Танцевально-двигательная терапия с детьми — Бебик М.А.

Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
Бебик М.А.
Год издания и номер журнала: 2005, №1
В предлагаемой вниманию читателей статье представлено описание практического опыта работы с семьями, с подростками и детьми, а также некоторые материалы учебного курса по работе с семьями в танцевально-двигательной терапии.1 Многие теоретические обоснования могут показаться спорными, так как выведены из практического опыта. В статье рассмотрены случаи из практики, в которых применение танцевально-двигательной терапии оказалось эффективным методом решения определенных терапевтических задач.
Мой личный путь с детства был связан с занятиями музыкой, театром и танцами. Эти сферы помогали мне выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. И, когда я выбрала профессию психолога, я знала сразу, что область моих интересов будет связана с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Двенадцать лет назад я начала работать в качестве психолога с детьми пяти-шести лет в Доме Творчества. Это был одногодичный курс занятий по развитию творческих способностей. Мы лепили из глины и пластилина, рисовали акварелями, гуашью и карандашами, пели песни, играли, сочиняли сказки, придумывали собственные игры, танцы, спектакли то есть осваивали самые различные формы творчества. Довольно быстро, узнав, что занятия ведет психолог, родители стали обращаться с вопросами о том, как вести себя с детьми в сложных ситуациях, как лучше помогать ребенку в развитии его способностей и как их распознавать, как налаживать отношения разновозрастных детей в семье и так далее. В то время я еще обучалась на факультете психологии МГУ им. Ломоносова а также в международной программе по психодраме, соединяя таким образом психологию и театр. В дальнейшем, я прошла еще одну специализацию в области психотерапии — 4-летнюю международную обучающую программу по танцевально-двигательной терапии (Руководитель — Бирюкова И.В.). Моя дипломная работа была посвящена исследованию влияния танцевально-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. (Руководитель — канд. психол. наук. И.Г. Кокурина., со-руководитель — И.В. Бирюкова) В результате, мне удалось осуществить свою мечту — соединить в практической работе психологию, театр и танец, а также добавить элементы арт-терапии.
Общение с различными семьями позволило мне увидеть, как присутствие творчества в повседневной жизни семьи может помочь в решении трудностей, которые в ней возникают. Часто семьи приходят в терапию в таком состоянии, что о творческом подходе в жизни давно забыто. Мы начинаем разбирать сложные ситуации и конфликты, и оказывается, что слова уже «не работают» или им уже не верят. В таких случаях я прошу «показать» ситуацию (используя психодраму) или станцевать (применяя танцевально-двигательную терапию).
Танцевально-двигательная терапия в работе с семьями с темой установления личных границ
Приведу пример из практики, когда слова «перестали работать»: на семейную терапию ходила мама с двумя дочерьми подросткового возраста (отец ушел из семьи, когда детям было 4 и 5 лет). Главной темой их взаимоотношений было непонимание друг друга: конфликты вспыхивали по любому поводу, они кричали и угрожали друг другу, хлопали дверьми и по очереди убегали из дома. Большое количество терапевтических сессий мы посвятили проговариванию позиций друг друга, установлению правил и взаимоприемлемых договоренностей. Проходило время, и они возвращались после очередного цикла терапии с еще большим накалом во взаимоотношениях в связи с нарушением тех договоров, которые были установлены ими в ходе наших встреч. Тема нарушения границ стала главной. Однажды они пришли в таком состоянии, что не могли разговаривать друг с другом. Обозначив тему границ, я предложила им невербально исследовать границы и проксемику (т.е. отношения дистанции и близости относительно друг друга). Нужно было ощутить то расстояние, которое существует между ними на данный момент, и то, которое им хотелось бы иметь. Это был своеобразный парный танец, в котором очень уверенным движением показывалось, где следовало остановиться другому: «Стоп!». Каково же было их удивление, когда они увидели, что расстояние, которое существует реально, слишком близкое для них и очень тесное, так как любое движение одного физически задевало личное пространство другого. Поэтому любая искра разгоралась в пламя, любое слово воспринималось как угроза, нападение или вторжение в личное пространство. Следующая часть работы их удивила не меньше — оказалось, что расстояние, на котором они чувствуют себя комфортно, очень большое. Для дочек было открытием то, что мама останавливала каждую из них на довольно большом расстоянии. Им казалось, что их маме вообще не требуется собственное пространство, что она живет исключительно их интересами. И только в результате такой двигательной работы у них появилась способность говорить и слышать друг друга. Эта сессия стала кардинальной для их семьи. После нее мама перестала водить детей к разным психологам с постоянным запросом: «Сделайте с моими дочками что-нибудь, чтобы они слушались и уважали меня». Она приняла решение о своей личной длительной терапии. Этот пример наглядно показывает, как работа с движением может эффективно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Кроме того, подобное двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, получить новый телесный опыт комфортного сосуществования в семье.
Ролевое взаимодействие в семье
Следующей темой, с которой эффективно можно работать с семьями, применяя метод танцевально-двигательной терапии, является ролевое взаимодействие в семье. Одно из исследований, которое мы можем предложить в этой связи, называется «Кинетическая скульптура». Мы просим, сделать скульптуру взаимоотношений каждого из членов семьи и «оживить» ее, задавая каждому характерное движение. На словах часто может утверждаться «правильное» распределение ролей в семье, но в таком танце всегда видны как зоны проблемного взаимодействия, так и реальные взаимоотношения: кто на самом деле играет роль ребенка, кто — родителей, кто — дедушек и бабушек и т.д. Перефразируя название известной передачи «Очевидное — невероятное», можно утверждать, что в танцевально-двигательной терапии вероятное и невероятное становится очевидным через движение, мимику, жесты и звуки.
Танцевально-двигательная терапия может применяться, когда идет психологическая работа с выражением чувств внутри семьи. Особенно в тех случаях, когда оказывается недостаточным осознать и назвать чувства, а важно их выразить. Эмоции живут в теле, поэтому движение, сочинение своего танца является способом выражения чувств. Несколько лет назад я столкнулась с тем, что многие дети пяти-шести лет с трудом осознают и называют какие-либо эмоции. На вопрос: «Что ты чувствуешь?», они в лучшем случае отвечали: «Мне хорошо» или «Мне так себе», а более распространенный ответ был: «Не знаю». Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. В рамках специализации по танцевально-двигательной терапии существует семинар «Базовые аффекты». Этот материал вдохновил меня на создание курса по знакомству с эмоциями для детей, который прошел апробацию в «Детских Творческих Мастерских на Соколе» при Госклубе «Факел», где я работаю уже восемь лет. Уникальность этих Мастерских в том, что преподаватели обладают не только высокими преподавательскими способностями, но и реализуются как художники, музыканты, актеры, режиссеры, танцоры и другие специалисты из разных областей. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Возвращаясь к теме создания курса для детей по исследованию базовых эмоций, мы каждое занятие посвящали исследованию одной эмоции. Мы рисовали ее, разговаривали о ней, сочиняли сказки, и каждый ребенок придумывал тане