Танцуют все! — Дьяконова Е.А.

Танцуют все!
Дьяконова Евгения Александровна (Москва)
ГОУ Центр психологической реабилитации и коррекции «Крестьянская Застава», социальный педагог.
Член Творческого союза Художников России.
Вашему вниманию предлагается статья, ориентированная, прежде всего, на специалистов, работающих в области невербальной коммуникации и телесно-ориентированной психотерапии. Также она может быть интересна социальным педагогами и воспитателям.

Вы знаете, что такое социальные танцы? Скорее всего нет. Социальные танцы – это танцы клубов и дискотек, это то, чему легко научиться даже в процессе дискотеки. Социальный танец – это танец в удовольствие, это приятное и полезное времяпрепровождение для детей, подростков и взрослых. Социальные танцы – импровизационные танцы, и в этом их особенная привлекательность. А представьте себе импровизацию в паре, ведь среди социальных танцев есть и парные. Что же дает возможность импровизировать в паре, ведь движения партнеров должны быть согласованы? Основа парной импровизации – ведение. Партнер ведет – партнерша следует за ним. На паркете роли распределены именно так.
Одна из особенностей социальных танцев заключается еще и в том, что танцоры в процессе дискотеки постоянно меняются партнерами. Таким образом за один вечер у вас есть возможность потанцевать с большим количеством людей. Мало того, нет такого понятия, как «белый танец». Женщины приглашают мужчин так же, как и мужчины женщин. Самые известные из парных социальных танцев – мамба, сальса, дискофокс, хастл.
Так получилось, что вот уже пятый год я занимаюсь хастлом и дискофоксом. Проводя много времени в танцевальном сообществе, я имею прекрасную возможность наблюдать перемены, которые происходят с людьми, приобщающимися к танцам в паре.
Совершенно очевидно, что парный танец – это замечательный инструмент для психологической работы. Проанализировав работу многих тренеров и школ, обобщив свой собственный опыт психологической и педагогической работы, я пришла к выводу: танец вполне может быть не только средством самовыражения или коммуникации, но и самопознания и психологического обучения. Так появился предлагаемый вашему вниманию тренинг по невербальной коммуникации «Пойми меня!». Изначально он задумывался как тренинг для подростков, но практика показала, что возраст не имеет значения. И дети, и подростки, и взрослые в равной степени с удовольствием принимают в нем участие, и каждый находит в нем для себя что-то новое и интересное и в результате рефлексии открывает в себе и в другом новые черты и особенности.
Предлагаем вам краткое ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА.
Тема: Невербальная коммуникация: социальный танец.
Название: «ПОЙМИ МЕНЯ!»
Группа: до 20 человек.
ЦЕЛЬ: Развитие коммуникативных навыков.
ЗАДАЧИ:
1. Обучение способам невербальной коммуникации на телесном уровне через танец.
2. Обучение начальным навыкам парного импровизационного танца.
3. Обучение навыкам поло-ролевого взаимодействия.
4. Осознание своих особенностей в установлении контакта с партнером
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
1. CD-проигрыватель (для аудио и видео CD).
2. Написанные на формате А5 номера пар (по количеству пар).
3. Номерки для жребия (по количеству пар).
4. Английские булавки (по 2 штуки на пару).
5. Листы формата А4 для жюри (по количеству членов жюри).
6. Ручки (по количеству членов жюри).
7. Медали (по количеству участников тренинга).
8. CD с дискомузыкой.
9. CD с видео записью танца.
10. Бэджи для имен (по количеству участников тренинга).
ХОД УРОКА:
1.Приветствие
2. Знакомство
3. Представление
а) Что такое социальный танец
б) Что такое импровизационный танец
в) Что такое формат лотереи “Jack and Jill”
г) Демонстрация видеозаписи танца.
4. Разминка «вспоминаем о своем физическом теле».
5.Основная часть (работа в формате лотереи “Jack and Jill”).
а) Упражнение на «ведение» со сменой партнеров (выполняется под музыку)
б) Упражнение на «сканирование» партнеров со сменой партнеров (выполняется под музыку)
в) Свободное танцевание в паре
6.Рефлексия по поводу тренинга
7.Прощание.
А теперь позвольте расшифровать некоторые понятия и прокомментировать то, что нам представляется наиболее значимым и интересным.
Прежде всего объясним, что такое формат лoтереи “Jack and Jill”, раз уж мы вводим это понятие. Дело в том, что среди танцоров социальных танцев проводятся различные конкурсы. Один из них – это вышеназванная лотерея. В первый круг соревнования выходят уже «станцованные» пары, то есть пары, имеющие опыт совместного танцевания. Это отборочный тур. В следующий круг выходят наиболее сильные пары. Вот тут-то и начинается лотерея. Партнерши уходят от своих «станцованных» партнеров и по жребию вытягивают номера тех, с кем им предстоит танцевать в следующем раунде. Таким образом, в паре могут оказаться люди, которые видят друг друга в первый раз. Это и есть реальный шанс продемонстрировать свое мастерство в импровизации. И так далее до финала. Чем хорош этот формат для тренинга. Ни для кого не секрет, что в группах всегда есть «популярные» и «непопулярные» люди, к тому же мужчин на тренингах обычно меньше, чем женщин. Чтобы не травмировать участников, лучше всего сразу объединить их в пары не по выбору, а по жребию. Как мы рекомендуем это делать. Раздать номерки всем мужчинам. Если мужчин столько же, сколько и женщин, то женщины, не глядя, тянут номерок и встают в пару к соответствующему партнеру. Если женщин больше, что после того, как номера мужчин закончились, у оставшихся без пар представительниц лучшей половины человечества можно спросить, кот из них хочет быть ведущей в паре, а кто – ведомой. Ведущим раздать оставшиеся номерки, предназначенные для мужчин, а ведомым – для женщин. По такому принципу на нашем тренинге создаются пары женщина-женщина. (Кстати, в хастле существует конкурсная номинация «Lady’s Hustle”. Поэтому такие пары вполне соответствуют реалиям социальных танцев). Очень важно, чтобы в процессе тренинга пары менялись партнерами, поэтому во время выполнения упражнений тренер постоянно просит совершить такой «обмен». Совершенно необходимо дать возможность женщинам потанцевать с женщинами, чтобы они прочувствовали свои поло-ролевые особенности.
До выполнения упражнений участникам тренинга необходимо вспомнить о своем физическом теле. Тренер может помочь им следующим образом.
Покажите ваши руки. Дайте мне возможность услышать, что они у вас есть (аудитория хлопает). Покажите ваши ноги. Дайте мне возможность их услышать (аудитория топает). Покажите друг другу, что у вас есть голова (крутят головой), покажите, а что вы делаете глазами (кто-то таращит глаза, кто-то «строит» соседу глазки). Во время разминки задача тренера любыми способами дать возможность участникам тренинга почувствовать свое тело.
Остановимся подробнее на технике выполнения предлагаемых упражнений. Упражнение на «ведение» выполняется следующим образом. Правая рука ведущего и ведомого в исходном положении расположены следующим образом. Руки слегка согнуты в локтях и расположены примерно на уровне груди. Партнеры как бы чуть-чуть давят на ладони друг друга. При этом очень важно осуществлять взаимное давление одной руки на другую. Ведение осуществляется за счет сохранения этого давления в процессе танца. Партнер осуществляет давление на руку партнерши в том направлении. в котором он хочет .чтобы она двигалась. Партнерша, чувствуя это, совершает движение, сохраняя при этом давление своей руки на руку партнера. Партнер может «спровоцировать» партнершу на вращение, на движение вперед, в бок, назад. В процессе выполнения этого упражнения это становится очевидным для танцующих пар. Как только тренер замечает, что пары немного «пританцевались» друг другу, он просит поменяться партнерами. (Обычно это делается хлопком, предварительно, естественно, это обговаривается с группой). Как правило, чтобы «пританцеваться» в начале тренинга необходимо около 1,5 минут, с опытом это время сокращается. Совершенно необходимо обратить внимание участников тренинга на то, что в ходе выполнения упражнений надо смотреть в глаза партнеру(партнерше), а не на ноги, например. Очень интересно предложить ведущим и ведомым поменяться ролями. Во время рефлексии многие отметят это как любопытный и полезный опыт.
Переходим к упражнению на «сканирование» партнера. Перед выполнением упражнения необходимо напомнить, что смотрим мы в глаза друг другу, несмотря на то, что «сканируем» тело. Ведущий и ведомый становятся напротив друг друга. Ведущий выполняет какое-либо для начала несложное движение. Ведомый его повторяет. И так далее. Затем происходит смена партнеров.
Хотелось бы обратить внимание тренеров на тот факт, что не все участники тренинга одинаково физически подготовлены. Поэтому музыку надо подбирать умеренную, и совершенно необходимо обращать внимание на степень усталости участников тренинга. Для автора этих строк было совершенным откровением, что большинство не в состоянии протанцевать даже в очень медленном темпе больше двух мелодий.
После выполнения упражнений дайте возможность участникам свободно потанцевать (в паре или по одному) 1-2 мелодии. Пусть их «телесная» информация немного усвоится.
Переходим к рефлексии по поводу тренинга. Предлагаем вам задать аудитории примерно следующие вопросы.
Что вы чувствовали, когда партнер вам подчинялся?
Что вы чувствовали, когда вам надо было подчиняться партнеру?
С кем было легче взаимодействовать: с мужчиной или женщиной?
К женщинам вопрос: кому было легче (приятнее) подчиняться мужчине или женщине?
Что вы чувствовали, когда ощущали сопротивление партнера и его нежелание вам следовать, что вы делали в этом случае?
Что вы делали, когда чувствовали, что оказываете сопротивление партнеру?
Какие были трудности в выполнении упражнений?
Было ли сложно ведущим придумывать движения для выполнения упражнения на сканирование?
Какое упражнение было приятнее и легче выполнять: когда вы держались за руки или когда сканировали друг друга? Почему?
Что нового вы узнали о своих особенностях в коммуникативной сфере?
Чему вы научились в этой области в ходе тренинга?
Надо иметь в виду, что после окончания тренинга очень многие захотят еще потанцевать. Не лишайте их такой возможности. ПУСТЬ ТАНЦУЮТ ВСЕ!