Процессуальная работа А.Минделла как теоретическая основа для работы с движением и танцем в процессе психотерапии — Рахманова А.Р.ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РАБОТА А.МИНДЕЛЛА как ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА для РАБОТЫ с ДВИЖЕНИЕМ и ТАНЦЕМ в ПРОЦЕССЕ ПСИХОТЕРАПИИ
Альфия Рашидовна РАХМАНОВА г.Москва
Московский Городской психолого-педагогический Университет, факультет психологического консультирования, кафедра мировой психотерапии, ст.преподаватель. В МГППУ реализую проект, в котором движение, танец и работа с телом становятся одним из способов подготовки психотерапевтов.
Процессуальный психотерапевт.
Член команды организаторов Московского фестиваля по Контактной импровизации и Перформансу.
Занимаюсь преподаванием контактной импровизации, веду тренинги по видео и танцу, по импровизации и перформансу. Фотографирую движение и танец.
Основной интерес – исцеляющий и развивающий потенциал искусства.
Эл.адрес: alfacontact@gmail.com
Сайты: http://www.contactimprovisation.ru , http://www.contactfestival.ru
статья А. О необходимости теоретического обоснования практического использования техник в процессе психотерапии.
Психотерапия как форма включает в себя различные уровни. Уровень, «видимый» со стороны – технический. Это те интервенции терапевта, которые мы можем наблюдать, те инструменты, которые он использует – конкретные упражнения, инструкции, предлагаемые клиенту, алгоритм действий, способ построения терапевтической реплики, особый способ поведения терапевта, или же принципиальная «атехничность» подхода К.Роджерса и т.п.
Одновременно глубже уровня технического можно выделить уровень философии терапии – теорию терапии и теорию личности (но иногда в терапии понятие «личность» отсутствует). И если на уровне техническом возможно объединять и сочетать освоенные на практике или «подсмотренные где-то» техники и прочие терапевтические интервенции, то на уровне философии они могут совсем даже не сочетаться и быть противоположны (к примеру, правило принятия клиента гуманистических терапевтов и провокативность техник Фарелли).
Уровень философии в теории терапии – это корни, основа, из которых вырастают инструменты, техники терапии. Поэтому, для глубинной проработки запроса клиента практикующему психотерапевту важно осмыслить уровень философии терапии.
Возможно, у некоторых терапевтов есть собственный теоретический взгляд на психотерапию. Однако для эффективности терапевтической работы представляется необходимой рефлексия не только того, что я делаю, но и того, почему и для чего я делаю именно это. К тому же, количество школ и направлений психотерапии, которые представлены сейчас в терапевтическом сообществе огромно, так же как огромно и пространство всевозможных психотерапевтических техник.
В терапии искусствами (танце-двигательная терапия, арт-терапия, психодрама и т.п.), например, терапевт может предлагать клиенту рисовать, двигаться, проигрывать роли, петь. И для того, чтобы предлагаемый процесс стал терапевтичным, важно осознавать – что является целью в данном действии и в терапии в целом?
Уровень теории терапии позволит ответить на возникающие у терапевта вопросы. Одни ответы будут получены благодаря теории психоанализа в изучении переноса, детского опыта, бессознательного через исследование получившегося продукта (рисунок, танец и т.п.) и то, что сопровождало его создание (ощущения, мысли, чувства, воспоминания). Поиск других ответов приведет нас к мифам и коллективному бессознательному, что изучалось в аналитической психологии К.Юнга. Следование за процессом клиента может привести к необходимости использовать в работе нарративный подход и «переписать историю клиента», выявить структуру его убеждений (когнитивная психотерапия, НЛП) и т.п.
В основе каждой теории терапии лежит постулат о возможных причинах возникновения «болезни» и определены зоны терапевтического воздействия: поведение, характеристики личности, эмоции, телесные паттерны и другое. Также определены технологии терапии – в одних это четкие алгоритмы, техники и конкретные инструменты работы (когнитивная терапия, НЛП, бихевиоральный подход и т.п.), в других – следование за процессом и включение движения, танца, тела, дыхания. Эффективность каждого направления обеспечивается стройной теоретической основой и осознанностью практической деятельности.
Замечу, что далеко не каждая терапия использует в своей практике движение и работу с телом. Например, классический психоанализ З.Фрейда накладывал жесткое табу на прикосновение к телу пациента, тогда как при определенных условиях такое прикосновение возможно и необходимо в некоторых видах терапии, в том числе в танцевально-двигательной терапии (ТДТ). И в этом случае, прикосновение и движение может стать одним из важнейших инструментов терапии.
В дальнейшем, речь пойдет о процессуальном подходе Арнольда Минделла как одной из возможных теоретических основ для работы с движением и танцем в процессе психотерапии.
В. Теория процессуальной терапии, позволившая мне включить движение и танец в свою практику.
Для меня философией, теоретической основой моей практики стал процессуальный подход А. Минделла. Теоретические положения данного направления позволяют терапевту использовать в своей практике различные языки искусств (рисование, движение и танец, драма, звучание), а также предполагают, что мастерство терапевта во многом заключено в импровизации, спонтанности и способности быть в потоке, в следовании за процессом клиента.
Раскрою подробнее конкретные теоретические положения процессуальной работы, открывающие возможность для танца и движения в процессе психотерапии.
1. Феноменологичность работы . Процесс – это изменение в том, что мы наблюдаем: в потоке сигналов и тех сообщений, которые они нам несут [5]. Идея процесса позволяет нам фокусироваться на том, что происходит прямо «здесь и сейчас» — что меняется, что привлекает наше внимание, что осознается и не осознается клиентом.
Движение, поза клиента – это то, что мы¸ терапевты, можем видеть. Однако сам клиент далеко не всегда осознает этот уровень собственного присутствия, что позволяет терапевту задействовать для работы данный «неосвоенный» канал. Одна клиентка, запросом на работу которой был телесный симптом, каждую сессию просила: «Давайте мы только не будем двигаться! Я готова рисовать, говорить, петь, — все, что угодно, но только не просите меня двигаться!». Терапевтический процесс же периодически приводил нас к работе с движением и телесным осознаванием, поскольку именно тело было «вытеснено» клиентом на периферию осознания.
В основных принципах ТДТ, описанных И.Бирюковой мы находим принцип «тело воспринимается как процесс, а не как предмет, субъект или объект. Слово "процесс" подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике» [9].
2. Процесс разворачивается сам и может быть развернут терапевтом и клиентом в разных каналах : зрительном, двигательном, слуховом, проприоцептивном (уровень ощущений), канале взаимоотношений, канале мира.
Представление о каналах и работе с ними дает и клиенту, и терапевту большие возможности в выборе пути и способов работы. Можно сказать, что А.Минделл не только систематизировал способы и сигналы проявления содержания, стремящегося стать осознанным, но и расширил арсенал способов, техник и методов работы, которые также стали использоваться более системно. Это позволяет в рамках одного терапевтического подхода использовать технический арсенал практически всех видов терапии , «снимая» различия их первоисточников.
Терапевт и клиент могут использовать любые способы, которые позволят им раскрыть «послание» симптома в любом из каналов. Неосознаваемое, важное для целостности человека появляется в виде сигналов, соответствующих по модальности тому каналу, в котором он появляется. Если это двигательный канал, то клиент исследует свой симптом через движение, которым может стать и походка, и жест, и действие, и танец. Если это зрительный канал, то клиент работает со зрительным образом, например, с помощью техник арт-терапии (рисунок, лепка) или использует воображение. Работа в аудиальном канале выражается в звучании (от крика до пения), простраивании диалогов, сочинении мелодий и т.п. Такая системность (представление о каналах) дает еще большие основания, базу, широкий репертуар для творческого выбора, сочетания и спонтанного использования разных техник, инструментов, приемов и т.п., которые возникают на волне протекающего процесса клиента.
3. Первичный и вторичный процесс . Первичный процесс – часть того, что вы называете собственным «я», то что вы осознаете в себе и с чем себя отождествляете, часть, которую вы считаете «делающей» вашу жизнь. Вторичный процесс – это процесс, с которым человек себя не идентифицирует. Это источник телесных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Вторичный процесс может реагировать на то, что вы делаете, и затрудняет сосредоточение внимания на этом [2].
Все вторичные процессы, в том числе и телесные симптомы, и неосознаваемые жесты и движения, положения тела, относятся к феноменам бессознательного: вы лишь смутно осознаете их [3]. Случайный жест или навязчиво повторяемое движение могут быть развернуты в терапии через двигательный канал и открыть истории, смыслы, чувства, стоящие за ними.
Вторичный процесс, не признанное, подавленное само являет себя , вырываясь наружу, стремится направить человека (клиента) на путь целостности, проявляя себя в разных каналах. Например, А. Минделл описывает случай, когда мужчине больному раком желудка снился сон о лекарстве в виде бомбы. «Лекарство» проявилось в зрительном канале (визуальный образ бомбы); в проприоцептивном канале (ощущение боли, принуждающее взорваться), в слуховом (звуки, которые бомба издавала при падении «ш-ш-с-с… пф-пф») и в двигательном канале («Она взмывает в воздух, вертится…») [3].
А.Минделл пишет: «Замечать, видеть то, что нравится и следовать этому – просто, но следовать природе означает замечать, запоминать то, что не нравится, и следовать этому. Вот какой тонкий подход! Я не прочь обращать внимание на то, что мне нравится, но насколько сложнее отслеживать вещи абсурдные или случайные, а именно в них и содержится самое важное» [5].
Проявляющиеся вторичные сигналы «говорят» собеседнику о степени соответствия поведения человека его внутренним импульсам, о его конгруэнтности. Когда не совпадают план внутреннего содержания и план выражения вовне, можно в буквальном смысле слова увидеть, услышать, почувствовать рассогласованность, противоречивость поведения, на что и обращает внимание процессуальный терапевт.
Танцтерапевт также внимателен к рассогласованию внешнего поведения и внутреннего содержания (холистический принцип танцевально-двигательной терапии, триада мысли-чувства-поведение [9]), которое выражается клиентом в движении. При этом танцтерапевт, опирающийся на психоаналитическую теорию, будет анализировать, что в личной истории привело к такому разделению внутри, тогда как процессуально-ориентированного терапевта в меньшей степени интересует причина рассогласования, о чем подробнее мы скажем ниже.
4. Принцип глубинной демократии описывает открытость терапевта и принятие им всех сторон человека и частей группы. Это означает, что терапевт не препятствует проявлению всех различных сторон человека и группы и их взаимодействию между собой: «властные, взбунтовавшиеся, трусливые и молчаливые части – все имеют возможность самовыразиться» [2].
5. Предельной целью процессуальной работы является целостность . Клиент приходит к более полному самоощущению, к большей целостности, позволяя с помощью терапевта выразиться вторичному процессу, давая ему возможность проявить «послание», некий новый смысл, который он несет. Даже один жест (выражающий вторичный процесс), давая свободу тому, что желает быть проявленным, способен открыть тайну полноты жизни.
6. Телеологическая значимость симптома: ис-целение . Работая с симптомом, процессуальный терапевт обращает внимание не на то, откуда он (симптом) пришел (каузальная значимость), а с какой целью, для чего (телеологическая значимость, телеос — цель) он есть у клиента.
Первый подход – это поиск причины и выявление причинно-следственных связей, например, обращение к детскому опыту. Такой взгляд характерен для некоторых психотерапевтических направлений, в том числе и для психоанализа, и для психоаналитически-ориентированной танцедвигательной терапии [8]. В основе процессуальной работы лежит не поиск причин и ответ на вопрос «откуда, почему», а поиск цели и ответ на вопрос «для чего».
Отсюда разница между лечением, целью которого можно назвать поиск причины, породившей симптом и избавление от симптома путем работы с причиной и/или избавлением от симптома, и исцелением. Ис-целение с точки зрения А.Минделла – путь к большей целостности, путем интеграции того, что отвергалось. Симптом в процессуальной работе становится не проблемой, которую надо решать, не врагом, которого нужно победить, а другом, союзником, подарком. Симптом несет в себе дар, послание, смысл. При исцелении не ставится цель избавления от симптома.
7. Сновидящее тело (dreambody). Соматические симптомы – это сновидения, которые сновидит наше тело. Между сновидениями и телесными ощущениями существуют зеркальные отношения, они взаимно отображают друг друга Концепция сновидящего тела делает понятия «работа со сновидениями» и «работа с телом» теоретически неразличимыми. Оба феномена: как сновидение, так и соматические проявления – просто различные части информации, поступающей соответственно через визуальный и проприоцептивный каналы сновидящего тела [3].
8. В процессуальной работе выделяют понятие края. Работая с сигналом в определенном канале, мы можем наткнуться на невозможность двигаться дальше – скорее всего мы набрели на наш край: «Мы теряемся. Мы знаем – здесь что-то есть, но нам не удается осознать, что именно.… У нас появляются провалы в памяти, мы испытываем чувства смущения и смятения. Это – край»[5].
Работая с краем, процессуальный терапевт предлагает исследовать, что же именно не дает двигаться вперед. Часто на краю мы можем встретить так называемую «фигуру края», которая выражает определеннее убеждения, заставляя чувствовать смущение, стыд, вину и т.п. Терапевт помогает клиенту выстроить диалог с этой фигурой, стать ею на время, проиграв эту роль через движение, звук и т.п.
Встретившись с краем, человек может отказываться двигаться, танцевать во время терапии. В таком случае танцтерапевт может предположить, что за сопротивлением клиента скрыт край, мешающий выражению вовне.
9. Примерный алгоритм работы . Хочу заметить, что внутри указанных ниже этапов, терапевт и клиент свободны выбирать, как и за чем им следовать.
— Обнаружение сигнала.
Терапевт, а вслед за ним и клиент, наблюдают за происходящим процессом и за тем, в каком канале он (процесс) пытается произойти. На этом этапе важно не думать (например, о том, что вы уже знаете про этот симптом), а наблюдать за ощущениями, движениями, позой, звуками, внутренними или внешними образами, эмоциями, возникающими в контакте, привлекающими внимание событиями.
— Усиление сигнала (амплификация).
Например, если вы работаете с проприоцепцией, то клиент сосредотачивается на локальном ощущении, позволяя ему занять как можно больше места в его теле. Возможно даже, что ощущение разольется по всему его телу, захватит его полностью. Таким образом, можно осуществить интеграцию локальных телесных ощущений [5].
Если это движение, то клиент через повторение или увеличение амплитуды или большего подключения тела (например, движение пальцем может перейти в движение кистью, всей рукой и т.д.) помогает ему развернуться, стать шире, выразительнее. Основная идея состоит в том, чтобы помочь процессу проявиться, развиться в полной мере так, чтобы он явил свое скрытое сообщение.
— Переключение каналов.
Этот этап может наступить сам по себе. В какой-то момент клиент достигает предела того, что он может вынести или пережить, и канал автоматически переключается на какой-либо другой. Например, усиливая проприоцептивное ощущение боли, человек может начать видеть что-либо, слышать или двигаться. Или, разворачивая движение, у клиента может возникнуть образ, например, животного или сказочного персонажа или своего родителя. Полученный новый сигнал (или разворачиваемый предыдущий сигнал, но в другом канале – ведь это процесс сновидящего тела) – это «вторая точка зрения», «перевод на другой язык» того, что пыталось проявиться в канале, где начался процесс.
— Завершение работы.
В завершении клиент может почувствовать себя лучше на телесном или эмоциональном уровнях, либо получит некоторое понимание своих симптомов и будет способен связать внутрен¬ний или внешний конфликт с этим симптомом. В любом случае смена канала дает возможность работы в другой форме, указывает другой путь пере¬живания и понимания процесса сновидящего тела. И конечным вопросом, ответ на который поможет интегрировать полученный опыт, может стать вопрос о значении данной работы для жизни и для решения личных проблем [4].
Процессуальную работу обогащает представление о связанности тела и сновидений, о связанности всех каналов (одна и та же информация может проходить по нескольким каналам, но в разной форме), что дает широкие возможности для сочетания разных способов работы, практически любых техник, для выбора наиболее подходящего конкретному человеку и в конкретной ситуации. К примеру, при работе со сновидениями процессуальный терапевт может использовать любой канал и соответствующие способы: если клиент в рассказе уделяет внимание диалогам, происходящим во сне и т.п., то терапевт задействует слуховой канал и гештальт-способы работы со сновидением; если клиент использует зрительные образы, то работа возможна со зрительным каналом, а методы, к примеру, юнгианские (метод активного воображения) и т.д.
Таким образом, теоретические положения процессуальной терапии позволяют терапевту использовать любые инструменты для работы, среди которых движение, танец играют особую роль, и поэтому позволили мне включить движение и танец в собственную терапевтическую практику. Ведь в процессуальной работе кинестетический (канал движения) и проприоцептивный (канал ощущений) каналы, в силу их «неосвоенности» клиентом практически всегда играют решающую роль.
Список литературы:
1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. и Кочарян А.С. Основы психотерапии. – Киев: Ника-центр; М.: Алетейа, 1999. — 320 с.
2. Минделл А. На краю жизни и смерти: Кома: Ключ к пробуждению; Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом. – М.: Независимая фирма «Класс», Изд-во Трансперсонального института, 2000. – 256 с.
3. Минделл А. Работа со сновидящим телом // Московский психотерапевтический журнал. – 1993(а). — №1. – С.113-140.
4. Минделл А. Работа со сновидящим телом // Московский психотерапевтический журнал. – 1993(г). — №4. – С.63-100
5. Минделл А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике. – М.: Независимая фирма «Класс», Изд-во Трансперсонального института, 1999. – 224 с.
6. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа Прогресс Универс, 1998 — 480 с.
7. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Психологическое консультирование и психотерапия. – Т.1.- М.:МПЖ, 1999. – С.22-52.
8. Льюис П., Австрайх А. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии//Журнал практического психолога, №3, 2005, С.70-101
9. Бирюкова И. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души //http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20011221
| ||