Танцевальная терапия в дополнительном образовании — Каневская Н.В.

Танцевальная терапия в дополнительном образовании (из опыта работы объединения «Творческая Школа-мастерская Общения»)
Каневская Нина Викторовна (Кронштадт)
ГОУ Дополнительного Образования «Дом Детского и Юношеского Творчества» Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга, педагог-психолог.
Кандидат психологических наук.
Диссертация «Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений у подростков»
nina_ist_da@mail.ru
Проводя анкетирование родителей в начале учебного года и исследуя их «заказы» на работу с ребенком, я встретила такую фразу: «Хочу, чтобы мой ребенок научился быть более терпимым, эмоционально устойчивым, успешным в жизни». Я подумала о том, что такие качества чрезвычайно важны сейчас, но и воспитываются, развиваются они не сразу… Школьный возраст – очень благоприятная и сенситивная фаза жизни для этого. Это тот возраст, когда ребенок большую часть своей жизни проводит в разных образовательных учреждениях. Есть ли у него возможность найти эти составляющие будущей успешности там, в сфере образования?

В результате модернизации современное российское образование имеет своей целью не формирование набора навыков и умений, а воспитание личности, способной делать выбор. На первый план выходят такие понятия как «качество жизни», «самореализация», «здоровье», «социальное благополучие», «защищенность». Обращение к личностно-ориентированной модели в образовании, направленной на взаимодействие «человек-человек» подразумевает создание такого психологического климата и установления таких отношений, которые обеспечат наибольшую эффективность педагогического взаимодействия.
Дополнительное образование имеет все возможности для реализации такой модели. Оно основывается на принципах добровольности, выбора педагога и творческой деятельности, ориентации на ребенка, его возрастные и личностные особенности, взаимодействии на равных позициях. Взаимодействие «человек-человек» предполагает взаимодействие на всех уровнях: физическом, эмоциональном и интеллектуальном, и основывается на воспитании таких установок как подлинность, признание ценности другого человека, эмпатия.
В связи с вышесказанным, педагогу необходимо каждый раз, из занятия в занятия,создавать комфортный психологический климат, создающий для ребенка ощущение безопасности и стремление к самораскрытию и творчеству.
Все это в идеале. А в реальности каждый педагог сталкивается с необходимостью обучения способности сонастраиваться с другими, умении слушать и слышать, развитии сотворчества, признания ценности другого, а также в привлечении родителей в образовательный процесс. Только тогда образовательный процесс будет действенным и эффективным. Одному педагогу с этим не справиться, так как он должен получить в конце учебного года еще и конкретные материальные результаты, прописанные в его образовательной программе (выставки, выступления, поделки, коллекции). Поэтому назрела необходимость в наличии программ, как поддерживающих основной образовательный процесс, так и работающих целенаправленно не на внешний результат, а на развитие «внутренних» качеств ребенка, составляющих базу его успешности в реальной жизни.
Я работаю в дополнительном образовании 6 лет в объединении «Творческая Школа-мастерская Общения» по одной из таких программ. Это комплексная тренинговая программа «Искусство общения или как нарисовать свой жизненный путь «красками», основными целями которой является развитие способности делать выбор и нести ответственность за свои действия через осознание себя субъектом общения, а также гармонизация психических состояний и системы отношений человека. Программа состоит из 7 тренингов и рассчитана на один/три года обучения.
Особенностью данной программы является активное использование танца и техник танцевальной терапии для работы с психическими состояниями и системой отношений детей и подростков, как средства установления, поддержания и коррекции межличностных отношений. Главный акцент в данной работе ставится на категориях «психическое состояние» и «отношения», что дает возможность доступа к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, жизненных потребностей и ценностей, представлений о себе и о мире, позволяет участникам осознать свои реальные отношения к группе, к себе, к конкретным другим, к миру в целом, а также причины этих отношений. То есть танец применяется с целью развития личности и системы ее отношений.
В связи с этим, основными направлениями использования танцевальной терапии является: самовыражение и самоактуализация личности, стимуляция ее творческого потенциала, высвобождение подавляемых чувств и отношений, принятие тела и создание его положительного образа, работа с системой отношений личности, с отношениями в группе. Осознание и развитие членами группы системы отношений происходит посредством осознания экспрессивного репертуара, его гармонизации в структурированном танце, астереотипизации, индивидуализации в спонтанном.
Самой важной частью работы является взаимодействие с родителями, так как в ребенке начинают происходить серьезные внутренние изменения. По сути, изменения в ребенке провоцируют и систему ребенок – родители на изменение. Если родители не понимают и не принимают происходящее, не желают участвовать в изменении системы отношений, то результат в лучшем случае сводится к нулю. В течение первых лет моей работы это было первой причиной ухода ребят из объединения. Поэтому в программу были включены ежемесячные творческие встречи с родителями. Как правило, это совместное занятие родителей вместе с детьми, на которых мамы и папы через свой собственный опыт знакомятся с нашей работой. Они видят своего ребенка в другой позиции, в другом состоянии: когда уже он может владеть тем, чем они пока не владеют или является активным помощником.
В самом начале в творческих встречах из родителей участвовали единицы. Проводимое в конце каждого года анкетирование показывало, что родители замечают изменения в своих детях и оценивают эти изменения положительно. На первом году обучения развиваются наблюдательность и работоспособность, растет самооценка, учащиеся становятся более открытыми и радостными. На втором году обучения наблюдательность, работоспособность и самооценка продолжают расти, развивается сотворчество и общительность. На третьем году обучения наряду с дальнейшим развитием наблюдения развиваются такие качества, как самостоятельность и эмоциональная устойчивость, направленность на успех и способность к импровизации. Причем, такие качества как наблюдательность и работоспособность ребят становятся более выраженными для их родителей на втором году обучения.
Сами учащиеся так же отмечают прогресс вышеназванных качеств. Интересно, что взгляд родителей и самих учащихся на образовательный процесс отличается. Так, ребята второго года обучения отмечают развитие работоспособности, одновременно с этим не замечая роста самооценки и развития сотворчества, тогда как родители видят развитие двух последних и отрицают развитие первого. Данная ситуация может быть объяснена стабилизацией данных качеств в процессе обучения по программе и экспансии полученных навыков и умений в других сферах жизни, которые уже наблюдают родители, а не педагоги. Кроме того, развитие способности к импровизации (быстрой адаптации к меняющимся условиям и принятии решений) отмечается учащимися и не отмечается родителями (при высокой оценке этого качества изначально). Это может обусловливаться двумя причинами: тем, что данное качество начинает развиваться в учащихся на предыдущих годах обучения при акценте его развития на третьем году (и родители «привыкают» к постепенным изменениям), а также тем, что в семье существует четкая иерархия и система принятия решений, которая может быть настолько жесткой, что не позволяет ребенку проявлять новые модели поведения.
По мере участия большего количества родителей в творческих встречах, направленных на создание позитивных отношений со своим ребенком, результаты исследования изменились: родители и дети стали видеть изменения в одном ключе: если ребенок отмечает рост работоспособности, то и его родители это тоже заметили. То же самое касалось таких качеств как эмоциональная устойчивость, самостоятельность, способность к сотворчеству, наблюдательность и уверенность в общении.
Нужно сказать, что «заказ» той мамы, о которой говорилось в самом начале статьи, был сформулирован именно такими словами благодаря тому, что два года она активно и с интересом принимала участие в жизни своего ребенка, радуясь и огорчаясь, поддерживая и отпуская его в танце их совместной жизни. И часть этой жизни проходила в нашем объединении, где мы вместе танцевали свои партии, не боясь быть открытыми другому опыту.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важные моменты. Во-первых, дополнительное образование является тем пространством, в котором применение танцевальной терапии является как эффективным для самого ребенка (подростка), так и для педагога и всего образовательного процесса.
Во-вторых, учитывая специфику области, направление, в котором применяется танцевальная терапия, скорее определяется как развитие личности и системы ее отношений, а также гармонизация психических состояний и межличностных отношений.
В – третьих, важную часть работы составляет взаимодействие с родителями. Только тогда, когда семья поддерживает ребенка, проживает с ним его путь, он будет успешным в жизни, эмоционально устойчивым и терпимым по отношению к другим.