Танец как игра с одиночеством — Козырева М. И.

ТАНЕЦ как ИГРА с ОДИНОЧЕСТВОМ
КОЗЫРЕВА Марина Игоревна (Санкт-Петербург)
Дипломная работа на тему: «Особенности восприятия одиночества женщинами».
redhairedm@mail.ru
Современного человека глубоко волнуют проблемы его уникальности. Он отчаянно ищет свою тождественность и боится ее потерять. Серьезным препятствием на этом пути становится одиночество. Одиночество связано с темой отношений: с дилеммой слияния – изоляции или привязанности – сепарации. Дилемма — основная задача развития и своеобразный регулятор готовности принять свое одиночество. Она говорит о степени нашей ответственности, свободы, осознанности границ своего собственного Я и открытости новому опыту, а соответственно, и возможности совершенствовать свой потенциал. Одиночество — чаще описывается и осознается как женское качество: женщина принимает свое одиночество, допускает его существование, в то время как мужчина обычно отрицает его (например, в текстах газетных объявлений одиноких людей абоненты женщины чаще упоминают и описывают состояние одиночества, переживаемого ими [1]) Однако, женщине труднее находиться в одиночестве, так как сама ее психология нацелена на взаимозависимость: и как результат формирования феминной идентичности, и как следствие общественного воспитания. Одиночество страшит, пугает и мешает женщине развиваться и совершенствоваться.

Целью дипломной работы стал анализ восприятия одиночества женщинами.
В исследовании принимали участие 24 молодые девушки в возрасте от 20 до 29 лет, разделенные на 2 группы, танцующие (Т) и нетанцующие (НТ), в каждой по 12 человек. Отметим, что под занятием танцами мы в данной работе понимаем не профессиональные занятия, а просто танцы как своего рода хобби. Поскольку такие занятия наиболее близки к танцевально-двигательной терапии. В качестве общей гипотезы выдвинуто предположение, что занятия танцами формируют более позитивное восприятие и использование ресурсов одиночества.
За основу взята модель У. Садлера, где одиночество представляет собой определенную форму самосознания, комплексное и острое чувство, которое показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Были выделены критерии исследования одиночества: это в первую очередь, сам факт одиночества, аффилиативная потребность или стремление к принятию и страх отвержения. Под аффилиацией понимается стремление человека быть в обществе других людей. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию. Страх отвержения также часто упоминается как одна из причин одиночества, так как люди бояться заводить новые контакты и ограничивают тем самым свой круг общения из-за страха, что их отвергнут.
Исследование проводилось с использованием следующих методик: шкала одиночества UCLA, тест на аффилиативную потребность и боязнь отвержения. Статистические методы: корреляционный анализ, контент-анализ.
Обратимся к результатам, полученным в ходе исследования. Выяснено, что танцующие женщины значительно отличаются от нетанцующих по шкале одиночества. При этом корреляции между одиночеством, возрастом и стремлением быть принятым выявленно не было ни в одной из двух групп. Интересные данные получились относительно связи одиночества и страха отвержения: НТ группа имеет тенденцию к корреляции этих двух явлений, в то время как для Т группы эта тенденция отсутствует. Таким образом, несмотря на то, что танцующие женщины показали более высокие баллы фактического одиночества, оно предположительно не связано со страхом отвержения и не является следствием проблем в установлении контактов, а скорей всего, является определенной формой самосознания. По-видимому, эти высокие баллы — следствие более развитого самосознания и внимания к собственным чувствам. В то время, как низкие баллы у нетанцующих женщин могут быть следствием психологических защит и отрицания одиночества, мыслей и чувств, связанных с этим состоянием.
В исследовании также использовались сочинения на тему одиночества. При сравнении результатов варианты ответов разбивались на категории: цвет, звук, движение, эмоции. В каждой категории выделялись отрицательные (серый, черный цвет; тишина, отсутствие звуков; отсутствие или агрессивные движения; отсутствие или отрицательные эмоции) и положительные описания (любые цвета, кроме серого и черного; любые звуки, вызывающие приятные эмоции; любые движения; положительные эмоции).
Несмотря на то, что танцующие демонстрируют более высокие баллы по шкале одиночества, их описания этого состояния более позитивны: танцующие больше выбирали белый цвет (33.3%), затем серый (25%), и желтый, фиолетовый и голубой по (16,6%). Нетанцующие женщины отдавали предпочтение серому (50%), желтому (33,3%), и белому (25%) цветам.
Среди звуковых описаний одиночества нетанцующие женщины выбирали тишину (50%), дождь (33,3%) и медленные мелодии (16,6%); танцующие также на первое место ставили тишину (33,3%), но затем указывали дождь, ветер и гул по (16,6%), а также отмечали более богатое звучание тишины, указывая и звуки флейты и пение птиц.
Женщины НТ-группы выбрали отсутствие движений (41,7%) и медленные движения (25%); женщины из Т-группы, наоборот, выбирали медленные движения (33,3%), а на отсутствие движения указали (25%). При этом женщины Т-группы показали больший репертуар, диапазон движений, связанных с состоянием одиночества.
В плане эмоций нетанцующие женщины указывали страх (33,3%), грусть (25%), депрессию (25%), отсутствие эмоций, печаль, раздражение (по 16,6%); танцующие чаще упоминали грусть (41,7%), затем страх (25%), отсутствие эмоций (16,6%) и, что представляет интерес для исследования, наслаждение и интерес (по 16,6).
Основываясь на данных исследования, а, также проанализировав существующие методы помощи людям с проблемами одиночества, предлагается использовать метод танцевально-двигательной терапии. Психологи, работая с чувством одиночества, делают это преимущественно в ключе его преодоления, либо направляют усилия на совладание с состояниями, вызванными одиночеством [2]. При таком подходе ресурсы одиночества остаются невостребованными. Помощь же нужна для принятия одиночества и открытия в себе способности к диалогу с ним [3].
При склонности и любви женщин к танцам танцевально-двигательную терапию можно считать актуальным и адекватным методом работы в женской группе, а также эффективным способом саморазвития.
За базу при формировании тренинга предлагается взять ассоциации одиночества с тишиной и отсутствием движений. Используя это, можно работать с обращением внимания во внутрь, к телу, и осознанием того, что даже при кажущейся неподвижности тело совершает массу различных движений, т.е. живет. Также можно использовать упражнения «танец» или «скульптура» одиночества и многие другие.
Исходя из выявленных тенденций, можно предполагать, что занятия танцами формируют у женщин более позитивное отношение к состоянию одиночества. Скорее всего, это обусловлено спецификой самого танца как терапевтического явления, углубляющего самосознание и понимание собственных чувств, внимание к ним, расширяющего репертуар движений. Работа будет продолжена в направлении создания танцевально-двигателнього тренинга, посвященного проблемам принятия одиночества у женщин.
Литература
1. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в текстах газетных объявлений // Вопросы психологии. 1998. №2. С.107-115.
2. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
3. Каган В. Одиночество и психотерапия // 1 всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. М., 2001. С.57-61.