Опыт использования структурированного танца в коррекционных группах развивающего движения с детьми 5-7 лет — Гончарова Ю.И.
Опыт использования структурированного танца в коррекционных группах развивающего движения с детьми 5-7 лет
Гончарова Юлия Игоревна (Москва)
Выпускница Специализации по танце-двигательной психотерапии Института практической психологии и психоанализа.
Квалификационная работа: «Соединение художественного движения и танце-lвигательной психотерапии в программе «Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет».
juliag@bk.ru
Структурированный танец — это движение по определенной схеме, по заранее известным законам в некоторой системе движения. В данном случае, мы будем опираться на художественное движение по методу Л.Н.Алексеевой. Основные идеи программы базируются на опыте работы группы в студии художественного движения при Центральном Доме Ученых под руководством И.Е.Кулагиной. Структура подразумевает исполнение подготовленных этюдов, взаимосвязанных с определенным музыкальным отрывком. Мы видим несколько путей использования подобного вида творчества.
Путь первый – концертная исполнительская деятельность. В данной статье это направление не является целью нашего обсуждения.
Путь второй – поддержание тела в тонусе. Это направление отличается от фитнесса тем, что одновременно с физической нагрузкой занимающийся получает и эмоциональную разрядку, что является переходным этапом к следующему пути.
Путь третий – использование художественного движения в терапии. Это и является прикладной целью нашей программы.
В статье мы будем использовать опыт работы коррекционных групп развивающего движения со старшими дошкольниками 5-6 лет и младшими школьниками 6-7 лет. Задачей таких групп, как правило, является коррекция эмоциональной сферы, концентрация внимания, развития мышления, музыкального слуха, памяти. Как известно, под школьной зрелостью понимают три аспекта готовности к обучению в школе: интеллектуальный, эмоциональный и социальный [1]. В современном воспитании мощный упор делается на интеллектуальное и социальное развитие. К сожалению, мало кто обращает внимание на эмоциональную сферу. Родители отправляют своих детей в разные «умные» кружки, где их учат читать, писать, считать и решать сложные математические задачи. Постепенно к этому списку добавляются рисование и ритмические занятия. И вот ребенок пошел в первый класс, и вроде все понимает из нового материала, и был хорошо подготовлен к школе, а оценки не высоки, не складываются отношения с одноклассниками, появляется «грязь» в тетрадях. Чаще всего причиной этого бывает недостаточное внимание родителей, педагогов и воспитателей к эмоциональной сфере ребенка. Поэтому психологи в таких случаях работают именно над развитием эмоциональной сферы ребенка. И работу лучше начинать, как можно раньше пока не появились серьезные проблемы. Идеально с детского сада или хотя бы с начальной школы. Мы согласны с автором книги «Мудрое движение» доктором нейрофизиологии Карлой Ханнафорд [2], что движение жизненно необходимо, с его помощью человек реализует и выражает «свое познание и понимание самого себя». Тело, собирая все ощущения через глаза, уши, нос, язык, кожу и проприорецепторы, способствует встраиванию и закреплению нового опыта и информации в нейронных сетях. Также движение пробуждает и активизирует умственные способности, что является хорошей подготовкой к обучению в школе. Карла Ханнафорд утверждает, что человек учится не только головой.
На занятиях мы стараемся больше двигаться и на наш взгляд, структура является самым безопасным способом коммуникации с детьми. Но это совсем не означает, что взаимодействие происходит только в заданных рамках. Речь идет об использовании структурных элементов, то есть этюдов. Во время их исполнения используются разные способы взаимодействия с чувствами ребенка: это классическое музыкальное, «живое» исполнение произведения, тщательно и гармонично подобранные движения (для детей это игровые или сказочные сюжеты) и вербальное сопровождение упражнения. В зависимости от ситуации вербальную часть процесса мы или изменяем, или опускаем в процессе движения. Это делается для обогащения детей их личными образами и для создания их собственных историй, развития воображения, поиском нового решения, что позволяет развивать мышление.
Например, рассмотрим этюд на музыку К.Черни, ор.821, №152, который называется «Медведи в клетке» [3]. Это упражнение можно использовать в работе со страхами: страх потеряться, быть брошенным, страх одиночества, насилия, замкнутого пространства.
Детям рассказывают историю о том, как в лесу поймали медвежонка и посадили в клетку, а он пытается из нее выбраться к маме в лес. Можно предварительно участников как бы «закрыть на ключ»: клинк, клянк, клюнк! Чем меньше развито воображение у членов группы, тем более яркая сочиняется история о медвежонке.
Исходное положение (И.П.) – полуповорот направо, встать на колени, натянуть носки, сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Сидя на четвереньках тянуться вперед, затем в стороны руками, словно стараясь нащупать выход. Затем, стоя на четвереньках, тянуть вперед правую руку и назад левую ногу и поменять руку и ногу, словно пролезая сквозь прутья клетки. И так несколько раз. «Ничего не получилось!» и тогда вернуться в И.П., уткнуть носы в тыльные стороны ладоней и печально завыть! [3].
Физически это достаточно сложное упражнение, и в терапевтической ситуации не стоит обращать внимание на качество исполнения. Его можно сделать несколько раз. Первый раз для того, чтобы познакомится с сюжетом и движениями, подключить воображение, обратить внимания на ощущения в теле. Во второй раз можно попросить сконцентрироваться на чувствах медвежонка.
Возможно, потребуется еще время для формирования образа оказавшегося в неволе и одинокого существа, это зависит от уровня подготовки группы. На занятиях некоторые дети отказываются «утыкать нос в ладони и выть». Они сообщают, что на самом деле, им удалось выбраться и убежать в лес. Таким детям можно предложить проиграть ситуацию, что же происходит с ними дальше в лесу.
Все собираются в круг, и ведущий спрашивает, что чувствовал медвежонок, когда его забрали у мамы, посадили в клетку, оставили там одного и заперли, когда не удалось (или удалось) выбраться из клетки. Если детям сложно разобраться с чувствами, мы используем уже знакомые им пиктограммы с изображением чувств [4]. Можно предложить отобрать подходящие и назвать их. Остальные откладываются в сторону.
Очень важно в завершении вернуть детей к собственному опыту, спросив, были ли в их жизни ситуации, когда они испытывали такие чувства. Что это была за история. Очень важно выслушать каждого, а затем предложить нарисовать свою историю в альбоме. В дальнейшей терапевтической работе мы можем возвращаться к этим историям.
Для снятия эмоционального напряжения и релаксации используется ряд веселых и забавных упражнений. Их эффективно использовать в конце сессии для переключения внимания, отдыха, расслабления и создания позитивного настроения. В качестве такого упражнения может быть исполнен «Клоун» [3] на музыку С.Майкопара «Музыкальный клоун».
Этот этюд – некая игра расслабленной кистью, изображающей как бы стряхивающие движения. Они направлены то вниз, то в стороны, то вверх. Движения чередуются с крепкими, направленными махами в стороны, как бы раскрывая и отталкивая (закрывая) в пространстве нечто, похожее на маленькую дверцу. Упражнение выполняется без напряжения быстро и игриво.
Использование этюдов возможно и при знакомстве детей с чувствами или настроением. Можно иллюстрировать выбранное чувство этюдами из художественного движения.
Обычно, вначале мы рассматриваем пиктограммы чувств и по выбору детей для более глубокого знакомства с ними исполняем некоторые упражнения. Так, например, знакомясь с агрессией или злостью, мы используем упражнение «Тигры». У многих детей существует запрет на выражение агрессии в обычной жизни, но, играя, в движении, ребенок раскрепощается и погружается в сюжетно ролевую игру, забывая о запретах. Находясь в определенных рамках структуры танца, эта агрессия, злость безопасна для ребенка и контролируема им самим или ведущим.
Иногда мы не называем животное, которое изображаем, а только обращаем внимание на наличие некоторых агрессивных атрибутов: длинные когти, свирепый оскал, острые зубы и страшные глаза. В конце упражнения мы предлагаем детям самим назвать, кто это был. Если ребятам трудно одновременно и исполнять и представлять кто это, то группу можно разделить на две части: одна исполняет, а другая называет. Потом подгруппы меняются.
«Тигры» [3] на музыку К.Черни, ор.139, № 41 исполняются по кругу.
И.П. – подготовить когти (руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы чуть согнуты, как когти), зубы (тигриный оскал), глаза (страшные). Дети, подпрыгивая, попеременно поднимая прямые ноги, двигаются по кругу вперед «чеканным галопом» и на последние звуки музыки в прыжке опускаются на корточки, как бы вцепляются в добычу и громко рычат.
Далее в зависимости от целей занятия можно рисовать агрессию, обсуждать свои истории, названия животного, проводить специальную работу с исследуемым чувством.
Таким образом, структурированный танец, этюды художественного движения можно использовать в групповой терапевтической работе для разных целей.
Композиции художественного движения можно использовать в начале сессии как разогрев перед дальнейшей терапевтической работой. А также в середине и конце для переключения внимания или расслабления. Сама структура является безопасным и бережным способом контакта с чувствами ребенка, с которыми, возможно, он соприкасается в своей жизни.
Далее содержание упражнения позволяет прорабатывать разные эмоции в групповой работе и, не травмируя внутренний мир занимающихся, в доступной для них игровой форме подготовить к осознанию и принятию, может быть, новых для них чувств.
И последнее, это прогрессивный способ развития эмоциональной сферы, используя возможности своего тела, его естественные гармоничные движения. Как тут не вспомнить лозунг: «В здоровом теле здоровый дух!»
Литература
1. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе). Московский Психолого-Социальный Институт. М.-Воронеж, 2003.
2. Ханнафорд К. Мудрое движение. «Восхождение», 1998.
3. Кулагина И.Е. Художественное движение. Метод Л.Н. Алексеевой. Часть 1. Москва, 2004.
4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Москва, «Генезис», 1999.
| ||