Танцевальная аэробика как один из способов поддержания самопринятия девочек 11-12 лет — Губина И.С.

Танцевальная аэробика как один из способов поддержания самопринятия девочек 11-12 лет
Губина Ирина Сергеевна (г. Березники, Пермский край)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский центр культуры», педагог-психолог, педагог дополнительного образования по танцевальной аэробике.
Дипломная работа: «Особенности самопринятия девочек 11-12 лет, занимающихся танцевальной аэробикой».
irina16-03-82@yandex.ru
Танцевальная аэробика является одним из популярных видов деятельности современных подростков. Однако возможности её влияния на психическое благополучие подростков мало изучены. В подростковом возрасте происходит становление самосознания. Для сохранения психического благополучия девочки-подростка особенно важно принятие ею самой себя. Самопринятие подростка очень уязвимо, основное влияние на него оказывают значимые взрослые и сверстники [2]. Без определенного уровня самопринятия невозможно нормальное функционирование личности в социуме [8].

Самопринятие, в данной работе, понимается как характеристика личности, выражающаяся в положительном отношении к себе, принятии себя, своих особенностей и физических, и психологических.
Цели статьи: 1) на основе литературных источников сопоставить влияние танцевальной аэробики и танцевально-двигательной терапии на человека; 2) представить результаты изучения самопринятия девочек 11-12 лет, занимающихся танцевальной аэробикой. Статья написана на основе дипломной работы.
По-нашему мнению, танцевальная аэробика (ТА) имеет много общего с танцевально-двигательной терапией (ТДТ).
1. Они имеют общие корни. И ТА и ТДТ имеют общего прародителя – танец, который изначально сопровождал человека во всех видах его деятельности [6]. Танце-двигательная терапия увидела способность танца исцелять душу, а танцевальная аэробика пошла по другому пути: она применила танец для изменения тела.
2. В их целях есть пересекающиеся аспекты. Основная цель ТА – содействовать стремлению занимающихся к приобретению здоровья, физического и психического благополучия посредством тренировок [4]. В танцевально-двигательной терапии уделяется внимание взаимосвязи тела и психики. И целью танце-терапии также является физическое и психическое здоровье личности [3].
3. Процессы, происходящие на тренировках танцевальной аэробики и тренингах танце-двигательной терапии. Во-первых, во время аэробной тренировки девочки получают новый телесный, двигательный и эмоциональный опыт, происходит осознание отдельных движений, осознание различных частей тела, перестройка и уточнение схемы тела, открытие новых телесных способностей, происходит освоение пространства. Подобные процессы происходят и на тренингах ТДТ [6]. Во-вторых, на тренировках ТА идет работа с воображением, хотя не такая явная и сильная как в ТДТ. В аэробике, даже не танцевальные – силовые – упражнения часто имеют образные названия. Связки танцевальной аэробики строятся на музыке с выраженным ритмическим рисунком. А определенная музыка и ритм всегда рождают образ [7]. Работа воображения является одним из главных действующих факторов в ТДТ. В-третьих, на тренировках танцевальной аэробики и в группах танце-двигательной терапии участники получают свободу выражения эмоций.
Таким образом, на тренировках по танцевальной аэробике может происходить полноценная психическая работа, о которой ни сами занимающиеся, ни тренер могут и не догадываться.
В нашем дипломном исследовании была выдвинута гипотеза: самопринятие девочек, занимающихся танцевальной аэробикой, значимо выше, чем самопринятие девочек, не занимающихся никаким видом фитнеса, кроме уроков физкультуры в школе.
Выборка. Первую группу испытуемых составили 54 девочки 11-12 лет, занимающиеся танцевальной аэробикой 1-4 года. Вторую группу представляют 54 девочки, не занимающиеся никаким видом фитнеса, кроме уроков физкультуры в школе.
Были использованы следующие психодиагностические методы: групповое интервью с испытуемыми, анкета о двигательном опыте, модифицированный вариант методики семантический дифференциал Ч.Осгуда (СД) [1], интервью с тренерами и педагогами испытуемых. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. В ходе исследования получены значимые различия между группами по факторам СД, описывающим тело. «Принятие тела» занимающихся аэробикой больше, чем у не занимающихся (t=3,9, р≤0,001). Аналогично – «спонтанность тела» (t = 4,68, р ≤ 0,001), «выносливость тела» (t = 4,3, р ≤ 0,001), «здоровье тела» (t = 3,5, р ≤ 0,001). Эти различия подтверждаются высказываниями испытуемых (из группового интервью): «Я себе нравлюсь», «Я привлекательная», «стала сильнее», «я меньше стала болеть». Подтверждаются такие различия и высказываниями педагогов и тренеров (из интервью с педагогами): «гордится своей фигурой», «стала более выносливая», «не помню, когда она болела». «Напряжённость тела», напротив, в группе занимающихся танцевальной аэробикой значительно ниже (t = -4,22, p ≤ 0,001). Это подтверждается высказываниями испытуемых и педагогов: «чувствую себя легко», «она свободно двигается», «раскрепощена».
Полученные результаты можно объяснить следующим образом: в процессе тренировок по ТА девочкам приходится преодолевать ряд трудностей, которые постоянно обращают их внимание на своё тело, успешное преодоление этих трудностей приводит к тому, что девочки начинают больше доверять своему телу, гордиться его возможностями. Девочки, занимающиеся танцевальной аэробикой, постоянно совершенствуют свои физические качества, что приводит к повышению выносливости и улучшению физического состояния, здоровья.
Более высокие показатели у занимающихся танцевальной аэробикой были обнаружены по шкалам «принятие внутреннего мира» (t = 2,38, р ≤ 0,05) и «спонтанность внутреннего мира» (t = 3,65, р ≤ 0,001). Эти различия иллюстрируются высказываниями испытуемых: «Я себе нравлюсь», «Я себя люблю», «Я стала раскрепощенная»; и педагогов: «относится к себе хорошо», «не слышала, чтобы она упрекала себя», «всегда говорит то, что думает». «Напряженность внутреннего мира» занимающихся танцевальной аэробикой ниже, чем в противоположной группе (t = -3,2, р ≤ 0,01). Данные подтверждаются высказываниями тренеров: «не помню, чтобы видела её тревожной», «обычно она спокойна».
Такие результаты можно объяснить следующим образом: в группах танцевальной аэробики тренируется способность к непроизвольному выражению чувств в невербальной форме, практикуется концертная деятельность, что расширяет эмоциональный опыт и увеличивает спонтанность. ТА даёт занимающимся возможность эмоциональной разрядки, что приводит к снижению психической напряжённости, такое влияние аэробики изучалось К.Купером [5].
Таким образом, гипотеза о том, что самопринятие девочек, занимающихся танцевальной аэробикой, подтвердилась. У этих девочек хорошо развито самопринятие тела. Они принимают своё тело таким, какое оно есть, часто довольны своим телом. Они описывают своё тело как спокойное, расслабленное. Они свободно двигаются, хорошо чувствуют своё тело, доверяют ему, склонны к раскрепощённым движениям. Их тело отличается выносливостью и здоровьем. Свой внутренний мир девочки, занимающиеся аэробикой, описывают как яркий, гибкий, подвижный. Они открыто выражают свои чувства и мысли, склонны к спонтанному поведению, обычно ведут себя естественно и раскованно. Чаще они спокойны и расслаблены. Легко справляются с эмоциональными нагрузками. Принимают свои эмоции и чувства, доверяют своим желаниям.
Литература
1.Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1991. №1. С. 50-54.
2.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
3.Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души.
4.Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
5.Купер К. Новая аэробика. М.: ФиС, 1976.
6.Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. М.: Эксмо, 2005.
7.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 2000.
8.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.