Применение английского и венского вальсов в танце-двигательной терапии — Каневская Н.В.

 

ПРИМЕНЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО И ВЕНСКОГО ВАЛЬСОВ В ТАНЦЕДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
КАНЕВСКАЯ Нина Викторовна г.Кронштадт
 
Кандидат психологических наук, хореограф-постановщик, педагог – психолог в ГОУ ДОД ДДТ «Град чудес», г. Кронштадт, руководитель Творческой школы-мастерской общения. 
 
Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас!
И не случайно этот танец – вальс.
…..
Может быть этот вальс
Нам предстоит запомнить на век.
(слова из песни «Белый танец», муз. Д.Тухманова, сл. И.Шаферан)
 
Так получается, что эффективность использования того или иного направления в целях танцедвигательной терапии обусловлено двумя факторами. Первым фактором является определенная «проблема», жизненная тема, решение которой несет данный вид танца. Вторым фактором является поиск конкретным человеком путей решения именно этой «проблемы», жизненной темы. И когда такая встреча происходит, результаты не заставят себя ждать. Соответственно можно вывести предположение о том, что определенный вид танца эффективно влияет на решение определенных трудностей. 

Так, фламенко тесно связано с переживанием состояния уверенности и гордости (как чувства собственного достоинства и самоуважения), восточный танец (в частности, танец живота) с переживанием чувства удовлетворения собой, переживанием собственной красоты, с женственностью. Это, конечно же, далеко не все, только то, что сразу приходит на ум. 
 
Бальные танцы – это тот вид танца, который по своей истории возникновения и логике подразумевает парное танцевание. И это уже вопрос отношений и взаимодействия: отношений с другим человеком, отношения к противоположному полу, тем лидерства\ведомости, поиска баланса, выстраивания диалога. Для меня волшебство этого танцевального направления заключается в непременном наличии полярностей – мужчины и женщины, лидера и ведомого (причем, эти роли постоянно меняются), верхней и нижней точки (при снижении и подъеме). В процессе танца оба партнера то берут на себя роль лидера, то ведомого, что создает возможность диалога: двигательная «фраза» одного, затем ответ другого. 
Таким образом, через использование бальных танцев прорабатывается вопрос налаживания отношений, развитие способности настройки на партнера и сонастройки с ним, вопрос продуктивных отношений с противоположным полом.
 
Вальс по моему опыту работы не только несет в себе все перечисленные выше особенности, но и самым эффективным образом применяется для работы с вышеперечисленными категориями психического. 
 
Сам по себе трехчетвертной ритм оказывает гармонизирующее влияние. Число три во многих культурах считается магическим, обладающим особым качеством воздействия. К этому добавляется особенность движения: подъем на счет 2, снижение на счет 3 (для профессионального танцевания снижение происходит на счет «и» после счета 3) и удержание данного уровня на счет 1. Здесь постигается основной закон жизни: для того, чтобы пойти наверх, нужно взять хороший старт. Существует оптимальный уровень снижения (сгибания коленей, «упор» стоп в пол) – тот, который даст возможность достичь наивысшей точки подъема. Образы, которые возникают при таком танцевании – это накатывающаяся и откатывающаяся волна, раскрывающийся цветок, стремящийся к солнцу, птица. 
 
Результаты диссертационного исследования (1) показали, что английский вальс оказывают гармонизирующее влияние на психические состояния подростков, опыт работы со взрослыми показывает те же результаты. Показатели функционального состояния становятся более интегрированными. Так, после тренингов показатели самочувствия, активности и настроения имели гораздо больше значимых корреляционных связей между собой, чем до занятий. После тренингов, за двигательную основу которых был взят английский вальс, участники определяют свое состояние как «спокойное», «умиротворенное», «наполненное гармонией», «состояние единства», «незабываемое», «радостное», «тихое удовольствие». Таким образом, использование английского вальса является очень эффективным началом тренинга или его завершением. В первом случае медленный темп позволяет всем участникам мягко сонастроиться друг с другом, почувствовать себя как часть целого. Во втором гармонизировать свое состояние после интенсивной работы. 
 
Венский вальс имеет более высокий темп, поэтому его гораздо полезнее использовать как ресурс активизации жизненных сил организма. Этот вид вальса можно использовать после английского для того, чтобы усилить сонастройку членов группы (в более высоком темпе), переживание образа (волны, раскрывающегося цветка). После тренингов, основанных на венском вальсе, участники описывают свое состояние как «солнечная радость», «желание жить», «полет», «легкость», «удовлетворенность». Именно в венском вальсе смена ролей ведущего\ведомого выходит на первый план. Танец получается тогда, когда движущийся вперед по линии танца является активный, а идущий назад – пассивным: его задача пропустить идущего вперед и отдохнуть за этот такт. В следующий момент тот, кто шел назад, должен идти вперед, и если он не примет на себя активную роль, то движения вперед не будет. Именно на этом танце интересно исследовать свои возможности быть в роли и ведущего, и ведомого. Именно здесь можно прочувствовать необходимость смены этих ролей. Как в жизни, так и в вальсе. 
 
В заключение нужно отметить, что в данной статье я коснулась возможностей использования структурированного танца (2). Любой вид структурированного танца может применяться при построении сообщества, завершении интенсивной интеллектуальной и эмоциональной работы. Структурированный танец является эффективным средством гармонизации психических состояний и отношений, охватывая все уровни психической активности, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей и эффективность процесса общения. 
 
Использование вальсов делает этот процесс более быстрым, более эффективным и оставляет яркие следы в эмоциональной сфере каждого участника независимо от его возраста и танцевальных пристрастий. 
 
Неслучайно на свадьбе молодожены танцуют вальс – тот танец, который оставит незабываемые впечатления как в их сердцах, так и в сердцах зрителей. Но это уже тема другой статьи. 
 
Примечания: 
(1) Диссертационное исследование Каневской Н.В. «Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений у подростков», проведенное в 2004 г.
 
(2) Структурированным называется четко организованный в пространстве и времени танец, основанный на базисных движениях народного, бального, современного танца и имеющий своей задачей смену танцевального рисунка и ставящего основной акцент на взаимодействии.