Обоснование использования танцевально-двигательной терапии (ТДТ) в логопсихокоррекции заикания — Беглова О.А.

 

Обоснование использования танцевально-двигательной терапии (ТДТ) в логопсихокоррекции заикания
 
Беглова Ольга Александровна (Москва) 
 
ННОУ «Феникс», логопед. 
Аспирантка Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ) дефектологического факультета отделения логопедии. 
Диссертация на тему: «Обоснование использования танцевально-двигательной терапии в логопсихокоррекции заикающихся подростков и взрослых». 
vesna"@strov.net 
 
В настоящее время все больше право на существование получают немедицинские модели психокоррекции. Взоры многих современных исследователей, в том числе Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской, обращаются карттерапии, «представляющей собой совокупность психокоррекционных методик, принадлежавших как к определенному виду искусства, так и являющихся технологией адаптогенного, профилактического, лечебного и коррекционного применения (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; сказки – сказотерапия; танец, движение – кинезитерапия (танцетерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика) и др.)» (Е.А. Медведева, 2001). 
 

В рамках логопсихотерапии описаны методы использования библиотерапии (Г.Д. Неткачев, В.М. Бехтерев, А.А. Верховский, Ю.Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И.Е. Вольперт, Н.С. Говоров), сказкотерапии (Е.Ю. Рау, Д.Ю. Соколов и др.), музыкотерапии (Матейова З., Машура С., В.И. Петрушин, В.С. Шушарджан и др.), кинезитерапии (Л.Бонев, А.Слынчев, С. Банков). 
 
Танцетерапия или танцевально-двигательная терапия как метод психокоррекции личности заикающегося в литературе разработан недостаточно (есть незначительное упоминание о применении ТДТ). 
 
Поэтому цель наша состояла в анализе теоретического материала о направлениях ТДТ и возможностях использования метода психокоррекции личности в рамках отечественных и зарубежных исследований, применительно к реабилитации заикающихся. 
 
Танцевально-двигательная терапия – междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. 
 
В настоящее время в зарубежной литературе описаны 3 школы танцевальной психотерапии: американская, английская, немецкая (Т.А. Шкурко, 2003): 
1. Американская возникла в США в 1940-х гг. (М. Чейз, Т. Шоуп, М. Уайтхаус и др.). По определению Американской Танце-Терапевтической Ассоциации (ADTA): «Танцевальная психотерапия – это целенаправленное использование движения как процесса, который усиливает эмоциональную, когнитивную и физическую интеграцию индивида». 
2. Английская танцевально-двигательная терапия стала развиваться в Великобритании с конца 1970-х гг. (DMT), (Х. Пейн, Ж. МакДональд, Э.Ноак и др.), где трактуется как «использование экспрессивного движения, с помощью которого индивид может включиться в процесс личностной интеграции и роста». 
3. Немецкая возникла в Германии и известна как Гуманно-структурированная танцевальная терапия (HDT), созданная Гюнтером Аммоном. HDT интегрирована в теоретическую концепцию Г.Аммона «Гуманистическая структурология», которая «базируется на позитивном определении бессознательной личности и на теории многомерной личности с интегрированными измерениями в здоровье и дезинтегрированными – в болезни». Для Г. Аммона цель терапии – в интеграции различных измерений личности в тождественность человека. 
 
Фундаментальными аспектами Гуманноструктурированной танцевальной терапии являются: 
— индивидуальный спонтанный танец, выражающий внутреннее состояние; 
— коммуникация через тело и движение танцора; 
— обратная связь группы, данная танцору после его танца. 
 
В отечественных исследованиях существует всего лишь несколько работ, посвященных применению ТДТ в работе с заикащимися. Среди них сеансы Н.Б. Пасынковой и С.Д. Рудневой, направленные на выяснение влияния танца на эмоциональную сферу человека (Н.Б.Пасынкова, 1993; С.Д.Руднева, А.В. Пасынкова, 1982). Известно, что этот метод («метод музыкального движения») способствовал самовыражению, самораскрытию и самопознанию личности заикающегося. 
 
В работах Е.В. Харитонова (1981), Л.З.Арутюнян (1993) описаны пантомимические упражнения игрового характера. Именно игровая ситуация «косвенно ведет к раскрепощению и обретению внутренней свободы, коррекции личностных отношений, формированию способности к адекватной реакции на речь собеседника». 
 
Е.В.Харитонов пишет о том, что у заикающихся «в коре головного мозга образуются изолированные болезненные пункты, некий зафиксированный патологический стереотип условных связей, и сосредоточенность на игровой творческой задаче предположительно создает новый очаг возбуждения, в момент речи переключая все внимание на него». В связи с этим у пациентов «образуется представление о себе как о человеке, свободно владеющем речью». 
 
О том, что «терапия движением вызывает удовольствие от самого процесса, а развитие способности переживания собственного тела как положительно окрашенного включает пациента в процесс творческого развития переживания через движение» говорила и писала Ю.Б.Некрасова, разработавшая метод кинезитерапии(опосредованное воздействие на психические состояния и личность пациента через работу с телом), включающего в себя парадоксальную дыхательную гимнастику А.С. и А.Н. Стрельниковых, невербальную жестовую психотерапию Е.В.Харитонова и гуманно-структурированную танцевальную терапию по Г.Аммону), были включены в целостную социореабилитационную программу, которая разрабатывалась Ю.Б. Некрасовой с целью диагностики и коррекции некоторых нарушений самоотношений и взаимоотношений личности заикающегося ( Ю.Б. Некрасова, 1991, 1994). 
 
Все исследователи сходятся на том, что заикание – это комбинированное расстройство с чрезвычайно сложным симптомокомплексом, в основе которого лежит нарушение коммуникации (И.Ю. Абелева, Л.И. Белякова, Т.А. Болдырева, Е.Ю. Рау, А.Б. Добрович, А.Б. Хавин, Б.М. Шкловский). 
 
Ю.Б. Некрасова определяет заикание как проблему личности: «Заикание – это страдание, которое суммирует в обратном приеме собственных сигналов три феномена: 
1.«Феномен Эхо» (заикающийся в ходе продуцирования собственной речи слышитсвою спотыкающуюся речь). 
2.«Феномен Кинези» (заикающийся ощущает мышечно-спазматическое неудобство при речи). 
3.«Феномен Зеркало» (заикающийся видит себя глазами другого человека: случайного прохожего, собеседника и др.)». 
 
Вследствие одновременного протекания трех феноменов происходит стойкое негативное условно-рефлекторное закрепление страдания, зачастую с явлениями скоптофобии (стыда за свою речь и себя). Помимо скоптофобии осевым симптомом заикания является страх речи – логофобия. 
 
Все это приводит, по мнению Ю.Б. Некрасовой, к усугублению ряда негативных личностных особенностей заикающихся: 
1.изменение потребностно-мотивационной сферы (развитие пессимизма, неверия в возможность преодоления заикания); 
2.нарушения эмоционально-волевой сферы (развитие вторичного невроза, при котором страх речи становится навязчивым и возникает уже при одной необходимости говорить, при воспоминании о речевых неудачах прошлого); 
3.формирование пассивно-оборонительного типа поведения (избегание ряда психотравмирующих ситуаций); 
4.изменение когнитивной сферы (искаженное представление о себе как о субъекте общения). 
 
Парадоксальная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых и жестовая терапия Е.В.Харитонова подготавливают тело пациента к восприятию танцевальной терапии по Г.Аммону, имеющей самую непосредственную связь с музыкой. В процессе танца больной отдается во власть музыки, отключая контроль сознания, и, «вытанцовываясь», высвобождает ресурсы на внутренние состояния, переживания, чувства и другие компоненты собственно внутренней психической работы». «Срабатывает тот же механизм нереализованной коммуникативной потребности, что и на сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии (желание говорить перед полным залом и желание «говорить» телом)». 
 
Гуманно-структурированный танец помогает диагностировать и корректировать значимые феномены: 
А) «Феномен Кинези» – видимые зажимы в определенных частях тела; дисгармоничность в танце, предпочтительно игнорируемые части тела и т.д.; 
Б) «Феномен Зеркало» – особенности самовыражения в общении с членами группы; нарциссический эффект – искаженное представление о себе; защитно-оборонительное состояние несопряженности с членами группы и т.д. (Ю.Б. Некрасова, 1991). 
 
Использование этого метода Ю.Б.Некрасовой в работе с заикающимися обусловлено концепцией Н.И.Жинкина (1958), согласно которой речевой акт относится к непроизвольно управляемым процессам. Физические же действия управляются произвольно. Вследствие этого разрушенный в части непроизвольного управления стереотип речи может быть усилен нормально действующим, произвольно управляемым движением скелетной мускулатуры. Это вносит не только общее, но и нужное, специфическое для речи упреждение. Физические действия и являются «буксиром» для речи. Важно, что данный метод вызывает релаксацию в движении (в отличие от релаксации в статике) и называется «динамической релаксацией», а также рождает континуум саногенных психических состояний (Ю.Б.Некрасова, 1992). 
 
Таким образом, анализ прочитанной нами литературы позволил сделать вывод о том, что арттерапевтические методики, в частности, танцевально-двигательная терапия способствуют гармонизации личности через развитие способностей самовыражения и самопознания, самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния человека, психофизиологических, коммуникативных процессов посредством соприкосновения с искусством. 
 
Помимо этого, в комплексной реабилитации заикающихся значение танцевально-двигательной терапии пополняется еще и тем, что «движение» не только влияет на эмоциональную сторону пациента, но параллельно развивает его моторную речевую способность, не акцентируя внимание на собственно речи и не задействуя ее непосредственно, тем самым, коррегируя личность заикающегося, плавно подводя к зарождению здоровой речи. Поэтому, это направление как метод психокоррекции личности требует дальнейшего изучения и развития в рамках социореабилитации заикающихся. 
 
 
Литература 
 
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М., 1998. 
 
2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Атрпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001. 
 
3. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. 
 
4. Некрасова Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся) // Вопросы психологии. 1994. № 6. 
 
5. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореф. докторской диссертации. М., 1992. 
 
6. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологич. журнал. 1982. Том 3. № 3. 
 
7. Руднева С.Д., Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологич. журнал. 1993. Том 14. № 4. 
 
8. Харитонов Е.В. Методические принципы арттерапии в системе социореадаптации заикающихся взрослых // Новые исследования в психологии № 1. М.: «Педагогика», 1981. 
 
9. Шкурко Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 1997. 
 
10. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб., 2003.