Рождённые в танце — Рубина Е.Н.

 

 

Рождённые в танце
 
Рубина Евгения Николаевна (Москва) 
 
Студентка 5 курса Московского городского психолого-педагогического университета, факультета психологического консультирования. 
Курсовые работы на тему: "Психотерапевтический потенциал движения и танца". 
al_rubin@inbox.ru
 
 
«Если возникнет понимание важности того, каким образом мы рождаемся на свет – есть основания для оптимизма…» 
Мишель Оден 
 

 

В настоящее время появилось великое множество специальных курсов подготовки к родам. И это очень радует, поскольку современные будущие мамы очень нуждаются и в психологической поддержке, и в информационной осведомлённости, и, несомненно, в соответствующей физической подготовке. Однако в программах большинства из существующих курсов делается упор на получение информации о течении беременности и о родах: о течении процесса, о способах обезболивания, выборе роддома и пр. Безусловно, само знание о процессе родов, протекании беременности является важным, но всё же представляется, что для современных женщин не менее важной является подготовка не только сознания, но и тела к родам. И речь идёт даже не столько об отрабатывании техник дыхания для облегчения боли, а скорее о возможности входить в изменённое состояние сознание, «улетать на другую планету» (как выражается известный акушер М. Оден) с тем, чтобы позволить своему телу рожать, как бы отключив голову, рациональное начало. Ведь тело женщинызнает как рожать. Поэтому очень важно не мешать ему, научиться доверять, чтобы получить доступ к этому генетическому знанию. В данной статье будут рассмотрены возможности использования элементов африканских танцев в практике подготовки к родам. 
 
Для начала обратимся к процессу родов. Хорошо известно, что роды – это процесс «животный» в том смысле, что требует работы примитивных частей мозга. Именно поэтому во время схваток, потуг и рождения ребёнка следует устранять все специфически человеческое, мешающее процессу родов, и удовлетворять потребности, свойственные млекопитающим. 
 
М. Оден вводит понятие «ключевых потребностей» женщины в родах, которые аналогичны потребностям любых млекопитающих. Перечислим их: 
 
1.Потребность в обстановке интимности, уединения во время родов. Рожающая женщина, так же как и любое животное, производящее на свет потомство, стремится быть подальше от посторонних глаз. 
2.Потребность ощущать себя в безопасности (когда самка млекопитающего в джунглях чует поблизости хищника, роды на время прекращаются). М. Оден также отмечает, что женщина, укрытая от опасности и посторонних глаз, нередко предпочитает рожать в позах, свойственных млекопитающим, например, на четвереньках. 
 
И, наконец, есть ещё два фактора, приводящих к возбуждению неокортекса человека: это язык, и особенно рациональный язык (т.е. людям, помогающим женщине в родах, следует быть как можно молчаливее), и это яркий свет (неяркий, рассеянный свет будет облегчать процесс родов) . 
 
М. Оден пишет: «Если женщина рожает, предоставленная сама себе, без медикаментозных средств, то настаёт момент, когда она явно стремится оторваться от окружающего мира, словно отправляется «на другую планету» . Она позволяет себе то, о чём и не помыслила бы в повседневной жизни, например, кричать или браниться. Она может принимать самые неожиданные позы, издавать самые непривычные звуки. Всё это говорит о том, что контроль со стороны неокортекса ослаблен». 
 
Учитывая всё вышеперечисленное, можно предположить, что необходимо построить занятия с будущими мамами таким образом, чтобы они получили практические навыки ослабления контроля неокортекса и вхождения в изменённые состояния сознания. На мой взгляд, движенческий и танцевальный опыт оказывается очень полезным, а главное, хорошо применимым в процессе родов средством. 
 
Рассмотрим особенности африканского танца, обуславливающие его терапевтичность в работе с беременными женщинами. 
 
Ещё не так давно для неафриканцев африканского танца не существовало: он рассматривался как дикая, хаотическая жестикуляция всеми конечностями, грубое верчение задом, на основании чего и подвергался дискриминации как примитивный. В действительности же искусство Африки является утончённым и имеет долгую историю. Особенностью африканского искусства в целом является то, что оно не предназначалось для эстетических целей, другими словами, не являлось искусством ради искусства; оно теснейшим образом связано с религиозными верованиями, существующими в обществе. Танец пронизывает жизнь народов Африки (вспомним, скажем, про существование обрядов инициации или врачевания); танец сопровождает человека, начиная с момента его появления на свет и заканчивая его смертью. 
 
Абсолютное господство в африканской музыке ритмического начала – факт общеизвестный, а поскольку танец в африканском фольклоре неразделим с музыкой, его главной особенностью, несомненно, является наличие в нём внутренней пульсации, особого чувства внутреннего ритма. Возможно, именно это ощущение непрерывного ритма у африканских танцоров так завораживает зрителей, поскольку сами танцевальные элементы подчас очень просты. К примеру, медленные шаги в танце «Ампфеле» народа бангангулу, при выполнении которых на трудноуловимые доли такта происходит лёгкое «оседание» на бедре с еле заметным откидыванием головы и мягким, волнообразным движением позвоночника. Двигаться таким образом можно только, непрерывно ощущая постоянно живую ритмическую цепь. 
 
В некоторых африканских языках нет отдельных слов, обозначающих музыку и танец, есть только общее слово для обозначения того и другого. Так, к примеру, в танцах пигмеев бассейна реки Конго используется и голос: тело «слушает» мелодию и под её впечатлением совершает соответствующие движения. Если же говорить о танцах, в основе которых лежит подражание — полёту ли птицы, движениям ли зверя или человека – то имитация эта отнюдь не примитивна; в её процессе выражается внутреннее состояние, и только когда звук войдёт в тело танцующего, движения превращаются в искусный и виртуозный, аутентичный танец. Таким образом, африканский танец это всегда процесс , а не просто комбинация заученных элементов.
 
В процессе родов женщина также находится во власти ритмов (волнообразно накатывающие схватки), поэтому опыт такого постоянного пребывания «в ритме», каковой можно получить, танцуя африканские танцы, может оказаться очень полезным. Возможно, схватка в этом случае будет восприниматься не так пугающе, ощущаясь каким-то особым ритмом, в котором даже можно танцевать. Если же подключить к этому процессу и дыхание с голосом, то можно превратить процесс родов в увлекательный перфоманс, а самое главное – существенно снизить собственный страх и болезненные ощущения. 
 
Р. Бергер называет ещё одну важнейшую черту африканского танца, цитируя Л. Сенгора, покровителя Сенегальского национального балета в 60-х гг: «Мы – люди танца, чьи ноги становятся сильнее, когда мы бьём по твёрдой земле». Африканский танец исполняется преимущественно на твёрдой почве, максимально «заземлённо». Вообще, контакт с землёй, ощущение своей «заземлённости» очень важно для африканцев. Когда танцор плотно стоит на земле, он может двигать всеми частями тела – ногами, бедрами, плечами, руками, головой, всегда контролируя свои движения из центра, расположенного в области солнечного сплетения. Конечности могут совершать очень сильные, почти хаотичные с большой амплитудой движения, но их держит центр.
 
Теперь рассмотрим основные принципы африканского танца. Ренато Бергер выделяет три основных принципа, лежащих в основе возникновения первых африканских танцев:
 
1. Плодородие (принцип наивысшей ценности – основа существования всего племени, общества; символизируют начало жизни). Именно для танцев, относящихся к этой тематике, характерна наиболее сильная и привлекательная танцевальная техника. 
 
2. Имитация (в её основе лежит поклонение высшим силам природы). Движения как средства выражения жизни во всех её проявлениях – это как повседневная жизнь (быт, охота, сбор урожая, и пр.), так и Жизнь как Природа с её высшими силами, которые одновременно и очаровывают, и завораживают и внушают ужас, вызывая потребность в поклонении, вхождении в контакт с ними с целью контролирования. 
 
Если размышлять о терапевтическом эффекте этого принципа, то он состоит в том, что сживаясь с неведомыми силами, как бы становясь ими, вместо страха мы получаем доступ к их энергии и силе, и тем самым, ощущаем себя увереннее, смелее. 
 
3. Поклонение (Я бы переформулировала этот принцип применительно к процессу родов как Принятие или Не-сопротивление). Этот принцип особенно важен для нас потому, что всегда существует нечто, что сильнее тебя (речь идёт о стихиях, а процесс родов вполне сравним со стихией) и глупо и бессмысленно (непродуктивно, если говорить о родах) бороться с этим, сопротивляться. Необходимо просто отдаться стихии, принять её. 
 
Как известно, африканские танцы – это танцы, исполняемые всей группой (племенем). Поэтому, ко всему прочему, мы имеем дело с энергией группового процесса. 
 
Мне представляется, что в занятия следует включать как структурированные упражнения (танцевальные связки, упражнения на растяжку), так и неструктурированные – с тем, чтобы каждая участница смогла найти и исследовать именно те движения, которые окажутся наиболее комфортными для неё. Структурированные же упражнения необходимо разрабатывать очень тщательно, уделяя особое внимание области таза, бёдрам и спине. 
 
Африканские танцы хороши также тем, что позволяют исследовать очень актуальные для беременных женщин темы на телесном уровне. Многие женщины жалуются, что во время беременности они стали неповоротливыми, неуклюжими и неподъёмными – самые простые движения даются с трудом: «еле поворачиваюсь», «с трудом наклоняюсь, встаю с кровати». В этой связи можно предложить исследование на тему «лёгкость и тяжесть». Как и где в своём теле я ощущаю лёгкость/тяжесть? Могу ли я усилить/ослабить эти ощущения? Насколько комфортно/некомфортно мне ощущать себя так? Могу ли я как-то изменить эти ощущения? и пр. 
 
Гибкость и мышечная сила, подспудно развивающиеся в процессе занятий африканскими танцами, тоже окажутся не лишними в процессе родов. 
 
Таким образом, использование элементов африканских танцев в групповых занятиях с беременными женщинами может способствовать более естественному протеканию родов за счёт получения уникальных практических навыков. Одним словом, рожать — танцуя! 
 
 
Литература 
 
1. Бергер Р. Африканский танец – прошлое и настоящее // Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1996. 
 
2. Кофман А.Ф. Африканский элемент в культуре Испанской Америки // Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1996. 
 
3. Оден М. Кесарево сечение: безопасный выход или угроза будущему? М.: Междунар. шк. традиц. Акушерства, 2006. 
 
4. Фёдорова Л.Н. Африканский танец. М.: Наука, 1986.