Работа с сопротивлением в групповой танцевально-двигательной терапии — Горшунин Г. Ю.

Работа с сопротивлением в групповой танцевально-двигательной терапии
Григорий Горшунин
Мой коллега однажды заметил, что глубинная психотерапия – это на 80% работа с сопротивлением клиента. Действительно, сопротивление – один из наиболее часто встречающихся феноменов, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапевтической практике. Даже если речь идет не о психотерапии как таковой, а об эпизодической «тренинговой» группе, сопротивление – то, что часто «всплывает» на поверхность, и с чем необходимо уметь работать любому практикующему специалисту.

Мой опыт работы с групповым сопротивлением, как раз находится в «нише» 2х дневных интенсивов по ТДТ (2 дня по шесть часов). Это достаточно короткое время для развернутой психодинамической работы (такая цель и не ставится). При этом даже за такой срок, группа, формируясь как «группа» в психологическом понимании, часто демонстрирует сопротивление, исходя из своей внутренней динамики.
Несколько слов о признаках группового сопротивления.
1) Субъективное восприятие ведущим (может быть и участниками группы) падения «групповой энергии», что выражается в некой «заторможенности» группового процесса /в т.ч. двигательной/ и появления «на поверхности» чувств, которые можно считать своеобразными «маркерами» сопротивления (п. 2);
2) Чувства скуки, вялости, усталости. Большая закрытость и разобщенность (не всегда!) участников группы. Приведенные чувства могут быть выражены при расспросе;
3) Выражение агрессии (здесь не однозначно – см. далее);
4) Реактивное формирование или усиление соматических симптомов (головная боль и т.п.).
Чтобы дальше говорить о характеристиках сопротивления и способах работы с ним, необходимо ввести некоторые дополнительные понятия. В этом смысле, полезно обратиться к теории процессуальной терапии А. Минделла. Модель групповой динамики здесь исходит из наличия «первичного» и «вторичного» группового процессов.
«Первичный процесс» — групповая тема, которая находится «на поверхности», диктуя определенные взаимодействия и отношения. «Первичный процесс» может быть легко осознан группой, а чувства с ним связанные, выра-жены или, по крайней мере, узнаны и присвоены.
«Вторичный процесс» — вторая групповая тема, реально существующая, оказывающая влияние на течение групповой динамики, но текущая подспудно и параллельно «первичному», не осознанная участниками. Часто это значимые «групповые чувства», которые не могут быть выражены в силу определенных обстоятельств.
Часто указывается на диаметральную противоположность «первичного» и «вторичного» процессов. Например, в смешанной по полу группе подростков на поверхности – разобщенность в коммуникации по половому признаку, а во «вторичном процессе» – значимая сексуальная и коммуникационная заинтересованность.
Исходя из этих терминов групповое сопротивление — это сопротивление значимым чувствам, содержащимся во «вторичном процессе». А работа с сопротивлением – перевод «вторичного процесса» в «первичный».
Техника работы с сопротивлением разнообразна, и мы к ней вернемся. Вначале важно представить общие положения, без которых применение техники будет механическим и не эффективным.
Во-первых, надо отметить, что сопротивление в групповой работе, исходя из ее динамики, понятие относительное. Его интенсивность зависит не только от сложившейся на данный момент ситуации, но и от действий ведущего. Сопротивление может острее развиваться при несоответствии содержания «вторичного процесса» той тактике, которую в данный момент ведущий предлагает группе. Например, содержание «вторичного процесса» — чувство агрессии, и как следствие, центробежные силы в групповой коммуникации. Если в этих условиях ведущий даст опыт, направленный на больший физический контакт, ощущение близости, — неизбежно столкнется с еще более мощным сопротивлением. Таким образом «относительность» сопротивления — в зависимости его интенсивности от текущих психотерапевтических интервенций.
Ведущий который вместо попыток «озвучания» сопротивления (в словах или движении), будет его не замечать или игнорировать, лишь усилит «вторичный процесс», что может привести к распаду группы как единого целого.
Надо отметить, что если ведущий, исходя из четкого формата /заранее составленного плана/ групповой работы, будет пытаться этот план сделать, такая тактика не всегда приведет к поставленной цели. Это особенно важно для коротких групповых интенсивов, где, казалось бы, все можно достаточно предсказуемо распланировать. Однако, как показывает практика, план приходится менять, исходя из группового процесса, даже на двухдневных клиентских группах по ТДТ.
Конечно, ТДТ здесь не является «стандартом» по скорости формирования «вторичного процесса» и сопротивления. Ведь именно в двигательном опыте групповая динамика формируется особенно быстро, исходя из интенсивности и разнообразия коммуникаций внутри группы и мощных внутриличностных процессов.
Сопротивлением иногда называют открытое и мотивированное выражение агрессии (в широком смысле — неприязни, критики, открытого неучастия в работе и т.п.) участников группы друг другу или ведущему. Исходя из понятий процессуальной психотерапии, это не совсем так. Открытое и осознанное выражение агрессии – это уже не сопротивление, а групповая тема, с которой работают, как и с другими групповыми темами. Иначе возникает парадокс — сопротивлением можно назвать любую «неудобную» для группы или ведущего тему.
Важно помнить, что сопротивление – это прежде всего сопротивление осознанию (или узнаванию) каких-либо фактов, чувст