Танцевально-двигательная психотерапия: некоторые размышления о методологии исследования — Буренкова Е.В.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Е.В.Буренкова к.психол.н., доцент кафедры общей психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского, преподаватель кафедры ТДТ ИППиП
Танцевально-двигательная психотерапия в последние годы все больше и больше становится популярной в нашей стране и в странах ближнего зарубежья. Об этом свидетельствуют и количество отечественных публикаций, в которых встречаются слова танцетерапия, танцевально-двигательная терапия, и количество людей, пропагандирующих терапевтическую силу танца и, соответственно, являющихся ведущими различного рода групп с использованием методов ТДТ, и частое упоминание о ТДТ в газетах и журналах, телевидении и радио. Популяризация ТДТ-направления и метода с одной стороны несет достаточно большую пользу и вклад в развитие отечественного направления, с другой – в массовости и потоке легче всего растерять методологическую основу и опору, которая и составляет терапевтическую силу метода. И это происходит сейчас, когда все, что связано с танцем стремятся назвать танце-двигательной терапией.

Я не буду останавливаться на специфике применения и роли танца и движения в танцевально-двигательной терапии и в танцевальной педагогике, об этом И.В. Бирюкова подробно говорит в статье «Роль профессионального обучения и становления профессиональной идентичности танцевально-двигательного терапевта» (2009). Я рассмотрю лишь общие закономерности, встречающиеся в исследовательском пространстве ТДТ. Более того, данная статья является лишь попыткой в осмыслении экспериментального пространства ТДТ в преломлении к психологической науке.
ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУКА или ИСКУССТВО?
«Психотерапия всегда должна оставаться настойчивым стремлением двух людей восстановить целостность человеческого существа посредством отношений, возникающих между ними» (Р.Д. Лэнг, 2005, с.58). Структура этих отношений сама по себе является терапией, ибо позволяет исследовать собственную личность в отношениях с Другим или Другими. К. Левин описал процесс переживания и опыта как циклическую модель трех составляющих: исследование, планирование и действие, — где каждый компонент модели является собой часть непрерывного процесса познания мира.
Психотерапия сквозь призму клинической беседы – основного метода – часто рассматривается как процесс профессиональных отношений в диаде «личность – личность». В этом отношении каждый момент психотерапевтического взаимодействия является неповторимым, и, соответственно, приближает психотерапию к искусству: искусству слушания, ведения беседы, мастерству присутствия психотерапевта в моменте «здесь-и-сейчас», искусству создания пространства «исцеляющего» контакта. Однако, для того чтобы эффект терапии был «прогнозируемым», от специалистов требуется не только обладанием навыками слушания, но и навыками планирования и анализа исследования, чтобы систематизировать и представлять полученные эмпирические результаты. Беркли (Berkley, 1992) полагает, что начинающие специалисты должны, как минимум уметь правильно формулировать вопросы, относящиеся к исследованию, использовать четкие определения терминов, понимать источники неясности и неопределенности и то, как их можно контролировать, знать о существовании проблем, связанных с процедурами наблюдения и измерения, понимать ценность данных, приводимых в литературе, и иметь представление о самом процессе исследования и иметь мотивацию для его дальнейшего изучения на протяжении всей профессиональной жизни [2, с. 53].
Действительно, процесс психотерапии и исследовательский процесс научной психологии во многом схожи между собой.
Так нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы (гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
6. В случае опровержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез) [1, с.13].
Данный процесс представляет собой череду последовательных этапов:
1. выделение проблемы;
2. анализ предшествующих научных работ в данном направлении;
3. формулирование гипотезы, формирование плана исследования;
4. проверка гипотезы (проведение исследования);
5. анализ полученных результатов;
6. выводы и обобщения результатов (применение к существующей действительности)
Далее, если переносить выше описанную схему исследования на процесс психотерапевтического взаимодействия, мы увидим некоторое сходство в логике планирования исследования, т.е.:
1. сознание проблемы и необходимости ее решения;
2. системное изучение контекста и предпосылок к появлению данной проблемы;
сбор данных о том, что известно о данной проблеме и о попытках ее решения;
3. функциональное определение проблемы с целью ее последующего решения;
вывод, сделанный при изучении примеров решения подобного класса проблем;
прогноз результатов и выбор действий, основанный на вероятности успеха;
4. проверка гипотез в плане действия;
5. оценка результатов;
6. выводы и обобщения.
Таким образом, научная основа психотерапевтического процесса представляет собой последовательные этапы психологического исследования, с необходимым выделением компонентов, структурирующих изучение психологической реальности клиента. Например, при овладении исследовательским методом в психотерапевтическом консультировании, с точки зрения Дж. Коттлера и Р. Брауна, консультанту необходимо овладеть следующими знаниями и навыками:
1. терминология и язык, посредством которых осуществляется общение с другими специалистами;
2. знание о классических исследованиях, касающихся консультирования и об их влиянии на клиническую работу. Это необходимо, для того чтобы самостоятельно анализировать различные методологические подходы, приводимые в литературе, а также для собственной осознанности профессиональной идентичности;
3. знание средств проведения системных исследований по вопросам, представляющим непосредственный интерес.
Они предполагают, что, осваивая язык и стратегии, методологически обоснованные подходы к решению поставленных задач, специалист учится использовать навыки оказания помощи в более осознанной и последовательной манере.
Психотерапия – наука или искусство? Для того чтобы определиться в выборе, необходимо понять, что же отличает искусство от науки или, наоборот, науку от искусства. Различия этих направлений деятельности человека, лежат в континууме «уникальность – повторяемость». В этом смысле психотерапия больше является наукой, т.к. повторяемость эффекта обуславливается четкой методологической базой и технологией использования метода. Однако, для того чтобы «магия» исцеления произошла, необходима та уникальность терапевтического альянса, которая возможна лишь при своего рода особенном в субъективном восприятии контакте между терапевтом и клиентом.
Таким образом, в процессе психотерапии происходит нелинейное взаимодействие между уникальностью и повторяемостью, каждый раз взаимообуславливаясь особенностью коммуникацией между терапевтом и клиентом.
В танцевально-двигательной психотерапии, где коммуникация, трансценденция полярностей и творчество являются одними из основных принципов, граница между видением ТДТ как части научного знания и ТДТ как таинства и магии искусства является еще более размытой, чем, например, в когнитивной или бихевиоральной психотерапии. И, на мой взгляд, здесь и кроется основная путаница между ТД-искусством и ТДТ, что позволяет назвать танцевально-двигательной психотерапией использование движений и танца в коррекционной и развивающей работе психолога и педагога.
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ и ТДТ
Любая научная дисциплина может претендовать на статус самостоятельной науки, если имеет четыре главных признака:
1. опора на четкую идеологическую базу (методологию);
2. наличие собственного объекта исследования;
3. наличие собственного предмета исследования;
4. наличие собственных методов исследования [4, с.8].
Методология психологии — отрасль психологии как науки, лежащая на пересечении ее с философией, предмет которой – соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (древа психологической науки) требованиям диалектического материализма (К.К. Платонов, 1981). Так же методология определяется как система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе. В общем, наиболее лаконичное определение было дано П. Копниным и А. Спиркиным (1964) – методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания.
Таким образом, методология в психологической науке в целом выполняет две функции:
1. служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания;
2. по степени общности методология может представляться как понятие всеобщее, общенаучное и частное. В связи с этим методология является теоретико-мироззренческой и методической базой: на уровне всеобщего для всей системы наук, на уровне общего – для значительной части этой системы, но не для всех наук (для совокупности наук, имеющих общий объект исследования), на уровне частного – для какой-либо конкретной науки [4, с.36-37].
В преломлении к танцевально-двигательной психотерапии основной теоретической базой являются психодинамические теории развития (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.), мировоззренческой основой – гуманистический поход преобразующего взаимодействия (триада К. Роджерса). Основные методы познания в ТДТ согласуются с базовыми методами экспериментальной психологии – методы интроспекции (самонаблюдение и самооценка своих внутренних состояний)*; метод экстероспекции (наблюдение за поведением, состоянием и реакциями испытуемого)**; понимание (герменевтика – непосредственное восприятие, «схватывание» психических состояний другого человека, предполагает наличие двух качеств у психолога: эмпатия и интуиция)***.
Подходы, описанные М. С. Уайтхаус, Т. Шуп, М. Чейс, Дж. Ходоров, Р. Лабаном, И. Бартенефф и др. теоретиками и практиками, позволяют сегодняшним последователям ТДТ познакомиться с базовой школой учения о ТДТ, ее принципах, структуры и методов.
С целью дальнейшего осмысления объекта, предмета и методов исследования в танцевально-двигательной терапии рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды определений ТДТ. Приведем два примера определения.
1. Танцевально — двигательная терапия (ТДТ) — это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Танцевальные терапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность [9].
2. ТДТ – это метод, который использует в качестве инструмента выразительное движение и танец, с помощью которых человек вовлекается в процесс личной интеграции и роста [10].
Итак, с одной стороны ТДТ определяется как вид психотерапии, а с другой стороны – как специфический метод личной интеграции и развития человека. В этой связи становится ясным существующая дихотомия в исследовательских работах: – и на одном полюсе мы встречаем работы, носящие эмпирический характер исследования возможностей собственно методов ТДТ в качестве инструмента изучения и изменения психической деятельности человека (П. Льюис, А. Австрайх, 2005, Э. Досамантес – Альперсон, 2005, П. Палларо, 2007, 2008, Дж. Ходоров, 2008 и др.), — на другом – исследовательские работы, где ТДТ выступает к качестве метода, с помощью которого изучается спектр возможностей в применении его к различным категориям клиентов и пациентов (это и группы личностного роста (Т.А. Шкурко, 2002; А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко, 2006; Н.В. Каневская, 2006, Л.Л. Раздрокина, 2007 и др.), и собственно терапевтические и коррекционные группы (И.В. Бирюкова, 2005; М.А. Бебик, 2005; Н.А. Оганесян, 2002, А.Е. Шкенева, 2008)).
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ и ПРИНЦИПЫ ТДТ
Каждое направление науки определяет основные принципы видения психической реальности и ее закономерностей, т.н. угол преломления для описания, интерпретации и прогноза объекта исследования. И в психологической науке выделяются общенаучные принципы познания и специфические психологические принципы.
К общенаучным относят:
Антропный принцип как принципиальная познаваемость мира и возможную его изменяемость под влиянием познающего субъекта;
Принцип детерминации как принцип всеобщей обусловленности чего-либо чем либо.
Принцип дополнительности (комплементарности), который констатирует сложность организации любых объектов реальности и как следствие, необходимость в многоплановом описании этих объектов.
Принцип инвариантности, который подчеркивает единство тенденций устойчивости и изменчивости в организации мира, и требует от исследователей выявления константных характеристик Природы, свидетельствующих об основополагающей общности всех фрагментов реальности на всех уровнях его организации.
Принцип методического атеизма, который запрещает ссылку на Бога как на причинный фактор.
Принцип объективности. Данный принцип констатирует наличие объективной реальности, которая частично и в целом принципиально познаваема.
Принцип относительности указывает на зависимость любых свойств объектов реальности от их движения: любой объект реальности всегда находится в отношении к другим объектам.
Принцип самоорганизации, предопределяющий возможность поступательного развития мира. Данный принцип связан с принципами целостности и системности.
Принцип системности – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.
Принцип соответствия заключается в преемственности при смене одной теории другой.
Принцип целостности утверждает, что «целостность объекта выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности. Основными формами существования любого целого как объекта реального мира являются пространство и время. Основным способом существования любого целого является движение» [4, с.119].
К специфическим психологическим принципам относятся:
Принцип детерминизма как базовый принцип научного познания психических явлений.
Принцип единства сознания и деятельности включает в себя принцип единства сознания и личности, и единства личности и деятельности.
Принцип личностного подхода определяет целостность человека со стороны психической организации и его взаимодействия я с окружающим миром.
Принцип развития, который «конкретизирует в психологии общий закон диалектики, согласно которому развитие – это всеобщее свойство материи» [4, с.128].
Принцип системного подхода в психологии заключается в изучении психики и любых ее проявлений как систем.
Сравнение основополагающих принципов ТДТ с вышеназванными принципами психологической науки обнаруживает их согласованность (Таблица 1). И, следовательно, теоретические концепты экспериментальной психологии применимы и в танцевально-двигательной психотерапии.
Согласование общенаучных и специфических принципов психологической науки и принципов танцевально-двигательной психотерапии
Таблица 1.
Принципы ТДТ [11] Принципы психологической науки
Принцип 1. Тело и психика нераздельно взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Аксиомой ТДТ является «тело — зеркало души, а движение — это выражение человеческого «я»». Принцип целостности
Принцип относительности
Принцип дополнительности (комплементарности)
Принцип 2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. Принцип относительности
Принцип личностного подхода
Принцип 3. Целостность понимается как триада «мысли — чувства – поведение», и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. Принцип системного подхода
Принцип 4. Тело – процессуально. Суть данного принципа отражает один из принципов Дао — способность видеть статику в движении и движение в статике. Принцип инвариантности
Принцип 5. Творчество — неиссякаемый источник жизненной силы и созидательной энергии человека. Принцип развития
Анализируя сформулированные выше принципы ТДТ (Таблица 1), выделим три основные области работы танцевально-двигательного психотерапевта: тело (телесные процессы) и его движения, межличностные отношения, самосознание. Таким образом, танцевально-двигательная психотерапия, беря за основу жизненную силу творчества, с одной стороны – дифференцируя интегрирует в целое мысли, чувства и поведение человека в исследовании и осознавании телесного процесса, с другой стороны – использует эти знания в изучении и формировании коммуникаций человека с социумом.
Соответственно, задачами танцевально-двигательной психотерапии являются:
— формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, использующего жизненную силу творческой энергии;
— достижение внутренней целостности и самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия и интегрируя мысль, чувство и движение;
— восстановление диалога с самим собой через выражение и принятие отношений со своими чувствами;
— развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами.
И основной задачей танцевально-двигательной психотерапии будет обретение чувствования и осознанности собственного «Я» [12].
Задачами же ТДТ исследования будут выступать:
1. Выявление и описание некоторых феноменологических психических единиц, исследемых и определяемых через движение (например, исследования аффектов Дж. Ходоров [8]);
2. Объяснения психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей сквозь призму основных принципов ТДТ (например исследования П. Льюис и А. Австрайх, описанные в статье «объектные отношения и псиология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии» [5, с.100]);
3. Выяснения механизмов проявления психологических закономерностей посредством методов ТДТ (например, Дж. Белл в статье «Двигательная семейная терапия: изучение, оценка и изменение семейного танца» обозначает методы определения дисфункционального и изменяющегося поведения членов семьи через исследование группового движения [7]).
ОБЪКТ и ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ в ТДТ
Следующим шагом определимся с объектом и предметом исследования в танцевально-двигательной психотерапии в частности.
Объект исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реальности, на который направлены исследовательские действия данной науки (В.В. Никандров, 2008, с.9). И, соответственно, объектом исследования психологии в целом является то, что фиксируется при изучении: характеристики, свойства, качества, изменения психики человека и/или животных. Предметом же психологического исследования является какая-либо часть (сторона) проявление объекта. Предмет указывает на аспект изучения данного объекта (с определенной точки зрения), определяет специфику науки, другими словами, «что необходимо выявить, познать, а это в первую очередь сущность психических явлений, их закономерности, тенденции, сущностные связи, отношения, особенности протекания процессов и протекания процессов и механизмов функционирования психики» [3, с. 78]. Как говорят методологи науки, «объект познания – это форма данной объективной реальности субъекту познания, а предмет научного познания – это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту» (Н.Н. Семенова, 1976, с. 64).
Таким образом, в качестве объекта ТДТ исследования будут выступать телесные ощущения, межличностные отношения, самосознание, предметомже ТДТ исследования будут выступать всевозможные особенности отдельных характеристик и их взаимосвязей внутри континуума «когнитивная сфера – эмоциональная сфера – движение», а также континуума «внутренние переживания – межличностные взаимодействия» субъекта в различных сферах его жизнедеятельности.
ВЫВОДЫ
В завершении отмечу, для того чтобы ТД-исследование состоялось необходимо, чтобы наряду с собственно методами ТДТ сосуществовали общепринятые методы в экспериментальной психологии. Если говорить о формализованных методах в ТДТ – это лишь методы наблюдения и анализа движения, разработанные Р. Лабаном, И. Бартенефф и Х. Пэйн. В остальных случаях специалисты в области ТДТ используют специфические терапевтические методы (техники), способствующие трансформации некоторых психологических характеристик личности и ее состояний – «зеркало», «изменение движение на противоположное», «усиление движения» и др. В этом случае для констатации изменения используются другие диагностические методики, заимствованные из классической психологии.
В танцевально-двигательной терапии часто говорится про опору и вес. Так для того, чтобы танцевально-двигательная психотерапия устояла на отечественной земле психологической науки, нам, сегодняшним ее приверженцам, важно разрешить следующие методологические проблемы, позволяющие «ощутить опору и собственный профессиональный в психологической науке вес». Это:
— анализ принципов, теорий, подходов в ТДТ в согласовании с отечественными принципами психологической науки;
— проработка понятийного аппарата исследовательского процесса в ТДТ и соответствующей терминологии, языка и схем исследований;
— обозначение и продолжение изучения сфер применимости методов и технологий ТДТ;
— собственно разработка и апробация отдельных методов и методических приемов (от частных до всеобщих) в ТДТ.
Выделенные пункты работы представляют собой, на мой взгляд, отдельный проект по осмыслению и созданию некоей концепции, базирующейся на основополагающей мировой научно-практической школе ТДТ. ТДТ по своей сути является междисциплинарной областью терапии, и, соответственно, область и теоретических эмпирических исследований также будет все время находиться в «пространстве прикосновений» либо с глубинным миром переживаний, либо с внешней природой межличностных коммуникаций. И без участия каждого, кто практикует ТДТ, создание методологической и собственно исследовательской базы невозможно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
2. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464с. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
3. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272с.
4. Никандров В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235с.
5. Научно-практический журнал практического психолога. – Москва, 2005. — № 3. — 200с.
6. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания; Райская птичка; О важном / Перевод с английского. – Львов: Инициатива, 2005. – 352с. – (Серия «Citadele»)
7. Белл Дж. «Двигательная семейная терапия: изучение, оценка и изменение семейного танца» — методический раздаточный материал специализации по ТДТ ИППиП — Москва, 2007. [Электронный ресурс].
8. Ходоров Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2009. — 211с.
9. Бутон Б. Танцевальная терапия (American version)
10. Информационный бюллетень АТДТ. Москва. 2000. №4. С.11.
11. Бирюкова И.В. Танцевально – двигательная терапия: тело как зеркало души // Информационный бюллетень АТДТ. Москва. 2000. №4. С.6-7.
12. Бебик М.А. История и основные принципы танце-двигательной терапии
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Методологическое обоснование этот метод получил в философии Р.Декарта. С выделением психологии в самостоятельную науку данным методом исследуются ощущения, восприятия и эмоции в лабораториях. Как вариации этого метода – анкеты субъективных состояний, шкалы самооценок, личностные опросники и т.п.
** Философским обоснованием метода являются взгляды представителей позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер и др.) и прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи), которые полагали, что лишь то знание истинно, что полагается на эмпирические факты, которые могут быть проверены. В психологии – это исследование наблюдаемых и измеряемых психических явлений поведения, реакций на стимулы и т.д.
*** Теоретическое обоснование связано с философией жизни и понимающей психологии В. Дильтея. Широко используется в гуманистической психотерапии. Вариантами данного метода являются графологический и физиогномический методы, психоаналитическая интерпретация, проективные методы (на фазе интерпретации), анализ продуктов деятельности человека, биографический метод. Моделирование как конструирование «модели» психики другого в своем субъективном представлении.