны, восьмерки и маятники. Я думаю, что этот танец позволяет мне как женщине проявить свою истинную сущность, свои желания и возможности, то, что скрывается в деловой офисной атмосфере. Я думаю, что любой мужчина ценит в женщине прежде всего ее разность/умение быть несколькими женщинами, пребывая в одном теле. Восточный танец такие возможности нам дает, было бы желание их использовать.
 
В настоящее время любимой музыкальной композицией в моем репертуаре является групповая композиция в современном стиле. Музыка для нее «собрана» из нескольких произведений современных исполнителей, гармонично переходящих один в другой. Для танца характерен эмоциональный напор, достаточно быстрый темп, неожиданный и резкий ритмический рисунок. Для меня этот танец был в своем роде этапом в танцевальном развитии. Еще недавно я просто отказывалась его разучивать, мотивируя тем, что быстрый темп, чередование движений с высокой скоростью не для меня. И вот тело начало понемногу слушаться меня, подчиняться командам. 
 
В репетиционный период наш педагог несколько раз отмечала мое умение войти в образ, заставляя зрителя задерживать взгляд на мне. Когда начинает звучать вступление к танцу, мне кажется, что это мой шанс рассказать о себе, именно сейчас я могу быть услышанной и выслушанной. Я плыву вместе с музыкой и выплескиваю в движении накопившиеся эмоции. Когда звучит вступление к танцу, я чувствую (и мне об этом не раз говорили) как преображается мое лицо, я становлюсь счастливее и красивее.
 
В течение более чем 5-ти лет у меня были серьезные проблемы в семье и личной жизни, которые не могли найти своего разрешения, да, в общем-то они не решены и сейчас. Я кинестетик, люблю ощущать вещи руками, продлевать ощущения, которые они дают. Испытывая значительную потребность в регулярном эмоциональном, тактильном и др. контакте со стороны мужа и не реализуя ее, я стала во многом реализовываться в танцах. Начинают решаться мои личные проблемы. По крайней мере, я начала общаться с мужчинами не только в качестве делового собеседника. Я чувствую, что нравлюсь мужчинам и больше не боюсь этого. 
 
Стала меньше моя зависимость от мнения зрителя. Я все еще боюсь услышать неодобрительный отзыв о несовершенстве и дилетантстве моего исполнения, но выступать не откажусь.
 
Мое большое желание, которое я буду постепенно воплощать в жизнь — вести занятия в группах по belly-dance для взрослых женщин (старше 35 лет). Мой личный опыт показывает, что я могу понятно объяснить суть движения, добиться того, чтобы обучаемые (обычно это женщины, которые ранее не занимались восточными танцами) смогли повторить его. Кроме того, я смогу научить женщин нетрудным в исполнении танцам, которые знаю сама.