Отзывы Двигательное развитие

Несколько примеров студенческих работ с Глоссарием терминов модуля “Двигательное развитие”, с опорой на эмпирический способ познания (телесный и двигательный опыт, с вниманием к месту отклика в теле, ощущениям, чувствам, образам, мыслям) и персональную динамику развития:

 

  1.      Двигательное развитие

“Двигательное развитие  — это процесс приобретение новых навыков, на основе накопленного опыта в рамках предшествующего этапа (включает уже освоенные навыки и развитые качества телесных структур), следуя как за внутренними импульсами (интересом, потребностью и удовольствием от тестирования и расширения собственных сил и возможностей) так и за внешними”.  Мария И.

 

“Я исследую свои движения и паттерны развития. Приходят воспоминания из детства, там было много развивающих движений. Развитие происходило через удовольствие и игру. И прогресс был очень видимый, ощутимый и очевидный для всех. Когда я переходила из лежания в переворачивание и ползание, потом начинала ходить. Это то, что вызывало много радости, внимания и поддержки со стороны родителей. Среда способствовала движению и развитию.Этот внутренний ребенок живет во мне и сейчас, и я выпускаю его наружу через свои движения. Но во взрослом возрасте включаются когнитивные процессы. Больше сложностей во внешней среде. Не всегда есть ресурсы. Откуда-то из подсознания рождаются вопросы: не поздно ли? Зачем это сейчас нужно, может есть что-то важнее? Эти вопросы рождают переживания и беспокойство. Поддержка и опора уже важна собственная внутренняя. И слушание внутреннего компаса, интуиции. Страшно идти в новое и неизвестное. Но вместе с тем любопытно и интересно. Такое раскачивание в гомологичном паттерне перед тем как совершить действие. Застреваю перед тем, чтобы совершить pull”.   Мария Л.

“…Возникают образы лестницы, по которой карабкается живое тело.

Мысли о том, что двигательное развитие сопровождает нас не только в детстве, но и во взрослом состоянии. Однако возникновение новых движений уже не так очевидно, требуется включение всех уровней сознания и восприятия, чтобы не упустить момент «здесь и сейчас»”.    Ксения К.

 

  1.      Гармоничное развитие

“Гармоничное развитие — включает в себя согласованное  и последовательное развитие телесных структур в  соответствии с задачами этапа развития, и равнозначное развитие полярностей/дуальностей (право/лево, внешний импульс/внутренний, сила/слабость и т.д.). Обеспечивает целостность и адаптивность структур, синергетический эффект от объединения противоположностей”. Мария И.

 

“Этот термин привносит в моё движение ощущение упорядоченности и даже некоторой математичности. Я чувствую связанность в теле, чувствую связь тела с окружающим пространством, я ощущаю баланс внутреннего и внешнего.

Вместе с термином приходит динамический образ человеческого эмбриона, который постепенно усложняясь, проходит стадии от клетки до сверхсложного взрослого организма”.  Марина К.

 

“Когда создаю свой танец с этим понятием, рождаются плавные медленные движения. Даю себе больше времени на исследование, внимательное слушание.

Гармоничное развитие я бы нарисовала как вектор. Оно имеет направление. И включает в себя эмоциональное, когнитивное, двигательное, коммуникативное, творческое развитие. Гармоничное развитие — целостное. Для меня важно учесть все компоненты развития и то, как они между собой взаимодействуют. Я как будто плету свой путь из разных нитей. Создаю свое уникальное плетение, но при этом прочное, не упуская из виду ни одну из нитей.  Для гармоничного развития важна благоприятная среда и наличие внутренних и внешних ресурсов”.   Мария Л.

 

 

 

“Когда я думаю о гармонии, возникает образ поступательного, сбалансированного

развития движения. В двигательном исследовании для меня на первый план выходит

баланс двигательных форсов развития. Возможность доверять внешней среде через

yield, использовать силу push, отталкиваясь от пола с доверием к костно-мышечной

системе организма. С опорой на внутренние импульсы организма, дотягиваться и

притягивать из среды к себе то, что нужно и важно в данный момент времени. Чувство

доверия телу как целостности, внимание к потребностям и интересам”.       Варвара Л.

 

 

  1.      Предпосылки развития

 

“Предпосылки развития — это движущие силы развития к которым относятся: условия среды в рамках которой происходит развитие, заложенные генетические программы (история эволюции как фактор развития), инстинкт самосохранения и выживания”.  Мария И.

 

“Этот термин отзывается дающим спокойствие заземлённым ощущением с вектором снизу-вверх (ощущается в точках соприкосновения с землёй, местах опоры). С этим термином мне приходит образ питательной и поддерживающей среды, с которой я нахожусь в неразрывной связи. Это среда поддерживает и вместе с тем формирует меня; эта среда является базой, которая дает ресурс и в какой-то степени меня направляет. Слушая себя, окружающее пространство и изучая нашу связанность, я нахожу в себе импульсы для начала какого-то действия, я ищу источники опоры и, доверяя им, могу взять мощный толчок для развития какого-то движения”.  Марина К.

 

  1.      Задачи развития

“К задачам развития относятся:

  • организация и развитие телесных структур в соответствии с требованиями среды
  • освоение  новых навыков соответствующих возрасту и телесным ограничениям   устройство и организация тела для соответствия требованиям предъявляемым средой
  • познание внутренней организации и ее возможностей во взаимодействии с внешним окружением
  • поиск наиболее эффективных способов удовлетворения базовых потребностей психики и тела”.       Мария И.

“С этим термином приходит образ спирали, где задачи развития ощущаются как один из кругов, пройдя который можно выйти на новый уровень.

Характер движения повторяющийся, закрепляющий что-то, позволяющий почувствовать себя уверенно в совершении некого действия. Повторяя движение, я либо нахожу интерес в усложнении, либо, удовлетворившись найденным и успокоившись, перехожу к исследованию нового”.   Марина К.

 

“Задаюсь вопросами. Какие задачи мне предстоит решить? Куда направить свое внимание, чтобы развитие было гармоничным? Учитываю ли я свою историю, опыт, реализованный потенциал? Я как будто собираю пазл, и моя задача заполнить все пропуски и подобрать так элементы, чтобы все сложилось в цельную картину.

Когда я двигаюсь, исследуя это понятие, то обращаю внимание на телесные ощущения. Где есть напряжение, дискомфорт или боль. И направляю внимание на эти участки. Потом стараюсь оживить и почувствовать все тело целиком, каждую его систему, каждую клеточку и внутреннее движение. Прислушиваюсь к телесным реакциям, внутренним откликам и ищу ответы на волнующие вопросы”.   Мария Л.

 

“Когда я размышляю об этом термине, я вспоминаю о клетке живого организма. Любая клетка имеет в своём ядре (в своих РНК и ДНК) генеральный план развития всего организма и чётко ему следует, выполняя конкретно свою функцию. А значит будет справедливым утверждать, что она чётко следует генеральному эволюционному плану природы. Если нет – то она гибнет. Так и человек, будучи носителем генерального плана природы, либо развивая свою адаптивность к внешней среде, развивает свои способности, либо природа выключает его из своего эволюционного плана развития. Получается, что задача развития для человека совпадает с развитием у себя высоко-адаптивных движенческих, а, следовательно, поведенческих паттернов”.  Зифа М.  

 

 

  1.      Динамика развития

“Скорость, последовательность и характер (плавность или скачкообразность)  приобретения новых  и совершенствования уже имеющихся навыков и умений, под влиянием внутренних и внешних импульсов развития”.  Мария И.

 

“Чтобы проследить динамику развития важно знать свою историю, как происходило мое развитие. Тогда можно сравнивать себя сегодняшнюю с собой вчерашней, год-два, десять лет назад.  Динамика развития происходит очень по-разному. Быстрее или медленнее, с паузами или без, тише или громче, легче или тяжелее. Меняется направление, условия и среда. Рождаются переживания о нехватке времени. Динамика очень переменчива, подобно погоде, солнечная, дождливая, ветреная. Покачивающиеся из стороны в сторону движения рождаются. Но в отличии от погоды я могу на нее влиять, чтобы развитие происходило гармонично. Учитывать историю, подбирать комфортный ритм, создавать благоприятные условия, выбирать направление”.    Мария Л.

 

 

 

“… Мысли о том, что динамика развития – это не только гонка и постоянное усилие, это и замедление, и внимательное исследование”.    Ксения К.

 

 

 

  1.      Реализованный /нереализованный потенциал развития

“Потенциал — заложенные возможности человека как представителя биологического вида. Освоенные навыки как реализованный потенциал, совершенствование и возможность освоения новых навыков как нереализованный потенциал”. Мария И.

 

“В теле отзывается либо ресурсным состоянием предвкушения какого-то действия, когда я чувствую, что наработанный опыт, ресурс и желание позволяют что-то реализовать, исследовать, углубить, расширить, основываясь на той базе, которая у меня уже есть; либо я чувствую фрустрацию от невозможности что-то сделать, когда не позволяют боль, ограничение, незнание или неуверенность в своих силах.

Обращаясь к образам, я представляю раскидистое дерево со множеством ветвей, где наиболее толстые и здоровые, с большим количеством отростков, тянущиеся дальше, вверх, к солнцу — это реализованный потенциал, а те, по идее достаточно сильные и большие, которые могли бы иметь, но остались без отростков — нереализованный.

В этом термине я сталкиваюсь с большим внутренним сопротивлением, потому что с одной стороны мне кажется, что кто-то заранее решил, какой именно у меня потенциал и как мне его “правильно” реализовывать, а с другой стороны у меня появляются какие-то свои личные ожидания и претензии к себе. Появляется горечь от сделанного выбора, сомнения насчёт его правильности”.    Марина К.

 

“Нереализованный потенциал для меня ассоциируется с чем-то ценным и важным. Как поиск алмазов в груде камней. Начинаю обнаруживать алмазы, один, второй, вот еще один. И встает вопрос выбора. Начинаю разглядывать каждый. Приходит ассоциация с паттерном reach. Что важнее реализовать вначале, совершив pull? Выбор навсегда легко дается и появляется страх ошибиться. Могу реализоваться вширь, развивая разные потенциалы. А могу вглубь, выбрав 1-2. Реализованный потенциал для меня становится опорой. Реализация нереализованного потенциала части происходит через поиск новых движений, возможностей. Я встречаюсь с внешним миром и ограничениями, которые он накладывает. Ищу способы для реализации, подстраиваюсь, проявляю гибкость, креативность. Реализация потенциала открывает новые ресурсы, придает уверенность и силы для новых шагов”.  Мария Л.

 

“…Чувствую, в каком движении есть потенциал для развития и более глубокой растяжки, а в каком тяжелее реализовать то, что было заложено в теле изначально.  Переводя мысль на повседневную жизнь, пришло следующее понимание – во мне есть способности к чему-либо. Это может быть, что угодно: от физических возможностей тела до творческой самореализации. И я в этом особенна и уникальна. В данной точке моей жизни я обладаю определенным набором качеств и умений, среди которых есть уже реализованный потенциал развития, а есть то, над чем нужно работать. Нереализованный потенциал – это возможности, которые мне даны для реализации в жизни и которыми не было уделено внимание, однако всегда можно начать развивать, если чувствую в этом потребность. Реализованный потенциал – это область, в которой я являюсь специалистом или профессионалом”.    Ольга Ш.

 

 

  1.      Принципы уникальности и универсальности развития индивида

 

“Принцип в соответствии с которым все индивиды обладают общими основополагающими структурными и эволюционными предпосылками для развития, и при этом в силу  наличия индивидуальных особенностей, свойствами среды, в рамках которой происходит развитие и накопленным жизненным опытом, находят каждый свой уникальный путь решения задач, встающих в процессе развития и реализации заложенного потенциала”.   Мария И.

 

“Этот термин проживается через ощущение сил гравитации и натяжения в теле. Как будто гравитация является некой константой, влияющей на всех нас, и олицетворяет принцип универсальности, а силы натяжения внутри меня — это личная выверенная подстроившаяся уникальная система. В ходе движения я постоянно нахожусь в поисках баланса между отпусканием и напряжением, сдаванием себя силам гравитации и натяжением, которое позволяет выстроиться, оттолкнуться и развить действие. Универсальность отзывается у меня в костной системе, ощущением прочности, опоры, стабильности, долговечности. Уникальность отзывается в мышцах и соединительных тканях: я чувствую гибкость, адаптивность, уязвимость и одновременно потенцию большой силы, рывка, изменения, действия”.   Марина К.

 

“Можно выделить общие закономерности нашего развития. Этапы, через которые мы проходим, рефлексы, паттерны, через которые наши движения развиваются, способы взаимодействия с миром. Но наша история, условия, в которых мы родились, путь, который мы проходим, наш опыт уникальны. Мы испытываем одни и те же эмоции, но переживаем их по-разному, у каждого по-своему они отражаются в теле, в разных ситуациях. Трудности, с которыми мы сталкиваемся на пути развития схожи. Но мы проходим через них по-разному. Универсальность объединяет. Уникальность выделяет. Когда я прохожу через трудности, мне помогает универсальность. Понимание, что я ни одна с ними встречаюсь. И есть уже способы, как через них проходить. В творческом и креативном процессе я развиваю свою уникальность. В этом ценно мое собственное видение, моя непохожесть”.          Мария Л.

 

“В двигательном проживании этих принципов, мне пришли образы линии и точки. Линия

— это принцип универсальности, эта линия есть до меня и будет после, у нее есть четко

определенное направление, траектория, границы. Находясь на этой линии, хочется

двигаться чётко, направлено, краткими и простыми движениями. Уникальность — это

точка на линии, причем развитие и движение возможно во все стороны из этой точки,

точка не задана направлением линии универсальности, она рядом, но в то же время

как бы вне этой линии. В обоих случаях было много движения в руках, от центральной

оси тела к периферии”.     Варвара Л.

 

 

“…Мысли о тонкости и ранимости, когда думаю об уникальности и силе и опоре, уверенности, когда думаю об универсальности”.           Ксения К.