Танец как транскоммуникативное со-бытие — Аксеенко Е.В.

ТАНЕЦ КАК ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЕ СО-БЫТИЕ

АКСЕНЕНКО Екатерина Валериевна (Томск)
Аспирантка Томского государственного университета, кафедра социальной и гуманистической психологии.
Диссертация: «Исследование динамики проявления духовных аспектов личности в процессе танцевально–эйдетического тренинга».
aksenenko@bk.ru
«Танцевать – прежде всего общаться, говорить,
сливаться с другими всеми глубинами своего существа.
Танец – это единение человека с человеком, Богом, космосом».
Морис Бежар
Танец многогранен, танцующие многолики. Настоящая статья о том, что одухотворяет и наполняет смыслом – это общение, диалог на основе чувств и предчувствий, образов – эйдосов.
Наша речь оставляет нас в мире иллюзий. Слова, как ни пытаемся проникнуть в их истинный смысл, скрывают или разоблачают обманчивые образы, вовлекая нас в лабиринт вечных семантических поисков [Андре Ван Лизбет, 1998].
В танце же душа говорит с душой движением тела, жест говорит напрямую с нашим сердцем, минуя разум. Язык тела становится тем инструментом познания, который обеспечивает проявление доверия и лучшего понимания друг друга. А. Лоуэн считает, что в языке тела содержится вековая мудрость, он помогает выразить невыразимое [А. Лоуэн, 2000].
Таким образом, танец имеет коммуникативную природу, но здесь проявляется наиболее ее тонкий уровень, лишенный слов, логического мышления, основанный на интуиции, чувствах, переживаниях. Здесь можно говорить о транскоммуникативной природе данного явления.
Термин «транскоммуникация» введен профессором Томского госуниверситета В.И. Кабриным. Транскоммуникация – это процесс общения на основе переживаний, чувств, потрясений, озарений, коммуникация преображающая и воодушевляющая, впечатляющая негативно и позитивно [В.И. Кабрин, 1992, 2005]. В.И. Кабрин находит отличие коммуникации и транскоммуникации в языке. Во втором случае это емкие символы, контексты, обогащенные невербальными паралингвистическими средствами. Таким образом, явно следует, что природа танца близка к транскоммуникативной, где нет логического мышления и интеллектуального анализа.
На основе разработанного «Танцевально–эйдетического тренинга» (ТЭТ), можно сделать вывод, что выход в транскоммуникативное состояние актуализируют медитативные техники, работа с энергией, а также танец с закрытыми глазами. Перечисленные методы работы являются основными в тренинге.
ТЭТ – это работа с эйдетикой танца – динамикой мысле-образов, чувство-знаний (озарения, догадки, предчувствия) танцующих, активное погружение в пространство которых посредством танца способствует телесному, эмоциональному, ментальному раскрепощению участников, освобождению от стереотипного восприятия действительности, осознанию взаимосвязей внешнего и внутреннего мира.
Эйдетическое переживание — когда любуясь вещью или человеком, чувствуешь его гармонию в целом, как гештальт, как универсальную идею [В.И. Кабрин, 2005; Р. Мэй, 2001]. Эйдетическое переживание — не механическое взаимодействие, а сущностное, когда возникает нечто третье, проявляющее подлинную встречу, с вещью, с собой, с другими.
В результате проведенных исследований, можно отметить, что танец с закрытыми глазами способствует в мягкой форме выходу на описанный, транскоммуникативный уровень взаимодействия. Закрытые глаза способствуют погружению во внутренний мир, мир образов, исключает внешние помехи, способствует поиску новых форм поведения. В новых, непривычных ситуациях, начинают проявляться новые потребности, новые формы поведения, тем самым происходит выход за пределы собственной личности, на новый уровень возможностей [Е.В. Аксененко, 2003, 2004, 2005].
«…Найдя комфортное место в пространстве, закрыв глаза, погрузившись, в созвучную внутреннему состоянию музыку, участники слушают себя и ждут того м