Иркутск

Региональная программа повышения квалификации «Танцевально-двигательная терапия в практике помогающих отношений»

(региональная программа Отделения Танцевально-Двигательной Психотерапии НОЧУ ДПО «Институт практической психологии и психоанализа»)


О чем эта программа? Это программа – первое и подробное знакомство с методом Танцевально-Двигательная Терапия (ТДТ) через опыт исследования Основных Жизненных Тем, которые сопровождают человека в течение его жизни. Это программа повышения квалификации, которая дает возможности научиться применять подход танцевально-двигательной терапии в практике помогающих отношений (психологии, терапии, лечебной физкультуры, телесных практиках, образовании и развитии, коучинге и социальной работе).

Для кого эта программа? Для всех специалистов помогающих профессий, кому интересна работа с выразительным движением и танцем, кто ценит и верит в целительную силу выразительной телесности и движения.

Структура программы

Программа состоит из шести модулей (144 ак.ч.) , включающих очные семинары (24 ак.ч.), самостоятельную работу и работу в малых интервизорских группах для отработки ТДТ-навыков, которые формируются в процессе обучения.

К каждому модулю прилагается домашнее задание, включающее:

  • работу с литературой (чтение статей и книг, с последующим резюмированием),
  • выполнение творческих заданий и заданий по наблюдению за выразительным движением и т.п.

По окончании программы (посещение очных семинаров), выполнения всех домашних заданий, написания и защиты выпускной творческой работы (см. Приложение), слушатели получают удостоверение о повышении квалификации НОЧУ ДПО «Институт практической психологии и психоанализа» (Москва). Это удостоверение как документ повышения квалификации к основному диплому о высшем или средне специальном образовании.

Ведущая программыБуренкова Елена(Алена) Валентиновна (г. Москва)

О программе. Танцевально-двигательная терапия – это одно из направлений экспрессивных видов терапии, которое обращается к целительным силам танца и движения. Танцевально-двигательная терапия использует в качестве инструмента работы язык выразительного движения и танца как невербальную  эмоциональную сторону коммуникации с собой, с другим и миром.

Основная цель программы – освоение принципов, основных методов и техник ТДТ, а также формирование умений и практических ТДТ-навыков для непосредственного  применения в собственной практике помогающих отношений (психологии, педагогике, психотерапии, медицине, социальной работе, различных видах консультирования, фитнесе, двигательных практиках и т.д.).

В процессе освоения материала будет использоваться эмпирический подход в обучении, где основным принципом является «Обучение через Делание». Такого рода групповой и индивидуальный опыт позволяет через непосредственную практику:

  • изучить основные принципы, познакомиться с основными методами и овладеть основными техниками ТДТ и научиться их применять в собственной практике;
  • познакомиться с основными приемами и методами ТДТ, позволяющими работать с Основными Жизненными Темами;
  • узнать как создавать пространство творчества и развивать навыки креативности, используя танец и другие выразительные искусства;
  • познакомиться со спецификой применения ТДТ подхода в индивидуальной работе и работе с группой: способы структурирования группового процесса, установление и поддержание границ работы, определение и развитие групповых и индивидуальных тем, использование символического движения и интеграция вербального и невербального материала.

Участники в процессе обучения овладеют навыками кинестетической эмпатии, присутствия, слушания и выразительного движения, установления и развития отношений на невербальном уровне, а также научатся видеть и анализировать язык невербальных коммуникаций и посланий.

Каждый учебный модуль программы предусматривает не только знакомство с принципами, методами и техниками ТДТ и получение опыта, но и анализ процесса, происходящего на обучении, для соединения эмпирического материала с теориями ТДТ. Каждый модуль включает в себя прохождение семинара и выполнение практического задания к данному модулю: реферирование статей, выполнение ТДТ-практик, ведение дневников наблюдения и рефлексии и т.д.

В результате обучения участники получат знания и сформируют навыки применения методов танцевально-двигательной терапии в рамках своей профессиональной деятельности.

Описание программы

Модуль 1. 5-7.10.2018. Танцевально-двигательная терапия: основы основ.

Модуль посвящен знакомству с основными принципами и понятиями направления «Танцевально-двигательная терапия». На этой встрече участники:

  • освоят, как применяются базовые принципы в танцевально-двигательной терапии, узнают о возможностях и ограничениях, целях и задачах ТДТ;
  • узнают о феномене «осознанно чувствующее тело» и его роли в жизнедеятельности человека и в практике танцевально-двигательной терапии;
  • откроют в себе способность к кинестетической эмпатии, большей чувствительности к собственным телесным ощущениям и овладеют навыком формирования кинестетической эмпатии;
  • познакомятся с феноменами категории Пространство (LMA) (концепция анализа движения Р.Лабана) и их смыслами: кинесфера, оси и плоскости;
  • начнут знакомиться с инструментом анализа выразительного движения (Р.Лабан), применяемого в ТДТ: Что движется? Где движется? Как движется?
  • через метафору «Я — это движущее тело» познакомятся с инструментами исследования собственной истории и соприкоснутся с силой Танца, дарующей радость жизни в ее первозданном виде.

Модуль 2. 16-18.11.2018. Танцевально-двигательная терапия. Основные жизненные темы: Доверие, Границы и Полярности.

Модуль посвящен исследованию следующих Основных Жизненных Тем методами и техниками ТДТ:

  • границы и контакты: свобода выражения и ограничения;
  • доверие и ответственность;
  • мир прикосновений: игра потребностей и желаний,
  • единство противоположностей или между ненавистью и любовью.

Участники познакомятся с принципом психосоматического единства в групповом танцевально-двигательном процессе, работая с телом и выразительным движением, осознанием и межличностными отношениями.

Танцующее тело, словно книга, которую читают – только тогда оживают истории, записанные в каждой клеточке нашего тела.

На этом модуле участники продолжат знакомиться с основными техниками танцевально-двигательной терапии:

  • узнают, что такое ритмическая групповая активность и узнают о ее силе в создании безопасного пространства;
  • продолжат знакомство с понятием кинесфера, и двигательными способами коммуникации с собой, и с другими в пространстве, и двигательным выражением себя (категории «Пространство» и «Усилие», LMA) и их смыслами в развитии и становлении отношений;
  • граница и ограничения — в чем специфика и как формировать устойчивые границы в коммуникации методами танцевально-двигательной терапии;
  • познакомятся с основным концептом «Полярности: Здоровье – Дисфункция», работа с полярностями как способ обретения эмоциональной устойчивости, гибкости, целостности;
  • о силе прикосновений и о способах исследования феномена «доверие к миру» методами танцевально-двигательной терапии.

Модуль 3. 21-23.12.2018. Танцевально-двигательная терапия. Основные жизненные темы: Внутренний Ребенок и Семья

Модуль посвящен исследованию следующих Основных Жизненных Тем методами и техниками ТДТ:

  • Доверие и его воплощённость в теле: встреча с Внутренним Ребенком.
  • Двигательный профиль доверительных отношений, проявленности себя в Мире и коммуникации с собой, другим и миром.
  • Танец семейных историй. Истории моей семьи: индивидуальные и групповые формы работы.

Участники познакомятся с основами двигательного развития в контексте личностного становления и формирования переживания целостности в телесном воплощении через паттерны двигательного развития (I.Bartenieff, P.Hackney), и познакомятся с техниками танцевально-двигательной терапии в работе с семейными историями в индивидуальной и групповой форме.

На этом модуле участники продолжат знакомиться с основными техниками танцевально-двигательной терапии:

  • узнают, что такое паттерны телесной связанности и их смысл в двигательном и психологическом развитии личности;
  • продолжат знакомиться с концепцией Р.Лабана (категории «Тело» и «Форма») для исследования специфики отношений с собой, другим и миром;
  • продолжат тренировать кинестетическое присутствие и слушание как способы контакта с Внутренним Ребенком.
  • познакомятся с техниками работы с семейными историями.

Модуль 4. 8-10.02.2019. Двигательное и психомоторное развитие: танцующее Дитя

На данном модуле участники познакомятся с основами двигательного и психомотрного развития, больше будет посвящено времени тренингу наблюдение за движением. Участники познакомятся с моделями анализа невербального взаимодействия в движении.

Данный курс знакомит участников с эмпирическим подходом в изучении функционирования телесных систем человека, способствует развитию культуры телесности через развитие контакта с собственным телом. Даёт представление о специфике телесного мышления, о различных способах организации движения. Обучает понимать язык движения и психологические смыслы телесных посланий.

В рамках данного курса участники узнают о базовом движении, его развитии, динамике, как человек в своем двигательном развитии переходит с одного уровня на другой, как интеграция этих уровней формирует целостную систему движения тела. Слушатели ознакомятся с эволюцией развития двигательных процессов, базовыми рефлексами (условными и безусловными), с базовыми нейрологическими паттернами и двигательными моделями, на основе которых формируется двигательно-психологический образ себя и модели взаимоотношений с миром.

В рамках этого модуля через исследование своих собственных базовых форм движения, участники смогут осознать их значение, динамику, смыслы, а также выстроить связи в своей собственной жизненной истории:

  • участники познакомятся с основным языком наблюдения за выразительным движением (система LMA-BF) для описания и анализа невербального способа взаимодействия с собой, с другим, с миром;
  • исследуют соматическую историю своего Я как «память тела: этапы детского развития»;
  • познакомятся с базовым концептом ТДТ «образ тела», и с психологическими стадиями его развития;
  • научатся анализировать привычные двигательные паттерны, расширят собственное видение телесной воплощённости ощущений, эмоций, образов, смыслов и открывает свободу и динамичность.

Модуль 5. 15-17.03.2019. Танцевально-двигательная терапия. «Авторство своей жизни»

На этом модуле участники познакомятся с техниками и приемами танцевально-двигательной терапии в исследовании следующих тем:

  • Лидер-Ведомый;
  • Игра и Соревнования;
  • Конфликт: поиск баланса между конфликтующими сторонами;
  • Танец Духа: путешествие в основные ритмы Вселенной;
  • Сексуальность как сила творческой проявленности Я в своей жизни.

Участники продолжат знакомство с техниками танцевально-двигательной терапии в индивидуальном и групповом процессе, познакомятся с различными играми и получат целый набор инструментов, с помощью которых можно выявлять новые пути самовыражения, расширять и обогащать собственный телесный выразительный язык:

  • познакомятся с техникой работы с конфликтами и соматическими симптомами на основе принципа полярности;
  • узнают о пяти базовых ритмах и о специфике работы с ними в танцевально-двигательном подходе;
  • научатся создавать игры на основе танцевально-двигательного подхода;
  • познакомятся с техниками использования работы с образами, воображением в движении, структурированным и креативным танцем, освоят техники телесного осознания, body-work.
  • познакомятся с феноменом «Embodied Leadership» (лидерство, воплощенное в теле) и получат навыки формирования расширения диапазона в полярности «Лидер – Ведомый».

Модуль 6. 26-28.04.2019. Специфика и основные принципы работы метода танцевально-двигательной терапии в практике помогающих отношений.

Участники программы увидят специфику применения метода танцевально-двигательной терапии в зависимости от контингента и задач в практике помогающих отношений – в образовании, развитии, коучинге, терапии, лечебной физкультуры и социальных и телесных практиках. Познакомятся с различными направлениями ТДТ и создадут собственную модель применения методов ТДТ в практике собственной профессиональной деятельности.

В завершение каждый участник для себя создаст карту инструментов метода танцевально-двигательной терапии применительно к собственным профессиональным запросам. На семинаре происходит работа в тройках, парах, индивидуальная работа – презентация в общем круге, супервизия реального случая из практики участников методом ТДТ.

В завершении семинара состоится фестиваль выпускных проектов слушателей программы.

Региональные организаторы/администраторы программы:  Анастасия Героева, Татьяна Терентьева (Иркутск)


Назад