Очерк о ритуальном фламенко — Суарес-Гонсалес Ю.А.

 

ОЧЕРК о ВОЗМОЖНОСТЯХ РИТУАЛЬНОГО ФЛАМЕНКО

 
Суарес-Гонсалес Юлия (Москва) 
 
Всегда интересно столкнуться с каким-то явлением впервые. Фламенко потрясает, сбивает с толку, нарушая привычное течение жизни, вторгаясь целым сонмом невероятных образов, наверное, в первую очередь из-за музыки, ритмические рисунки которой воздействуют наиболее сильно на эмоции и чувства.

 

Но одно дело смотреть и слушать фламенко, а другое дело погрузиться в него целиком и день ото дня обогащаться всё новыми и новыми ощущениями от соприкосновения с тайной. Тайн во фламенко много, начиная от её истоков и заканчивая узким кругом испанских цыган, которые через фламенко общаются с небом, землей и каждый со своим святым… и не любят об этом говорить с посторонними.
Я поймала себя на мысли, что тайна заключается не в том, что ты никогда не узнаешь, о чём беседуют избранные, а в том, что каждый, кто, танцует фламенко, находит свою тайну. Об особом отношении к себе в этом танце и о поиске своих движений, мне рассказала одна юная цыганка (к этому мы вернемся чуть позже). В этой статье я не буду рассказывать о сценическом фламенко, где артист как невольник вынужден танцевать то, что предписано. Я хотела бы поговорить о ритуальном фламенко и о том, как с его помощью женщины, искали и находили свой танец и учились чувствовать свое тело. На мой взгляд, достаточно часто при желании женщины выразить себя через танец она сталкивается с избеганием собственного творчества и подавлении собственных импульсов. 
 
Моей целью было помочь женщине, пришедшей на занятия, найти движения, с помощью которых она максимально комфортно начинает чувствовать свое тело, как нечто целое. Я использовала именно поэтапный поиск, который проходил через нахождение движений отдельных частей тела, с сознательной фиксацией на наиболее комфортных танцевальных комбинациях. Тем самым наиболее понравившиеся танцевальные движения становились центром её танца, танца-импровизации, экспромта, вдохновения… полета и освобождения. В ритуальном фламенко танец имеет свое предназначение.
 
Предназначение — это исполнить желание танцора: пробудить любовь или очиститься от гнева, пережить горе или найти ответы на свои вопросы. Это становиться возможным благодаря особой музыке и уникальным танцевальным движениям, которые помогают танцору обрести внутреннюю уверенность, видение пути достижения цели, тем самым, приближая или осуществляя желания. Задача курса ритуального фламенко помочь женщине искать и находить танцевальные движения, благодаря которым она смогла бы наладить больше контакт со своим телом и душой, и тем самым приблизиться к исполнению своих заветных желаний, создавая свой танец.
 
Ритуальное фламенко – это, прежде всего ритм и чувства, которые он пробуждает. Ритм во фламенко наиболее сильная его характеристика. Их много: они имеют свою структуру и своё чередование. Для своих занятий я выбрала 4 группы ритмов, соответствующие 4 стихиям: земли, воды, неба и огня. 
 
Первый ритм представляет собой кампас, где ритм монотонно повторяется в достаточно медленном темпе. Акцент приходиться на движения ступней, ног и бедер. Руки практически не участвуют в танце. Я условно назвала его ритмом земли. Вы можете брать любой понравившийся ритм фламенко (алегриас, булериас, тангос и т.д.) — главное, чтобы рисунок танца и ритма был простым и повторяющимся. После прохождения этой программы, женщины отметили, что стали чувствовать себя более чувственными, сексуально привлекательными, при этом, они стали предавать гораздо меньшее значение оценке их привлекательности со стороны окружающих. Женщины, участвовавшие в этой программе, отметили, что после танца в ритме тангос поднимается настроение, ощущается прилив сил, и они чувствуют себя бодрее. Благодаря этой программе движения женщины становятся более уверенными и устойчивыми. Многие женщины стали чувствовать себя уверенней и в психологическом плане. Повторяющийся ровный ритм может способствовать снижению нервной возбудимости и оказывать стабилизирующий эффект.
 
Второй ритм, ритм воды представляет собой более сложный по оттенкам и звучанию ритм с разнообразными танцевальными рисунками, здесь присутствует смена темпа. Здесь основной акцент приходится на движения кистей и рук. Всё многообразие фламенко как танца, на мой взгляд, можно передать, танцуя только руками (хотя это, наверно, может стать предметом для спора). Необычные движения кистью руки у большинства женщин пробуждал интерес к нахождению своих собственных движений и к неугасающему долгое время творческому поиску танцевальных движений рук. Отмечая красоту и невероятную грациозность этих движений, все сошлись во мнение, что исполнение этих движений, вызывает очень приятные физические ощущения, которые в свою очередь подталкивают к двигательному эксперименту в танце с кистями рук и руками в целом. Эта программа значительно расширяет двигательный репертуар женщины в своем собственном танце. Большинству женщин эта программа понравилась больше всего, именно потому, что в ней так много кокетливых и по настоящему женственных движений, которые носят символический смысл, открывая возможность рассказать о своих чувства, не прибегая к сложным танцевальным движениям уже с первых занятиях. При этом многие женщины отметили, что стали использовать эти движения и в повседневной жизни.
 
Третий ритм — ритм огня — самый динамичный, ритм с ускорением темпа и резким окончанием, для этого используется сапатеадо — испанская дробь, резкие движения рук и корпуса, а так же кампас — ритмические хлопки руками. Те, кто быстро запоминал движения ног при изучении дроби, говорили, что используют сапатеадо для выхода накопившегося гнева или раздражения, при этом не только на занятиях, но и дома. Другие женщины отмечали повышение настроения и общего тонуса тела при исполнении кампаса, ритмичных хлопков руками. Практически все отмечали появления невероятного ощущения собственной силы, во время и после исполнения кампаса и сапатеадо, так же многие использовали кампас и вне занятий, для достижения эмоционального подъема или для переключения с негативных эмоций на нейтральные.
 
Четвертый ритм — ритм неба (воздуха) — выражен в статичных позах, простых движения рук и плавных переходах ног. В отличие от других танцев, где есть прыжки, и другие движения, чья внешняя сторона отражает стихию воздуха, во фламенко движения воздуха олицетворяют внутреннюю суть этой стихии — связь с сакральным, связь с сами собой, как с частью бытия, не-бытия, природы, хаоса. Движения наполнены глубокими внутренними переживаниями самого танцующего. Он привносит в танец свои переживания трансцендентного. Это и есть главная тайна фламенко лично для меня. 
 
Танцуя фламенко, каждый может поговорить с самим собой, благодаря особой музыке, которая способна помочь выйти за рамки своего «обыденного Я», рождая танец-разговор, танец-молитву, танец-медитацию. Большинство женщин отметили, что стали, более трепетно относиться к своему внутреннему пространству, оно стало для них образным и более понятным и близким. Некоторые признались, что стали ощущать себя «центром своего мира», «женщиной Вселенной». Другие отметили, что стали чувствовать себя более независимыми от настроения близких людей. Многие использовали танец с ритмом, олицетворяющим стихию неба, вне занятий, для того чтобы, дистанцироваться на какое то время от близких, остаться наедине с собой, своими мыслями и чувствами, для более осознанного понимания конкретной ситуации.
 
Обычно при преподавании традиционного фламенко не происходит разделения танцевальных движений по ритмам, так как в танце присутствует сложный ритмический рисунок, представляющий собой комбинацию из всех выше описанные ритмов и характерных движений. Тем и прекрасен танец фламенко, что он разный по структуре и ритму, но это не всегда позволяет успеть прочувствовать, какие движения и ритмы трогают и нравятся именно Вам. Часто новички, начиная осваивать фламенко, чувствуют эмоциональную усталость и смятение. Ведь передать всю гамму быстро сменяющихся чувств на протяжении одного танца достаточно сложно. Здесь мы вернемся к совету юной цыганки: «Разделяй и властвуй».
 
«Начни с простого — сказала она мне — … не танцуй до оскомины, почувствуй ритм и свое настроение внутри этого ритма, почувствуй, как тело откликается на него, почувствуй, что больше всего нравится ему и сделай это центром своего танца. Если чувствуешь эмоциональный и телесный ступор, остановись, …не танцуй день или два, пока не почувствуешь желание опять танцевать в данном ритме. Ищи свой танец, и только твое тело знает это лучше тебя. Ищи свою музыку, иначе не будет танца. Когда освоишься с ритмом и темпом, учись делать между ними переходы, дыши глубоко, внутренне стараясь сделать прыжок в следующую часть танца. Будь сосредоточена на себе, старайся отключиться от музыки. Когда будешь готова, прыгай в музыку, и только потом начинай движение, музыка должна быть с тобой единым целым». Сложно, но когда осваиваешься внутри каждого ритма, гораздо легче танцевать их в едином танце. Данная практика применима не только для освоения исполнения сложных танцев фламенко, но и для работы с собственным телом с помощью ритма и соответствующего ему движений.
 
Я взяла на вооружение, этот прием для своих занятий по фламенко для группы женщин в возрастной категории от 40 лет. Для работы с каждым ритмом в группе женщин я отводила 1-2 занятия, начиная с ритма земли и заканчивая этим же ритмом, как символом стабильности и незыблемости жизни. На втором занятии по каждому ритму, мы подводили некоторой итог. Каждый отвечал на простые вопросы: «Насколько комфортно двигаться в данном ритме?» и «Какие движения понравились?», делая акцент на положительных ощущениях тела во время танца. 
 
По моим наблюдениям женщины, танцующие в комфортном для себя ритме, импровизировали с большим удовольствием и легкостью, тогда как в более сложном для восприятия ритме, использовали шаблоны. Все отметили, что изучение различных танцевальных комбинаций помогает им более комфортно чувствовать себя в свободном танце и позволяет на базе выученных танцевальных элементах изобретать собственные. Все без исключения женщины могли выделить понравившиеся движения. При согласии на предложение поставить акцент в импровизации именно на эти движения, танцевали с большим удовольствием и легкостью, постепенно добавляя новые танцевальные движения. Некоторые женщины признались, что хотели бы в дальнейшем участвовать в показательных танцевальных мероприятиях. Другие напротив признались, что не хотели бы выступать на публике и что, танец для них стал своего рода нитью в мир своего внутреннего пространства. Многие пересмотрели своё видение женской привлекательности, перевоплащаясь в женские образы, представленные в танцевальной культуре фламенко. Некоторые женщины поделились мнением о том, что стали ощущать свою женственность наиболее полно, гармонично соединив в одно целое роли матери, жены, возлюбленной. Благодаря танцу фламенко для многих образ хранительницы очага, огня наполнился новым смыслом. Женщина выступает в роли не только берегини, олицетворяющей пассивную энергию, но и в роли амазонки, готовой в случае опасности принять на себя удар, защищая свое пространство, свой огонь, своих близких.
 
Предложенный в данной статье подход можно использовать для поэтапного раскрытия человека через танец. Во-первых, ритуальное фламенко можно использовать как базу из архетипических танцевальных элементов, с помощью которых можно сначала скопировать, а потом смоделировать танец через собственное творчество. Во-вторых, наличие разнообразных ритмов, помогает преподавателю смоделировать занятие исходя из основного принципа: разделение танцевальных движений для разных частей тела. Такая структура занятий способствует снижению чувства дискомфорта участников при первоначальном ощущении собственного тела в танце, позволяя им преодолевать это чувство с минимальными эмоциональными затратами. Безусловно, что кому-то просто может не подойти музыка фламенко — ни для поиска себя, ни для поиска своего танца. Но для тех, кто воспринял и полюбил этот стиль, занятия ритуальным фламенко могут стать новой ступенью на пути поиска СВОЕГО ТАНЦА.