Путь танцтерапевта. Профессиональное развитие в интегративной танцевально-двигательной терапии — Гиршон А.Е., Морозова Ю.Н.

ПУТЬ ТАНЦТЕРАПЕВТА.
Профессиональное развитие в интегративной танцевально-двигательной терапии
Александр Гиршон (Москва, Россия), Юлия Морозова (Россия-Голландия)
/статья опубликована в сборнике «Седьмая волна психологии». В.4/ под ред. Козлова В.В., Ярославль, Минск, 2008 – С. 172-184
Разговор о профессиональном развитии танцевального терапевта уместно начинать с вопроса: «Что нужно, чтобы быть профессиональным, успешным, эффективным танцтерапевтом? Что именно следует развивать?»
Мы предлагаем посмотреть на этот вопрос сквозь призму понятия «профессиональная компетенция».

«Компетенция – это основная характеристика личности, благодаря которой человек действует эффективно согласно принятому критерию и/или наилучшим образом в какой-либо ситуации или работе». (Spenser & Spenser, 1993) Профессиональные компетенции — это комплекс из навыков, знаний и установок (attitude) в пространстве взаимодействия. Бенджамен Блюм (Bloom, 1956) выделяет три домена обучения, которые и становятся сферами профессиональной компетенции: навыки (сенсомоторный домен), знания (когнитивный), установка (эмоционально-оценочный, аффективный).
Содержание этих сфер — ответ на базовые вопросы:
для когнитивного домена — что мы знаем?,
для сенсомоторного — что мы умеем?,
аффективного — что мы переживаем? (кто я\какой я в этой ситуации?).
Определять установку (attitude) сложнее, чем знания и навыки. Скорее, это как цвет, который окрашивает предметность навыков и знаний. Это именно позиция и отношение при применении знания и навыков.
Мы выделяем следущие профессиональные компетенции танцевальных терапевтов:
— позиционирование
— диагностика
— терапевтическое взаимодействие
— рефлексия
Они были реконструированы из нашего личного опыта, анализа идей о профессиональном развитии в различных направлениях психотерапии и видения профессии танцевального терапевта, которое есть у нас в настоящее время. Как и любая классификация, они выделяются из реального живого процесса терапевтического взаимодействия, и к ним не может быть сведено все многообразие этого процесса. Мы воспринимаем эти классификацию как «ориентирующее обобщение» (К. Уилбер, 2002) и методический инструмент для обучения танцтерапевтов. В этой статье мы кратко охарактеризуем выделяемые нами профессиональные компетенции.
Позиционирование
Позиционирование – это определение своего места и роли по отношению к самому себе, к клиентам, в терапевтическом сообществе, в социуме; определение своей профессиональной идентичности. Это именно позиция, т.е. размещение себя в «пространстве» смыслов и отношений.
Юлия: Вот мы сидим в круге, женщины практически со всех частей света, совсем молодые и в возрасте, очень разные, с разными, порой, очень драматическими историями жизни, но объединенные новой страной проживания, и в то же время с похожей задачей – найти своей путь в этой новой жизни в новой стране, а главное, найти достаточно сил для этого. Я смотрю в их глаза, на их лица, немного встревоженные и ожидающие, смотрю на их тела, полные напряжения, или наоборот, вялые.
Я не могу решить всех их проблем, и я не могу, например, проработать их травму. Но то, что я могу сейчас – дать им поддержку, дать почувствовать некую сопричастность, и что они не одни. Я могу вместе с ними создать то необходимое пространство для покоя и творчества, для заботы о себе, для того, чтобы просто играть, радоваться и испытывать удовольствие.
Я смотрю в их глаза, на их лица, немного встревоженные и ожидающие, смотрю на их тела, напряженные, или наоборот … Я уже, кажется, знаю, с чего мы начнем…
Александр: Мы находимся в большом светлом зале с не очень высокими потолками и колонной посередине, нас более 30-ти человек, большинство — женщины. Я предлагаю образовать круг и начать знакомство. Это ознакомительное занятие, я в первый раз вижу этих людей, они тоже видят меня впервые, поэтому расстояние между нами воспринимается по-особому, его не так просто перейти. Такие занятия я провожу каждый месяц, и естественный способ вовлечения: заинтересовать и передать свою заинтересованность — заинтересованность танцем, внимательностью к телу, собственным переживаниям, партнерам по упражнениям, общему пространству. Заранее неизвестно, для кого из них подходит то, что я предлагаю. Мы не можем глубоко поработать с их целями в рамках ознакомительного занятия, но мы сможем найти свой танец и понять, какие стороны жизни каждого из нас он отражает. Мне очень важно двигаться одновременно в двух этих волнах: увлекая и вовлекая голосом, движением, музыкой и впитывая, воспринимая их танец и общее ощущение пространства группы. Баланс любопытства и бережности, исследования и заботы…
Мы начинаем с вопроса: Кто я как танцтерапевт?
Как и любой вопрос, обращенный к глубинному ощущению самости, он не подразумевает просто вербальный ответ. Скорее, это специфическое переживание, «ощущаемый смысл» (Gendlin, 1998), вариант переживания «я есть». Этот смысл призван сохранить непрерывность переживания собственной профессиональной идентичности как предназначения жизни.
И есть, естественно, внешние признаки: наличие соответствующего образования, прохождение профессиональной подготовки, включенность в профессиональное сообщество и т.д. Можно пройти полную профессиональную подготовку и не стать танцевальным терапевтом, потому что эта профессия требует особой преданности и страсти. Можно не удовлетворять полностью этим требованиям, но реализовать оригинальный и работающий подход (отсюда многообразие различных направлений на пересечении танца и психологии). Естественно, важны обе эти стороны, и профессиональная идентичность — это тоже процесс, танец самоопределения, в котором различные качества и смыслы меняют друг друга.
Второй вопрос: Какой я?
Здесь уже могут возникнуть определения: эмпатичный, провоцирующий, нейтральный, вдохновляющий и т.д. При этом важно понимать, что ответом являются не только определения, но вы сами, то, как вы проявляетесь в конкретной работе с конкретным клиентом или группой — это и есть ответ. Естественно, что мы можем по-разному проявляться с разными группами клиентов, но важно также прояснять особенности вашего личностного стиля, свои сильные и слабые стороны.
Если обратиться к 3 доменам обучения, то профессиональная компетенция позиционирования состоит из:
— навыков самопрезентации, установления первого контакта
— знания о месте и возможностях ИТДТ,
— установок на конкретную группу (клиента)
Навыки самопрезентации — это способность ясно, на разных «языках», адекватно уровню образования и интересов клиентов объяснять цели, возможности и ограничения метода и вашей личной компетенции. Установление первого контакта подробно описано во многих работах по психотерапии.
Проясняя эту компетенцию, нужно для себя определиться со следущими вопросами:
С кем я работаю? Что я могу предложить?
С какими запросами я могу работать? С какими нет?
Профессионализм – это в том числе и знание об ограничениях метода и собственных возможностей.
Установка на определенного клиента (группу) означает возможность создавать пространство доверия, максимально «чистого» восприятия клиентов. Это такое трудно уловимое «качество присутствия», которое окрашивает терапевтические отношения и события уникальной атмосферой совместного танца именно этих личностей. Парадоксально, но правильное отношение — это «безустановочность», просто готовность к развитию контакта.
Эта готовность воспринимать клиента «как есть» переводит нас в область другой компетенции: диагностики.
Диагностика
Под диагностикой, как профессиональной компетенцией мы подразумеваем сбор информации о клиенте. Как танцетерапевтов, нас интересует не только клиническое описание симптомов и анамнез, но, в первую очередь, наблюдение и диагностика с точки зрения движения и тела. Диагностика — это тот аспект нашего танца с клиентом, который продолжается все время. Она включает в себя постоянное накопление информации и выдвижение терапевтических гипотез.
Когда мы садимся в круг, мы видим людей, одна пара сидит вместе, кто-то занимает место чуть в стороне, кто-то улегся на полу, а кто-то приготовил тетрадку и ручку — все это складывается в некую картинку, гештальт, и позволяет нам составить первое представление, гипотезу о том, с кем мы встретились. В этом восприятии важно все: его/ее возраст (в сравнении c возрастом других людей в группе), место в круге, жестикуляция и мимика.
Есть и другой способ, формализованный: анкеты, опросники, чек-листы, тесты… Оба этих способа дополняют друг друга.
Но ключевым моментом диагностики в танцевальной терапии является анализ движения. Именно он отличает танцевально-двигательную терапию от всех других методов психотерапии. Развитие восприятия и анализа движения является необходимой частью совершенствования этой профессиональной компетенции.
В качестве примера мы используем случай работы с видеоанализом движения:
Участник Б. танцевал соло на тему «маски», привычного образа себя, от которого хотелось отойти. Он широко использовал пространство во время движения, переходя на разные ярусы. Некоторые движенческие мотивы осознанно повторялись, создавая тем самым лейтмотив. Основной акцент при этом был на лице — время от времени на нем появлялась «улыбка», больше похожая на оскал, одновременно смешной и пугающий. В конце соло он подошел ближе к публике, и эта «маска» сползла с лица. Какое-то мгновение он стоял перед нами другой — более уязвимый, но и более «реальный».
Самым интересным в последущем видеоанализе оказалось наблюдение, что, не смотря на достаточно широкий диапазон движений, почти все они совершались в вертикальной плоскости, в пространстве «сбоку», и только в конце соло движения были направлены в саггитальной плоскости, пространстве «к», к зрителям (Laban, 1975).
Важно было, что это, казалось бы, простое наблюдение, вызвало невероятно сильную эмоциональную реакцию, как у самого Б., так и у всей группы. В комнате повисла пауза, наполненная глубоким, трудно выразимым смыслом. Казалось, что в этот момент представление, которое у него было о самом себе вдруг соединилось с тем, что зафиксировала видеопленка, с тем, что увидела группа. И когда отражения соединились, зазеркалье исчезло, и «Я» стало более реальным. (Козлов, Гиршон, Веремеенко, 2006)
Нужно отметить, что диагностические умозаключения терапевта во многом будут зависеть от его теоретической системы координат, терапевтической модели, в которой он/а работает. Джанет Кейлоу в статье посвященной анализу движения выделяет феноменологический и интерпретационный аспекты анализа (Kaylo, 2006, рус. перевод:http://old.girshon.ru/txt/kaylo.htm ). Мы поддерживаем ее стремление обращаться именно к феноменологическому подходу в анализе движения. Разумеется, полностью избежать интерпретаций не удастся, даже при самом страстном стремлении к объективности; поэтому важно деконструировать свой анализ, проясняя собственную позицию восприятия. В любом случае мы опираемся на свой опыт движения, на тот практический и теоретический материал, который мы получали; важно прояснить возможные искажения, которые может вносить этот опыт. Например, когда я смотрю на движения клиента, и мое внимание привлекает, допустим, недостаток движения в области плеч. Тогда первое, что мне следует проверить — «что происходит с моими плечами?», — а потом уже можно переходить к дальнейшему анализу движения.
Именно тонкий баланс между прошлым опытом и восприятием неповторимого настоящего формирует профессиональную установку (attitude) этой компетенции. Знания в области общей психопатологии, теории движения и анатомии составляют «тело знания» (body of knowledge) этой компетенции. К навыкам, необходимым для данной компетенции, мы можем отнести навыки наблюдения за движением и анализа движения, а также навыки психологического консультирования, помогающие экологично вводить и уточнять необходимую для анализа информацию.
Цель диагностических мероприятий не в том, чтобы отнести клиента или процесс к какой-либо категории и успокоится на этом. Наша конечная задача — сформулировать цель работы. Сформулировать ее вместе с клиентом. Важно понимать, что диагностика является частью большего цикла работы, который включает в себя формулирование терапевтической гипотезы и формулирование целей и задач после сбора информации и проведения диагностики, а далее — собственно терапевтическое воздействие, интервенции, своего рода эксперимент. Мы смотрим на результаты эксперимента и проверяем, была ли верна наша гипотеза, достигли ли мы поставленной цели — одновременно и оцениваем проделанную работу и выводим новые диагностические заключения для дальнейшего шага.
Этот цикл может повторяться несколько раз на протяжении терапии. И, говоря об этом цикле мы уже переходим к следующей профессиональной компетенции — терапевтическому взаимодействию.
Терапевтическое взаимодействие
Под терапевтическим взаимодействием мы понимаем поддержание и ведение психотерапевтического процесса, который включает в себя:
— терапевтические интервенции,
— контейнирование,
— терапевтические стратегии,
— конструирование техник.
Можно выделить 3 аспекта этой компетенции: один — это терапевтическое искусство, искусство создания целительных отношений, целительного пространства, целительного танца. Второй аспект — это методический: способность создавать или использовать готовую технику именно для этого клиента или группы. Третий аспект — искусство прояснения целей. Важно понимать, что все эти аспекты существуют как потоки в одной реке. Терапевтическое искусство – как самое глубинное течение, сама вода. Методика – форма волн, границы воды и воздуха. Прояснение целей – течение, направленность, устремленность этого потока. Эти аспекты невозможно оторвать друг от друга.
Мы понимаем, что любое наше действие (и не-действие) в рамках терапевтического альянса является терапевтической интервенцией. Какую позицию по отношению клиенту я, как терапевт, занимаю в пространстве, какие слова я использую, двигаюсь ли я вместе с клиентом или только наблюдаю за ним, — все это является именно интервенцией. Мы замечаем, какое возможное воздействие все это оказывает на клиента и его процесс.
При этом любое терапевтическое воздействие происходит в рамках терапевтического пространства. И нашей первой задачей является создание безопасного и, одновременно, творческого пространства. И поэтому критически важно здесь является способность контейнировать процесс клиента. Контейнировать — значит быть способным принять и выдержать сильные чувства клиента и не разрушиться при этом.
«В детском возрасте нам необходимо обнаружить, что есть значимые другие, особенно родители, которые способны справиться с тем, с чем мы в себе пока еще справиться не можем. К числу таких вещей относятся наш гнев, наша деструктивность и наша ненависть. Если наши родители не в состоянии обеспечить такое контейнирование, мы, вероятно, будем стараться найти его у других. Но если мы не найдем нужного нам контейнирования и у других, скорее всего, мы вырастем с убеждением, что в нас есть нечто такое, чего чересчур много для кого угодно». (Кейсмент, 2001)
Пол Тоси (Tosey, 1992) пишет, что «контейнирование в ТДТ обеспечивает структуру, создает одновременно пространство, в котором все происходит, и границы, которые ограничивают хаос» и указывает на несколько уровней контейнирования в ТДТ: терапевт как контейнер, движение и пространство как контейнер, группа как контейнер, супервизия как контейнер для терапевта. «Эти разные уровни контейнирования соотносятся с дискуссией Ноак о «теменосе», защищенной территории с тремя уровнями — внешнее пространство, границы тела, и самость. Таким образом, сообщество, терапевтическое пространство, структура и ритм, клиентская группа и терапевт — все они могут вмещать процесс ТДТ и клиента» (Tosey, 1992, русский перевод http://old.girshon.ru/txt/snake.htm ). В этом контексте одна из возможных целей терапии — научить клиента быть «контейнером для самого себя».
Выбор способа взаимодействия, выбор «большой» методической рамки мы можем назвать терапевтической стратегией. Мы предлагаем выделить три такие стратегии. Первая из них — «срединный путь» ИТДТ — строится как обретение недостающего качества, либо «не-делание» излишнего. Например, при стратегическом анализе движения в ИТДТ мы смотрим на динамический баланс потока, структуры и присутствия и можем находить срединный путь (индивидуально и в контексте проблематики конкретного клиента). Вторая — это следование эволюции, пути естественного развития, т.е. стратегически мы работаем с возвращением к разным этапам развития (эволюционные паттерны, личная история и т.д.) и продолжением этого развития в настоящее-будущее. Практически на любой длительной программе мы так или иначе обращаемся к ранним этапам развития, прямо или косвенно, «отдавая долги своему детству». И, наконец, третья большая стратегия — доверие самому танцу, его целительной силе. Если предыдущие стратегии вполне логичны, то эта стратегия вне-логична, скорее, это необходимое глубинное доверие процессу, целительным силам тела и танца. По нашему глубокому убеждению, только рациональное описание и только рациональные стратегии не могут быть полностью эффективны в танце и в целом психотерапии. Рациональные и интуитивные решения могут поддерживать друг друга в процессе нашего взаимодействия с клиентом.
Выбирая стратегию, мы выбираем путь, по которому движемся вместе с клиентом, а наша тактика определяет, каким именно образом мы по нему будем двигаться. Тактика (или конструирование техники) — способность быстро адаптировать имеющийся арсенал к нуждам данного конкретного уникального клиента, методическое умение создать, сконструировать, выбрать именно то упражнение, технику, что нужна на данный момент. Конструирование при этом не отменяет уникальности процесса, потому что акцент ставится на том, КАК и КТО и для КОГО создает или выбирает технику.
Говоря о навыках внутри этой компетенции, мы имеем в виду как базовые навыки , общие для всех видов терапий — установление терапевтических отношений, использование переноса и контрпереноса, интервенции, терапевтические границы, завершение терапии, так и специфические, танцтерапевтические навыки, такие как эмпатические навыки — отзеркаливание, повторение, подстройка, построение невербальных отношений, кинестетическая эмпатия, поддержка; навыки ведения: как и когда использовать структуру, удерживать границы, идентифицировать индивидуальные и групповые темы и работать с ними, используя символическое движение, интеграцию вербального и невербального материала (по материалам британской Ассоциации ТДТ, http://www.admt.org.uk ).
Все аспекты терапевтического взаимодействия важны в контексте прояснения и определения целей терапии. Цели танцевально-двигательной терапии являются вариациями, уточнениями, переводом на двигательный язык общих целей психотерапии. Например, если общей целью будет увеличение автономии клиента, то специфической для ТДТ целью станет осознание собственных границ и способность их устанавливать. В разных форматах работы мы по-разному работаем с целями они могут определяться внутри темы тренинга или проясняться в течение длительного времени в открытой группе. Важно, чтобы эти цели были сформулированы вместе с клиентами, на их языке и в контексте их жизни. Определяя цели, мы определяем, в каком направлении мы предполагаем изменения, к какому эффекту стремимся. Танцтерапевту также важно уметь формулировать собственные профессиональные цели. В терапии нам важно поддерживать баланс между фокусировкой на целях и течением процесса, чтобы стремление к цели не затмевало реального процесса проживания «здесь и сейчас».
Процесс прояснения целей может занять время, индивидуальное в каждом случае. Хочется привести пример из одного самоотчета:
Основными целями обращения к ТДТ на тот момент были: любопытство и интерес, а так же чувство, что я не полностью ощущаю собственное тело. При этом присутствовала некая слоабоосознаваемая жажда изменений. И если бы меня тогда спросили, в чем она состоит, я не смогла бы её ясно и четко описать. Просто хотелось чего-то нового… Цели ТДТ, как нельзя лучше соотнеслись с моими личными целями, которые конкретизировались и уточнялись в процессе работы. Изменения в одной области сразу же вели за собой изменения в другой. Например, имея представление о своем теле, как о большом и тяжелом, мне сложно было отдавать свой вес,особенно мужчинам. После того, как однажды мой партнер совершенно спокойно и легко в танце смог поднять меня и, перевернув через голову, вернуть в прежнее устойчивое положение, в моём сознании произошел сдвиг: я не так уж тяжела, я не обуза для мужчины, мужчинам можно доверять… Таких и подобных этому открытий было много.
Приведем общую схему построения упражнения в контексте формулирования целей:
Схема разработки упражнения/техники
1. Определение целей.
2. Разработка плана сессии.
3. Проведение и уточнение сессии во взаимодействии и со-настройке с клиентом .
Определение целей включает в себя прояснение и детализацию целей и задач, начиная от общих целей терапии до специфической задачи, работа над которой предполагается в данный момент сессии. Важно прояснить для себя эту иерархию целей и уметь «переводить» цели с одного уровня иерархии на другой. Например, если в случае комплексной терапии общими целями могут быть повышение автономии, повышение устойчивости к стрессу и т.д. тогда целями в контексте ТДТ будет: прислушаться к собственным потребностям и научиться выражать их вместо того, чтобы фокусироваться на потребностях других. На каждую сессию (часть сессии или серию) нужно формулировать более конкретную цель, желательно от имени клиента. Это будет та задача, которую возможно решить или в значительной мере проработать в течение данной сессии.
Клиентка В. пришла на терапию, имея крайне негативный образ себя. В прошлом она перенесла множество телесных травм (переломы, вывихи) и сексуальное насилие. Также имела место длительная депрессия и суицидальная попытка. В этом случае одной из общих целей терапии становится повышение самопринятия, а целями танцевально-двигательной терапии в частности, принятие собственного тела. На одной из сессий мы сформулировали задачу таким образом: «На данной сессии я исследую, какая часть моего тела вызывает самый положительный эмоциональный отклик, и какие возможности творческого выражения доступны мне с помощью этой части».
Для понимания того, куда, в каком направлении нам нужно двигаться с клиентом, полезно использовать 3-х осевую схему.
ось 1: физическая модальность:сенсорика — моторика,
ось 2: психологическая модальность (эмоции и переживаемые смыслы): переживание – выражение (impression — expression)
ось 3: социальная модальность: ориентация на себя — на других.
Нам нужно понять в каком месте трехосевой схемы располагается упражнение, максимально отвечающее целям и задачам данной сессии, и куда мы будем двигаться дальше в этом пространстве.
Разрабатывая план сессии, мы должны также учитывать физические, интеллектуальные и эмоциональные возможности клиента. А также материальный контекст: место, где проходит сессия, зал, какие материалы, аксессуары и др. имеются в распоряжении и необходимы для работы. Нам нужно найти приемлемое для клиента объяснение для чего и почему терапевт предлагает данное упражнение, технику, выстраивая очевидную для клиента связь между его запросом и терапевтическим предложением. Можно использовать не только рациональный язык, но и метафоры, истории, примеры, упражнения на разогрев. И здесь нам могут помочь не только наши знания, но и интуиция, следование ассоциациям, наши фантазии. Полезно задаться вопросом: Какая установка (поддерживающая, исследовательская, провоцирующая, ведущая к инсайту и т.д.) будет адекватна клиенту и его целям?
И, наконец, выбор упражнения. На этом этапе важны методические навыки: способность точно выбрать упражнение, перейти от одного упражнения к другому, сделать вариацию упражнения, создать новое упражнение. Но это не только технические навыки, здесь очень уместна метафора танца, танцевального перформанса с клиентами, танца со своей композицией, со своим языком, уникального и неповторимого.
В качестве примера приведем одну сессию работы с клиенткой Л. У Л. сложные отношения с матерью. Долгое время отношения эти существовали как симбиотические, и сейчас Л. работает над тем, чтобы сепарироваться от матери. Она хочет больше автономии. Л. испытывает смешанные чувства и замешательство, и желала бы разобраться с этими чувствами.
Общие цели терапии — развитие автономии, поддержка процесса сепарации-индивидуации. ТДТ цели – прислушиваться к собственным желаниям и потребностям и выражать их вместо того, чтобы фокусироваться на (желаниях и потребностях) других. Задача на сессию – «Я собираюсь прояснить, какие чувства у меня вызывают поступки матери, и каковы мои собственные желания и потребности в данной ситуации и собираюсь найти как минимум одно активное «движение», что бы заявить о своих потребностях».
З осевая схема – сенсорное — важно не столько движение, сколько восприятие. В первую очередь, импрессия, т.е. ориентация снаружи внутрь, а затем уже экспрессия. По социальной оси: ориентация на себя. В первую очередь, исследование собственных потребностей.
Материальный контекст — тренинговый зал, с разнообразным спортивным оборудованием, подушками, матами, маленькими и большими мячами и прочими предметами
Установка терапевта – поддерживающая, поощряющая исследование и эксперимент
Настройка: Иногда отношения с важными для нас людьми складываются не так, как нам хотелось бы, и вызывают массу сильных чувств. Часто именно эти чувства мешают найти какие-то конструктивные пути разрешения конфликтных ситуаций. И нужно вначале разобраться, каковы наши собственные желания и потребности здесь? В терапевтической ситуации у нас есть возможность смоделировать такие ситуации, или выразить их в некоей символической форме. И хотя персонажи и символы – это не «настоящие люди и ситуации», для нашего эмоционального и телесного переживания – это самая «настоящая» реальность.
Ассоциации: Может быть, символическая расстановка? Дать выражение эмоциям и чувствам в движении, диалог (вербальный или невербальный со значимой персоной (матерью) и т.д.
Рациональное объяснение: Мы будем исcледовать ситуацию со значимой персоной в символической форме. Этого человека можно представить, используя позу, движение, жест, дистанцию по отношению к нему. Возможно это даст понимание того, что ты чувствуешь в этой ситуации, и чего ты хочешь. Мы сможем также создать в такой же форме желаемую ситуацию, а также сможем поискать такую ситуацию, которая не толко желанна, но и реально возможна. После этого мы сможем определить, какие действия необходимо совершить, чтобы достичь ее.
Для компетенции терапевтического взаимодействия нам нужны знания теории развития, групповой динамики, терапевтических отношений и т.д. Во многом, объем и перспектива освоения знаний будет определяться основными теоретическими предпочтениями терапевта. Установки (attitudes) в процессе терапевтического взаимодействия во многом зависят от специфики клиента или группы, целей и задач терапии, и меняются в зависимости от контекста. Все запланированные нами интервенции и объяснения уточняются в процессе реального взаимодействия с клиентом. Строгая методологическая схема не исключает процессуального и феноменологического подхода, даже наоборот: в интегративной парадигме обе эти стороны терапевтического процесса сущностно поддерживают друг друга.
Когда танец завершен, наш терапевтический эксперимент проведен, проделана некоторая работа, приходит время оглянуться назад, на то, что было сделано, вспомнить, прислушаться к себе, что это было для меня, что я выношу из этого танца? Наступает момент для рефлексии.
Рефлексия
Рефлексия, как профессиональная компетенция, включает в себя различные формы обратной связи и осмысления опыта.
Это может быть обратная связь клиенту (которая одновременно будет одной из интервенций), отчеты по сессиям и описания случаев (case study). Материал отчетов становится предметом работы групп интервизии или супервизионных сессий. Определенные этапы работы, их систематизация могут стать материалом для статей и книг.
Существуют три фокуса рефлексии:
1) личная (кто я, каковы мои цели и мотивация),
2) профессиональная (каковы результаты применения метода),
3) рефлексия профессионального функционирования в социальном контексте
(каково влияние моей деятельности на ближайшее окружение, общество; степень моей ответственности в этом).
Естественно, они тесно переплетены друг с другом, но это различение позволяет обнаруживать области, которые мы не учитывали, и помогает поддерживать широту видения.
Для этой профессиональной компетенции важно знание о различных формах рефлексии (вербальной и невербальной), методах исследования в ТДТ, поскольку именно методология исследования дает нам пространство понятий и логику понимания процесса. Естественно, это требует навыков вербализации опыта, на различных «психологических языках», мы можем тренироваться в использовании всего богатства форм и стилей рефлексии, презентируя наши программы для клиентов, администрации, коллег. Одно и то же содержание мы можем выразить различными словами, более того, его нужно выражать различным образом в разных контекстах. Это также дает нам возможность адекватно общаться с представителями других помогающих профессий. Здоровое любопытство, непредвзятость, ум исследователя — такими словами мы можем описать сущностную установку для этой компетенции.
Эта компетенция важна еще и потому, что одна из тенденций, может быть, теневых тенденций в ТДТ, — это анти-рационализм, мы часто можем слышать, что танец помогает «отключить голову», «перестать думать» и т.д. Мы замечали, что написание отчетов по сессиям вызывало сложности у многих студентов, обучающихся интегративной танцевально-двигательной терапии. Частичная правда этого не-желания описывать процессы состоит в том, что структурированый, научный, даже просто повествовательный дискурс не способен передать то, что реально происходит в танце и, тем более, в сессии ТДТ. Самая точная стенограмма сессии, в которой все записано очень точно и подробно, не будет содержать чего-то важного. Поэтому, мы можем обратиться к одной из идей artistic inquiry (Hervey, 2001) — «описание должно проходить на языке, подобном языку самого процесса», т.е. для языка танца будет подобным язык другого искусства (поэзии, или музыки, или фотографии).
Ниже следует пример стенограммы индивидуальной сессии, проведенной в рамках исследований Лаборатории профессионального развития ТДТ (г. Москва), дополненный стихотворением. Благодарим участников Лаборатории и лично Анну Гарафееву, бывшую терапевтом в этой сессии, за разрешение использовать данные материалы в нашей статье:
Возвращение силы (отрывок)
Т: Чей танец ты сначала хочешь танцевать – свой или силы?
К : Свой танец.
Т : Я буду помогать тебе, давай организуем пространство. Походи и найди место, где находишься ты. Найди интуитивно. И теперь место силы найди. Отметь эти места. (обозначили тапочками местонахождение каждого персонажа)
Откуда ты хочешь начать танцевать?
К : От себя.
Т : Почувствуй себя…ты здесь, твоя сила – там…прислушайся к телу, глаза могут быть закрыты или открыты…прислушайся к движению, которое есть в твоём теле…позволь ему проявиться…я вижу покачивания, следуй этому движению. Слушай также чувства, ассоциации, которые приходят в процессе.
К : Мне мало этих движений.
Т : Попробуй усилить. Подключи дыхание. Может быть, образы какие-то приходят?
К : Ты – раненая птица!
Т : Образ раненой птицы. Что ранено у неё? Крылья?
К : Душа!
Т : Найди теперь движения этой раненой птицы, хореографию этого образа. Танцуй это.
Раненая птица видит, что там сила?
К : Скорее, да.
Т : Куда она смотрит?
К : Она больше в себе. Знает, что сила существует, но не видит её.
Т : Тебе сложно держать глаза открытыми? Скажи из роли птицы : «Я…
К : Я раненая птица, мне привычно переживать. Я знаю, что где-то есть моя сила, но я её не вижу.
Т : Давай теперь отвлечемся от этого образа, стряхни с себя птицу, походи по пространству и когда будешь готова, приходи на место силы.
(К. пришла на место силы)
Ну как? Ты – сила птицы. Тебе знакома эта птица?
К : Да, знакома. Надоела мне эта птица своим занудством.
Т : Ты – сила, но тебе эта птица уже надоела своим занудством. Найди движения, хореографию, которые точно отражают тебя как силу. Одно-два точных движения.
(К. переступает с ноги на ногу, словно топчет что-то)
Поделай это движение. Куда ты смотришь, когда делаешь это движение?
К : Перед собой.
Т : А что ты видишь?
К : Жизнь, …интересно…
Т : А чувства?
К : Радости, удовольствия.
Т : А что делают твои ноги? Ты что-то топчешь?
К : Это даё возможность ощущать опору, быть с ней в контакте…Можно попрыгать!
Т : О! И руки тоже начали двигаться. Но как-то ты всё на одном месте. Тебе птицу видно? И как ты?
К : Жалко беднягу, страдает всё…Хочется сказать ей, что жизнь гораздо интересней и многообразней.
Т : А она с закрытыми глазами. Ты можешь ей подсказать?
К : Открой глаза!!! Оглянись вокруг!!!
Т : Это твоё послание. Послание силы птице.
Стихотворение:
В этой сессии
мне нравилась
игра с пространством,
ясность персонажей,
ясная структура,
не дающая рассыпаться
карточному домику
под порывом чувств.
Если ветер чувств уносит тебя,
танцуй,
слушая шепот силы
за ветром чувств.
То, куда можно указать словами,
но что нельзя уловить.
Понятно, что эти два описания дополняют, но не заменяют друг друга. Кроме того, здесь нет описания самого движения. Но это показывает, что в ТДТ у нас есть возможность использовать также невербальные формы рефлексии (рисунок, танец как обратная связь, видеоанализ и т.д.).
Новые технические возможности дают интернет-технологии. В частности, эта статья была задумана авторами в программе ICQ, а написана в Google Docs при параллельном обсуждении в Skype. Профессиональная рефлексия и виртуальное сообщество ТДТ реализуется через блог в LiveJournal (http://community.livejournal.com/ru_tdt ). Один из авторов проводил дистанционно анализ движения, видеозапись была и у терапевта и у клиента, обсуждение шло через Skype. Естественно, виртуальные технологии не могут заменить реального, «живого» общения, а, скорее, являются дополнительным «приглашением к танцу».
Итак, резюмируя вышесказанное, мы понимаем, что, как танцевально-двигательные терапевты, мы можем иногда слишком увлечься невербальным очарованием танца, и именно рефлексия позволяет поддерживать процессуальный баланс рационального и вне-рационального. Разумеется, вербальные методы рефлексии не могут уловить саму суть танца и ТДТ, но они являются необходимым элементом профессионального общения и хорошего социального позиционирования ТДТ. Обучая танцевальных терапевтов, мы неоднократно сталкивались с тем, что люди с хорошим интуитивным пониманием процесса и высоким уровнем эмпатии, испытывали большие сложности именно с этой компетенцией. Важно понимать, что вербальное понимание принципиально не может передать суть невербального опыта, но помогает его структурировать. «Танцевально-двигательные терапевты понимают, как утилизировать как интуитивный женский (правополушарный) телесный чувственный опыт, так и более патриархальный (левополушарный). Ценя эту андрогинную ориентацию бытия-в-мире, они могут помогать западной культуре, которая поляризована в единственную линейную эмпирическую перспективу, перейти к более глубокому переживанию жизни и ее мистерий» (Lewis, 1994).
Мы постарались передать в этой статье содержание и динамику 4 выделенных нами профессиональных компетенций танцевального терапевта. Основная цель статьи — очертить пространство профессионального развития для танцевально-двигательных терапевтов. Для этого нам важно иметь «большую картину», широкую перспективу. По нашему мнению, идея развития профессиональных компетенций, сознательного продвижения по пути профессионального развития дает достаточно объемную и подробную «карту» этой территории.
Мы прекрасно понимаем, что здесь мы формулировали это видение достаточно формальным и абстрактным языком, а для реального процесса развития больше подходят органические метафоры разворачивания, раскрытия, развертывания, танца. Или, когда мы встречаемся со сложностями и ограничениями на этом пути, можно задать вопрос – «Частью какого Большого Танца это является?»
И на этом пути интуиция и знание, смелость и сомнения, разочарования и восторг идут рука об руку, продолжая танец жизни. Естественно, что путь настоящего профессионала неповторим, но мы можем поддерживать друг друга на этом пути и продолжать совместный танец с клиентами и друг с другом.
Литература:
1. Кейсмент П. Ненависть и контейнирование.// Журнал практической психологии и психоанализа, №2, июнь 2004 г.
2. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-двигательная терапия, Спб: Речь, 2006. 286 с.
3. Уилбер К. Око духа. М.: АСТ, 2002. 476 с.
4. Bloom B. S. (Ed.) Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals, Susan Fauer Company, Inc. 1956.
5. Gendlin E.T. Focusing-Oriented Psychotherapy. A Manual of the Experiential Method, The Guilford Press, 1998
6. Hervey L. W. Artistic Inquiry in Dance/Movement Therapy: Creative Alternatives for Research. New York: Norton Publishers, 2001. 158 pages.
7. Kaylo J. The Body in Phenomenology and Movement Observation in E-motion, Association for Dance Movement Therapy (ADMT) U.K. Quarterly, Vol. XIV No. 18, Winter 2006, p. 5-12
8. Laban, R. Modern Educational Dance. London: MacDonald & Evans, 1975.
9. Lewis P. Theoretical Approaches in Dance-Movement Therapy, Kendall Hunt Pub Co, 1994
10. Spenser L. M., Spenser S. M., Competence at Work: Models for Superior Performance — 1993 — John Wiley & Sons, New York
11. Tosey P, The snake sheds the skin: themes of order and chaos in dance movement therapy. In: Dance Movement Therapy: Theory and Practice.(ed. H.Payne) London & N.Y., 1992.