Психологические аспекты контемпорари (сontemporary dance) — Костевич В.С.

 

Психологические аспекты контемпорари (сontemporary dance)
КОСТЕВИЧ ВЕРОНИКА СЕРГЕЕВНА г.Киев
Магистр психологии
Психолог, тренер Центра психологии движения и танца «Малюма и Такэтэ»
Эл.адрес: veronika@maluma.com.ua
Само наблюдение за собой
является началом трансформации.
Д.Льюис
В данной статье речь пойдет о таком направлении современной хореографии как сontemporary, и о том как оно влияет на формирование, развитие осознанности и саморегуляции личности.

Немного о сontemporary в современной хореографии
У направления современной хореографии, о котором пойдет речь, есть два названия, сложившихся, как говорится, исторически: сontemporary (термин, предложенный для обозначе¬ния европейского современного танца) и постмодерн (термин, предложенный И. Райнер для обозначения амери¬канского направления). Хореографический язык contemporary dance основывается одновременно и на западном (классический танец, джаз-модерн), и на восточном (цигун, тай цзи цюань, йога) искусствах движения. Истоки возникновения этих двух подходов различны. Западное искусство движения возникло как искусство танца, а восточное – как искусство самообороны или духовных практик. Объединяет их то, что они используют принцип сенсорного и кинетического сознавания себя [7]. А. Архангельский так пишет о contemporary dance: «Современный танец – это плавильный котел, в котором собраны все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца – классического, народного, эстрадного, а также пантомимы, йоги, тай-чи), плюс видео, театр, музыка, рисунок» [1].
Сontemporary – интеллектуальный танец. Это направление требует понимания и осознания того, как тело устроено, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс. Анализ тезисов, в которых описывается структурная и техническая сторона уроков современных преподавателей сontemporary dance [6], дает возможность выделить следующие основные техники и методики, используемые в этом направлении танца: техника Фельденкрайса, Александера (Alexander Technique), С.Кляйн (Klein Technique), Лабана, техники йоги, Тай Цзи Цуань, релиза (release technique), Skinner Releasing Technique, Bodymind Centering, техники импровизации, контактной импровизации. Отличительной их чертой, как и целого направления, является направленность на процесс сенсорного и кинетического сознавания. Другими словами, эти техники помогают создать в теле центр внимания. Можно сказать, что сontemporary dance, среди прочего, фокусируется на формировании навыков сенсорного, кинетического осознавания, что дает возможность использовать естественные ресурсы тела в танце (сбалансированное использование мышц вокруг суставов, налаживание связей между центром тела и конечностями, дыхание, оправданное напряжение, перераспределение веса тела и т.д.).
Осознанность как основа личностной трансформации в сontemporary dance
Итак, мы выделили одну из отличительных черт сontemporary dance: направленность на процесс сенсорного и кинетического осознавания, на формирование центра внимания в теле. В данной статье мы как раз и остановимся на аспекте осознавания танцором себя, своего тела, своего движения в сontemporary dance и на его психологическом значении для танцора.
На мой взгляд, формирование осознанности — эта одна из важных черт рассматриваемого направления, составляющая его психологический аспект. А также – несущая потенциал для личностной трансформации танцоров.
Быть осознанными в своих действиях, поступках, уметь контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние, быть внимательным к себе и к тому, что происходит «здесь и сейчас» — это одни из тех навыков, которые необходимы личности для гармонического, творческого существования. Быть осознанным, эффективным и гармоничным в танце – значит понимать, как устроено тело, как можно эффективно использовать его в движении, понимая основные принципы последнего, осознавать важность дыхания в движении и, естественно, применять все это на практике. С другой стороны, это умение осознавать пространство движения – то, как оно структурировано «здесь и сейчас», отслеживать истории, развиваемые в нем другими людьми, свое отношение к ним и т.д.
Осознавание телесных ощущений и процесса движения в каждый момент обеспечивает пространство, где может произойти трансформация. Последнее становится возможным, т.к. в процессе осознавания мы учимся слышать себя, чувствовать, что с нами происходит в тот или иной момент. Благодаря чувствительности к телу мы настраиваемся на более тонкие вещи, на более глубокие пласты, на телесную мудрость. Со временем, мы учимся раньше улавливать дисбаланс и вносить корректировки в свое поведение, свою жизнь [8]. Кроме того, в «переводе» на психологический язык осознанность – это основа саморегуляции, а значит, мы действительно учимся быть не только более чувствительными к себе и пространству наших отношений, но и управлять ими. Общими приемами всего разнообразия методик по саморегуляции являются следующие: 1 — состояние мышечного расслабления, 2 — управление ритмом дыхания, 3 — выработка и активизация представлений и чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), 4 — развитие способности к концентрации и децентрации внимания и др. [9].
Мы остановимся на первых двух и покажем как эти приемы проявляются и работают в техниках, упражнениях сontemporary dance. Проанализируем их связь с возможностями личностной трансформации.
Состояние мышечного расслабления
Навык регуляции напряжения-расслабления необходимых групп мышц в том или ином движении является одним из базовых моментов сontemporary dance. Поэтому, рассматриваемый прием трансформируется из обучения просто мышечному расслаблению, в обучение сознательного использования мышечного расслабления и напряжения. Обретению этого навыка способствует как минимум два момента:
А. осознание различий в функциях, которые призваны выполнять позвоночник и мышцы (противостояние силе тяготения — функция скелета, совершение движений — функция мышц).
Б. сознательное регулирование напряжения-расслабления соответственных групп мышц в движении.
Рассмотрим некоторые упражнения и техники, в которых происходит формирование навыков осознанного использования мышечного расслабления и напряжения.
Прыжки. Осознанное расслабление – важная составляющая всевозможных прыжков. Т.к. прыжок совершается за счет работы мышц ног, то для эффективности движения важно оставлять мышцы верхней части тела расслабленными (как правило, у новичков при разучивании прыжков напряжение распространяется на все тело). Достичь такого распределения напряжения-расслабления можно, например, следующим образом. Мы учимся осознанно расслаблять ту или иную часть тела в состоянии покоя, запоминаем ощущения возникающие при этом, и потом применяем это умение в динамике.
Движения, связанные с переворотами. Выполняя элементы, связанные с удерживанием веса тела на руках, когда голова из верхнего яруса перемещается в нижний, или с переворотами, когда тело оказывается «оторванным» от пола, также важно владеть навыками осознанного напряжения, расслабления мышц. Это связано с тем, что выполнение указанных элементов, вызывает, как правило, страх. Последний создает естественную реакцию в теле – напряжение, которое проявляет в блокировании суставов (выпрямленные локтевой, коленный суставы), излишнем мышечном напряжении. Владея навыками осознанного расслабления, человек может быстрее справиться с возникающим страхом, т.к. осознает свои телесные реакции и умеет регулировать их (расслаблять мышцы, включать в работу суставы).
Описанные выше упражнения являются, конечно же, только малой частью примеров того, как в процессе занятий сontemporary dance происходит формирование навыков осознанного использования мышечного расслабления и напряжения, формирование навыков осознанности. Этот процесс, способствуя изменениям в теле и качестве движений, естественным образом, затрагивает и личность человека, создавая базу для личностной трансформации. Навыки осознанного расслабления человек может использовать и в повседневной жизни, учась эффективно отдыхать, работать, жить в целом. Другим реальным применением обретенного навыка осознанного расслабления может быть следующее. Тело реагирует на пугающую ситуацию определенным, выше описанным образом, как на занятиях при выполнении определенных элементов, так и в реальной жизни, в определенных ситуациях. Учась осознавать, что происходит с телом на занятии (так сказать в экспериментальной ситуации), и регулировать это телесное состояние, участники группы могут применить обретенные знания в реальной жизни, сталкиваясь с пугающими ситуациями.
Управление ритмом дыхания
Дыхание играет важную роль в движении и управлении им. Поэтому внимание, уделяемое регулированию дыхания, также является важным аспектом формирования осознанности.
Приведу примеры некоторых упражнений, в которых проявляется формирование навыков управления дыханием.
Упражнения, связанные с интенсивной физической работой (подкачка разных групп мышц), стрейчинговые комплексы упражнений. Как правило, выполнение таких упражнений сопровождается сбиванием ритма дыхания (дыхание задерживается, становится неглубоким, перестает осознаваться). В процессе выполнения таких упражнений необходимо дать возможность реально ощутить как налаживание спокойного ритма дыхания, в котором сохраняются ритмичные его фазы, способствует эффективной работе и как с помощью глубокого дыхания можно сознательно расслаблять напряженные участки тела. Такая практика помогает удерживать осознанность и центр внимания в теле, помогая эффективно выполнять указанные упражнения.
Быстрые, ритмичные или наоборот медленные движения, движения, связанные с зависанием, (при прыжках, при поддержках на руках) также нуждаются в правильном дыхании и способствуют формированию навыков управления ритмом дыхания.
Внимание, уделяемое дыханию, приводит к тому, что в процессе занятий приходит осознание важности его регулирования. Приходит понимание, что задержка дыхания и напряжение неразрывно связаны, так что, отпуская дыхание, углубляя его, мы помогаем своему телу стать мягче, свободнее, расслабленнее. В психологическом аспекте осознание, идентификация и регуляция своих дыхательных паттернов способствует соответственным осознанию, идентификации и регуляции эмоциональных состояний, что способствует эффективной жизнедеятельности и поддержанию физического и психического здоровья.
Основываясь на вышесказанном, можем сделать вывод, что занятия сontemporary dance учат быть осознаннее, удерживать центр внимания в теле, быть чувствительнее к себе, саморегуляции. Исходя из предположения о том, что телесные ощущения являются индикатором эмоциональных состояний можем сделать вывод, что занятия по сontemporary dance способствуют приобретению навыков как телесной, так и эмоциональной саморегуляции. Но здесь необходимо сделать следующую оговорку: сами по себе занятия только способствуют приобретению навыков саморегуляции, но не являются достаточными для этого, т.к. последнее требует целенаправленной и телесной, и психологической практики. Другими словами, это направление современной хореографии, среди прочего, может быть полезным в психологическом смысле, как практика телесного, эмоционального осознавания и как практика, помогающая приобрести навыки психической саморегуляции.
Литература: 
1. Архангельский А. Балет без правил. https://www.kommersant.ru/doc/2295272
2. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. — М.: Изд-во «ГИТИС», 2000- 440с.
3. Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории / Гос. инт-т искусствознания Мин-ва культуры и массовых коммуникаций РФ; Ин-т танца (Екатеринбург). Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004. – 392 с.
4. Фельденкрайз М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с англ. М. Папуш – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000 – 160 с.
5. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – Издание 2 – е, расширенное и дополненное. – СПб.: Речь, 2006. – 286 с.
6. http://tseh.dance-net.ru
7. Кнастер М. Мудрость тела. / Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 496 с.
8. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.
9. Психологія особистості: Словник-довідник / За ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. – К.: Рута, 2001. – 320 с.
10. Горшкова Е. Выразительные движения. Танец души. // Хрестоматия Свободное тело. / Ред. сост. Баскаков В.Ю. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001 – 224 с.