Психофизиологические аспекты восточного танца — Якунина Е.Н.

Психофизиологические аспекты восточного танца
ЯКУНИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА г.Томск
Руководитель студии танца «Жемчужина» Томского Государственного Университета.
Преподаватель восточного танца.
Эл.адрес: dc@inet.tsu.ru , yakunina-en@csd.tsu.ru
Сайт: http://www.dc.tsu.ru

О танце
Суть каждого танца, это то, для чего его танцуют. Ни конкретное движение, ни рисунок танца, ни музыка не являются чем-то главным, незаменимым, то есть сутью. Во всех этих элементах можно что-то менять, убирать, добавлять, что исторически и происходит. Однако суть при этом может сохраняться до тех пор, пока танец продолжает решать ту задачу, ради которой был создан. К сути очень близко то, что происходит с энергией людей во время исполнения танца. Рассмотрим суть нескольких известных танцев, чтобы определить, что же люди танцуют и зачем [1].
Суть вальса — модель жизни в паре с сердечными отношениями. Этот танец — как маленькая жизнь, которую проживают, кружась, два развёрнутых друг на друга партнёра. Вальс возник в 19 веке, в среде, где людям нужно было искать партнёров для романов и совместной жизни. Сексуальность в то время была ещё перекрыта христианскими установками, а сердечная энергия у многих была активна и играла ведущую роль в романах [2].
Суть Танго — модель страстной борьбы двух партнёров, желающих завоевать сердце и ум партнёра. В танце много резких, хлещущих, пронзающих движений (физических и, соответственно, энергетических), наступлений и отступлений. Это поединок двух очень принципиальных людей, страстно увлечённых борьбой друг с другом. Танго возникло в нестабильную эпоху резкого роста капитализма, когда вокруг появилась свобода, желание яркости, готовности рисковать, «ставить на карту всё», авантюризм — жизнь в духе танго [1].
Суть Менуэта — аристократичное, групповое, ритуальное, лёгкое и изящное общение с сохранением дистанции. Каждый участник этого танца — спектакля находится в потоке красоты, учится жить и общаться красиво, для себя, и для других членов общества.
Суть Арабского танца (танца живота, bellydance, восточного танца) — пробуждение и развитие женской земной и сексуальной энергий. В танце используется определённая музыка, воздействующая на нижние центры, звенящие подвески, тоже пробуждающие сексуальную энергию. Многообразные движения тазом и животом, которые, опять же, будят и заставляют двигаться эту тяжёлую на подъём энергию. Движения рук, плавные повороты корпуса, тряска грудью, всё это помогает поднять энергию выше в физическом теле, по эфирным каналам и в астральном теле. Поднимаясь, энергия вызывает бодрое, жизнерадостное, энергетичное состояние.
Восточные танцы женщина танцует, решая три разные задачи:
Для себя. Внимание сосредотачивается на работе с энергией и состояниями. Это форма медитации для зарядки энергией, пробуждения чувственности и достижения нужных состояний.
Для мужчины. В этом случае она не просто пробуждает энергию, а ещё направляет её прямо на мужчину, инициирует его желание, делится с ним энергией.
Для публики. Здесь танцовщица дарит красоту. Такой танец может исполняться группой.
Восточный танец получил признание во всем мире. До сих пор не существует единого мнения относительно природы и происхождения этого танца. Разнообразные движения, напоминающие элементы танца живота, можно обнаружить в культурах многих народов мира. Сегодня известно более пятидесяти направлений bellydance. Наиболее широкое распространение в мире получили египетская и турецкая школы танца живота. В последнее время появилось еще одно направление — фитнес–bellydance. Это более спортивный и упрощенный вариант танца, сочетающий в себе элементы классического bellydance и аэробную нагрузку.
Занимаясь танцем живота, женщина учится чувствовать и принимать свое тело. Постепенно приходит понимание, что она прекрасна в том физическом теле, которое имеет, при умении управлять им. Это отражение природы женщины, связь с мировым женским началом. Юной девушке танец помогает раскрыться, зрелой — сохранить стройность, остаться молодой [3]. Танец обладает удивительной особенностью — он не просто дарит возможность самовыражения, но и влияет на формирование характера. Восточная мудрость гласит: «Гибкую ветку снег не ломает». Благодаря занятиям становится более гибким не только тело. Постепенно появляются навыки сохранять душевное равновесие в любых ситуациях, меняется взгляд на жизнь и отношение к окружающим.
Занятия по танцу живота проводятся по принципу классической тренировки, в которой выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную. Основная часть занятия строится на изучении и выполнении элементов классического bellydance, которые делятся на три основных группы: пластика, ударная часть и тряски.
Базовые движения восточного танца
Рассмотрим некоторые базовые движения восточного танца с точки зрения психологического и терапевтического эффектов [4].
Элементы пластики — проявление стихии вода. Появляется податливость, принятие себя, обхождение препятствий, многообразность. Уходят зажимы, появляется уверенность.
Общее действие. Гибкость, подвижность, гармония правой и левой половин тела, устойчивость. Появляется чувство объёма, формы, п