Точки соприкосновения Соматической терапии травмы П.Левина и Танцевально-двигательной терапии — Чудина Е.А.

 

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ Соматической терапии П.Левина и Танцевально-двигательной терапии 

 

 
Чудина Елена (Москва) 
 
 
Тэзисы:
В данных тезисах сделано краткое сравнение двух направлений психотерапии – танцевально-двигательной терапии и соматической терапии травмы П.Левина – на предмет их совместимости. Показана схожесть принципов, на которых они базируются. Выдвигается предположение, что объединение возможностей этих методов может стать эффективным для работы с травматическими переживаниями.

 

1. Кратко о направлениях
 
Соматическая терапия травмы П.Левина
Питер Левин [5], американский ученый и психотерапевт, разработал метод, который назвал «Соматическое переживание» (70-90-е гг.). Изначально данный метод был создан для работы с шоковыми травматическими переживаниями. Затем метод нашел применение и для терапии других видов травм (эмоциональных, медицинских, травм развития).
 
«Данный метод направлен на активацию, осознавание и дезактивацию телесного переживания травматического опыта. Ключ к исцелению травмы лежит в телесно-ощущаемом чувствовании… Суть работы заключается в том, что в ходе чувствования телесных ощущений происходит пробуждение тех естественных исцеляющих процессов, которые позволяют разрешить травму. Телесное чувствование актуализирует у человека, переживающего травму, незавершенные травматические реакции и помогает им завершиться. Это завершение происходит благодаря специфическим психологическим и физиологическим исцеляющим процессам, которые возникают в процессе телесного переживания и позволяют трансформировать травматические симптомы» [6, с.12].
 
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) 
Возникновение танцевально-двигательной терапии связано с именами Мэрион Чейз, Труди Шооп, Мэри Уайтхауз. Этот метод начал развиваться в США (40-60-е гг.).
 
«ТДТ – это использование выразительного движения и танца как средства, с помощью которого индивид вовлекается в процесс личностной интеграции и роста. Она основана на принципе, что существуют взаимоотношения между движением и эмоцией и что в результате исследования более расширенного словаря движения люди переживают возможность обрести безопасное равновесие, спонтанность и адаптивность которого возрастает. Через движение и танец внутренний мир каждого человека становится осязаемым. Человек делится своим личностным символизмом с другими, и в совместном танце взаимоотношения партнеров становятся видимыми. Терапевт создает безопасную среду, холдинговое пространство, в котором любые чувства могут быть безопасно выражены, признаны и коммуницированы» [11, с.4].
 
2. Принципы работы в Танцевально-двигательной терапии и в Соматической терапии травмы. 
 
А) Психосоматическое единство
В обоих подходах тело и психика рассматривается как единство [1; 5]. Любое мышечное движение, даже мелкое, способно изменить самоощущение, поскольку мышечная активность и мозговая активность неразрывно взаимосвязаны: изменение в одном оказывает влияние на другое и наоборот.
 
Б) Целостность
Оба подхода – танце-двигательная терапия и соматическая терапия травмы – предлагают целостный подход к работе, т.к. уделяют внимание различным аспектам переживания и выражения человеческого опыта: ощущениям, чувствам, мыслям, образам, движениям, звучанию.
 
В танцевально-двигательной терапии – для примера возьмем метод творческого самовыражения Дарии Халприн [11] – рассматриваются «Три уровня осознания и ответной реакции»: 
— физический/кинестетический включающий в себя сенсорные ощущения, движение в пространстве, положения и движения тела.
— эмоциональный, включающий в себя такие чувства, как тревога, радость, гнев, печаль.
— ментальный включает в себя мыслительные процессы, такие как планирование, решение проблемы, запоминание, забота, воображение, ассоциативное мышление и фантазирование.
Д.Халприн считает, что эти три уровня важны и должны быть включены в процесс творческого самовыражения.
 
Соматическая терапия психической травмы использует Систему описания целостного опыта переживания «SIBAM» [7; 8]. Эта система названа по первым буквам английских названий элементов, составляющих гештальт опыта: Sensation – ощущение, Image – образ, Behavior – поведение, Affect – аффект, Meaning – смысл.
 
В) Процессуальность
Танце-терапия и соматическая терапия учат тому, что телесный опыт никогда не остается статичным. Физические ощущения и эмоции находятся в состоянии постоянного потока. И терапевт помогает клиенту следовать этому потоку, веря, что его движение течет в направлении исцеления и здоровья.
«Танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении — человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой» [1]. В точности тоже можно сказать и о соматическом терапевте.
 
И в том и в другом подходе есть дух творчества и импровизации. Имеется в виду, что терапевт постоянно имеет дело с настоящим и в моменте «здесь и сейчас» он создает, созидает «техники» под потребности клиента.
 
Г) Качество присутствия терапевта 
Оба направления разделяют гуманистические ценности в отношении к клиенту.
Большое внимание уделяется качеству контакта и присутствия терапевта с клиентом. В соматической терапии травмы необходимый для исцеления контакт называется «сопереживающее присутствие». 
Способность терапевта чувствовать и понимать клиента в соматической терапии травмы называется «соматический резонанс», в ТДТ – «кинестетическая эмпатия».
 
Д) Внимание к телесным проявлениям, использование методов работы с ощущениями и движениями
В обоих подходах большое внимание уделяется телесным проявлениям (ощущениям и движениям) как базовому уровню существования и переживания человека. Оба подхода основываются на уважении к телесным процессам и доверии телесной мудрости.
 
Соматические терапевты главенствующую роль отводят телесным ощущениям[6]. Они используют расширенный словарь описания телесных ощущений (приятные-неприятные-нейтральные телесные ощущения; жар-тепло-прохлада-холод; тяжесть-легкость; расширение, вытяжение-сжатие, скручивание; покалывание, щекотание; боль; давление; пульсация; ощущение опоры, центра и др.). И обучают отслеживать и называть телесные ощущения своих клиентов.
 
В соматической терапии детально разработаны методы и техники работы с телесными ощущениями: сканирование телесных ощущений, прослеживание ощущений, создание ресурсов на уровне тела, титрование*. Важное внимание уделяется работе сдвижением, поскольку возникновение психической травмы рассматривается как следствие незавершенной инстинктивной реакции организма на травматическое событие. Используются техники: отслеживание импульсов к движению и их двигательное выражение, замедление движения, повторное проживание движения (одно и тоже движение повторяется несколько раз в медленном темпе).
 
Танцевально-двигательная терапия своими корнями упирается в танцевальное искусство [1]. Поэтому она «много знает» про то, как работать с движением. В ТДТ используется Система форм-усилий Р.Лабана, Основы Бартениефф, танцевальная импровизация и композиция. Танце-терапевты имеют возможность подробно описывать двигательное поведение человека. Такую возможность дает предложенная Р.Лабаном система форм и усилий (1947, 1960). Эта система позволяет анализировать качественные характеристики движения (Усилия) с точки зрения 4-х факторов (пространства, времени, силы и течения). Любое движение может быть описано как: прямое или многофокусное (фактор пространства), мощное или легкое (фактор силы), быстрое или медленное (фактор времени), ограниченное или свободное (фактор течения) [9].
 
Танце-двигательная терапия использует разнообразные техники работы с движением: отражение, усиление, замедление, глобализация движения, развитие темы в действие, трансформация движения в коммуникацию и др. [3; 10]. Внимание уделяется как проявленным движениям, так и внутренним ощущениям. Одна из родоначальниц ТДТ – Альма Хоукинс – выделяла работу с переживаниями, идущими из «внутренне-чувствуемого ощущения» (inner sensing) [13]. И работала с импровизационным движением, идущим из этих ощущений. 
 
В танцевально-двигательной терапии происходит исследование абсолютно телесно-ощущаемых переживаний и восприятий, выраженных в движении [14]. Например, метод аутентичного движения. Эта практика учит внимательному наблюдению и отслеживанию импульсов собственного тела от их зарождения до развития и выражения в аутентичном движении. «Есть несколько стадий в этом процессе: (1) внутренний фокус внимания к ощущениям, (2) выбор наиболее яркого переживания и ожидание импульса, (3) следование импульсу: в процесс двигательного переживания импульсы обретают форму, (4) явившаяся форма рассказывает свою историю (наполнение новыми ощущениями, чувствами и образами)» [2].
 
3. Объединение возможностей двух направлений для работы с травматическими переживаниями
 
Для того, чтобы исцелиться от последствий травмы, необходимо произвести работу на разных уровнях: переживание и выражение эмоций, связанных с травмой, нервно-мышечная разрядка травматической энергии, обретение нового смысла случившегося.
Как было показано выше, оба направления работают с целостным опытом переживания, затрагивая различные уровни.
 
Б. ван дер Колк, ведущий специалист в области психологической травмы, директор Центра травмы (Бруклин, США) считает, что эффективная терапия посттравматических стрессовых расстройств должна включать работу с телесными ощущениями и движениями.
 
Он пишет: «Осознание того, что инсайта и понимания обычно не достаточно для того, чтобы удержать людей, переживших травму, от постоянного чувствования и действия, как если бы они переживали травму снова и снова, вынудило клиницистов искать техники, которые предлагают возможность перепрограммирования этих автоматических физических реакций. Чтобы именно естественным путем было возможно включить осознание внутренних ощущений и паттернов физических действий» [4].
 
Танцевально-двигательная терапия и Соматическая терапия травмы – это направления, которые работают с телесными ощущениями и движениями. И, как было показано, есть основания для органичного сочетания этих направлений.
 
На мой взгляд, эти направления дополняют друг друга следующим образом. Соматическая терапия расширяет и углубляет то, что касается внутреннего опыта переживания; проделывает внимательную работу по прослеживанию телесных ощущений и по обнаружению импульса к движению. Таким образом, предлагая четкую методологию и алгоритмы исследования, создавая хорошие ориентиры в работе терапевта, и не нарушая процессуальность подхода. А танце-терапия «много знает» про то, как развить импульс в видимое движение и как работать с двигательной формой. И таким образом, способствует наиболее полному телесно-двигательному проживанию и выражению и помогает «переобучению» автоматических реакций на травму, расширяя двигательный репертуар и осознанность выбора моторной реакции. Кроме того, если речь идет о групповой терапии, то ТДТ владеет своими способами работы с групповым процессом и выстраиванием композиции групповой сессии, которые задействуют творческую игру и эстетику танцевального движения. 
 
Таким образом, сочетание двух подходов – Соматической терапии травмы П.Левина и Танцевально-двигательной терапии – может сделать работу с травматическим опытом максимально эффективной.
 
Литература
 
1. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. 2000г. № 4. С.3-7.
2. Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 1. 
3. Горнева О.А. Работа с движением в процессуальной терапии // Интернет-конференция по ТДТ  
4. ван дер Колк Б. Клинические результаты неврологического исследования посттравматических стрессовых расстройств. 2006. Перевод: Н.Каневская (материалы Специализации по ТДТ)
5. Левин П., Фредерик Э. Пробуждение тигра. Исцеление травмы. М.: АСТ, 2007.
6. Мазур Е.С. Вводное слово к книге Левина П. «Пробуждение тигра».
7. Мазур Е.С. «Программа психологической реабилитации пациентов с ППР, переживающих психические травмы» (рукопись).
8. Мазур Е.С. «Психическая травма и психотерапия». Московский психотерапевтический журнал. 2003. — №1. Спец.выпуск «Работа с психической травмой». С.31-52.
9. Мова Л.В. Танец и рисунок как возможность трансформации // Интернет-конференция 
11. Dance-movement therapy: theory and practice. H. Payne (Ed.). Tavistock / Routledge. London – New-York. 1992.
12. Halprin D. Coming Alive. The Creative Expression Method. Tamalpa Institute. USA. 1989. (Халприн Д. Возвращение к жизни: метод творческого самовыражения. Перевод студентов специализации по ТДТ)
13. Hawkins A. Personal Communication, 1985.
14. Levy F.J. Dance/Movement Therapy. A Healing Art. The American Alliance for Health, Physical Education, Recreation , and Dance. 1988.
 
 
Примечание: 
* В соматической терапии травмы есть техника, которая называется «горизонтальное титрование». В процессе психотерапии происходит мягкая активизация симптомов из воронки исцеления и из воронки травмы. И происходит последовательное движение от одной воронки к другой. Терапия (исцеление) происходит при встрече негативных и позитивных ощущений на уровне тела. При их встрече происходит разрядка и интеграция.
2008г