Влияние занятий спортивными бальными танцами на социализацию личности — Карандасова М.П.

 

Влияние занятий спортивными бальными танцами на социализацию личности
 
КАРАНДАСОВА МАРИЯ ПАВЛОВНА г.Киев (Украина)
 
Магистр психологии, практический психолог, учитель психологии.
Работаю в киевском лицее №241 в должности социального педагога.
В данный момент прохожу обучающую программу повышения квалификации по танцевально-двигательной терапии у А.Гиршона.
Эл.адрес: karandasova_mari@mail.ru 
 
 
Спортивные бальные танцы в последнее время приобретают все большую популярность. В мегаполисах и других городах действует большое количество различных клубов, в которых преподается этот вид хореографии. Вместе с этим, диапазон категорий людей, занимающихся бальными танцами, не менее широк — от детей младшего школьного возраста, до взрослых; от начинающих, и до мастеров спорта международного класса.
 

Это обусловлено тем, что спортивные бальные танцы, во-первых, довольно разнообразны – одно направление включает в себя десять их видов, во-вторых – имеют социальный характер, в-третьих – имеют систему уровней, внутри которой возможности для развития и совершенствования движений тела невероятно велики.
 
Спортивные бальные танцы в их современном виде имеют два аспекта – с одной стороны, это социальные танцы, с другой – это спортивные танцы.
И, в зависимости от преобладания одного из этих аспектов, они будут иметь различную связь с личностью танцующего. Мы вначале рассмотрим особенности бального танца как социального вида, а потом немного коснемся спортивного аспекта.
 
Бальные танцы необходимо разделить еще на две части: на европейскую и латиноамериканскую программу. Они различаются не только ритмами и композицией, но и психологическими темами, которые актуализируются в той или иной программе. 
 
Европейская программа
 
В европейской программе на первый план выступают межличностные и гендерные отношения, находящие свое выражение в ролях ведущий-ведомый. И бок о бок с ними идут темы ответственности и доверия, физического контакта и общего пространства. 
 
Партнер задает рисунок и качество танца, для него важным является станцевать в рамках поставленной композиции свой собственный танец. Естественно, при этом на танец проецируется самооценка партнера, уровень его тревожности, уровень ответственности, а также, косвенно, ригидности. 
 
Посмотрев на танцплощадку в группе начинающих, можно увидеть, что один партнер хватает свою партнершу подмышку, чтоб не мешала, и сильно и сосредоточенно отмеряет шаги и повороты, не обращая внимания на пары, находящиеся рядом. Другой партнер осторожно придерживает партнершу кончиками пальцев и деликатно, с позволения партнерши, обходит другие пары. Третий – натыкаясь в процессе движения на другую пару, тут же пугается, сжимается в комочек и начинает мелко трястись. Это с одной стороны является богатым психодиагностическим материалом, а с другой – первым шагом к осознаванию внутренних блоков и комплексов, и к коррекции неоптимальных паттернов поведения на паркете и в жизни.
 
Для партнерши на первый план выходит способность доверять, отдавать часть контроля за движением партнеру, чувствовать как направление его движения, так и его стиль, характер танца. Качества, которые развиваются у партнерши в процессе танцевания – это чуткость и чувствительность, а также – лабильность, как способность быстро менять свое движение, подстраиваться под изменения движения партнера – способность к импровизации.
 
Стоит отметить, что на паркете обычно танцует несколько пар – временами, довольно много. И при этом партнер является ответственным за безопасность пары в пространстве. Каждая пара старается выполнять движения правильно и динамично, а для этого партнеру в первую очередь необходимо осознавать пространство, в котором движется пара, и видеть другие пары, которые находятся в этот момент рядом. Некоторые пары препятствуют движению, мешают, некоторым – препятствуете вы.
 
И это является важным диагностическим моментом – как ведет себя пара в пространстве. В жизни мы взаимодействуем с разными людьми, при этом кто-то является нашим партнером, кто-то является препятствием на пути достижения наших целей, а для кого-то мы являемся таким же препятствием. И эти взаимоотношения проецируются на паркет, где, словно в микросоциуме, существует свой этикет, свои культурные нормы и правила поведения. 
 
Еще одним интересным диагностическим моментом является общее пространство пары, и постоянный телесный контакт.
 
Вся европейская программа бальных танцев танцуется в зоне интимного пространства друг друга – в тесном физическом контакте в районе от диафрагмы до бедер, или до колена. Интересно наблюдать на тренировках групп разных уровней, насколько один партнер пускает второго в свое интимное пространство, насколько комфортен или не комфортен для него постоянный физический контакт. В начале партнеры танцуют на некотором расстоянии друг от друга, но через некоторое время техникой танца требуется больший контакт, причем постоянный. И если для человека сложно впустить другого, чужого человека в свое интимное пространство, если для него «обособленность и независимость – это залог безопасности», то для него (или нее) создание и удержание контакта будет довольно сложным. Тогда возможны два варианта: либо еще долгое время в паре контакта не будет, либо кто-то из партнеров будет отставлять свой нижний центр (таз) или верхний центр (голову) подальше от партнера. Но для танцоров, которые занимаются уже длительное время, стать в контакте с незнакомым человеком не представляет ровным счетом никаких сложностей.
 
Естественно, в процессе освоения танца и выполнения определенной техники, большая часть личностных проявлений сглаживается. Партнеры следят за правильным выполнением той или иной композиции, и со временем новые паттерны движения оказывают свое влияние на личность — танцорам становится легче общаться, легче впустить другого человека в свой внутренний мир, появляется открытость, доброжелательность и толерантность друг к другу. Зачастую, отношения в паре переходят на более близкий уровень, и партнеры по паркету становятся партнерами по жизни. 
 
Латиноамериканская программа
 
В латиноамериканской программе спортивных бальных танцев упор больше делается на экспрессию, эмоциональность, сексуальность. В большей части движений партнеры контактируют телесно только с помощью одной или двух рук. Роли «ведущий-ведомый» сохраняются, но реализуются через инерцию тел – чувство упора и натяжения в контакте рук. Расстояние между партнерами меняется – чаще партнеры находятся не на интимном, а на личном расстоянии друг от друга (от 30 см до 1 м). 
 
В отличие от европейской программы, взаимодействие партнеров осуществляется больше на уровне эмоций – контактом глаз, мимикой, жестами. Богатство движений обеспечивает насыщенное общение между партнером и партнершей, между парой и зрителями.
 
Каждый танец в латиноамериканской программе имеет свою эмоционально-экспрессивную окраску. И танцоры получают возможность не только выражать своим телом и мимикой эти состояния, но и быстро менять их, переходя от одного к другому, – управлять ими. 
 
Самба — веселая и флиртующая, для нее характерны быстрые продвижения по паркету и смены ритмов. Самба несет в себе дух феерии, карнавала, праздника.
 
Ча-ча-ча — кокетливая, беззаботная и развязная, временами игривая, временами вызывающая.
 
Румба – это разворачивающаяся история любви, лиричный и глубокий танец, содержащий в себе соблазнение, переживание, нежность и страсть; чувства, возможно, невыраженные, а возможно — невыразимые. 
 
На одном из интернет-сайтов по истории бальных танцев прекрасно описывается характер румбы:
«Многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша "дразнит" партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому. Другому партнеру, судье, зрителю… На страстные эротические движения партнерши партнер через ответные движения выражает желание обладать ею, пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, увы, обычно ничего не добивается».
 
Существует три основных стиля танцевания румбы. Первый – «холодный», довольно сдержанный, выполняемый по большей части на прямых ногах, и с красивыми «балетными» линиями. Это румба северного, европейского направления. Второй – «теплый» стиль танцуется более раскованно, содержит в себе легкие прикосновения, поглаживания. И, наконец, «горячий» стиль – самый страстный, самый экспрессивный, самый эротичный. Танцуется чаще всего этот стиль на согнутых ногах, «укорененно», с выразительными движениями бедрами.
 
Пасодобль – испанский танец, воинственный и драматичный. Он символизирует взаимодействие тореадора, плаща и быка во время корриды. Это больше «мужской» танец, роль партнерши определяется в зависимости от особенностей композиции – это либо гордая и неприступная Кармен, либо плащ, которым манипулирует тореадор. Именно в пасодобле возможно проявление и отреагирование сильных, иногда агрессивных эмоций, а также выражение смелости, силы характера.
 
Джайв – самый энергичный и задорный танец из всей латиноамериканской программы. Он танцуется активно, весело и беззаботно, быстро тонизирует и приводит в хорошее настроение. 
 
В большей части латиноамериканских бальных танцев отдельные элементы движения выполняются одновременно разными частями тела; характерным является скручивание и вращение, быстрое изменение направления движения, что требует от танцора высокого объема внимания и скорости прохождения нервных импульсов. Эти характеристики развиваются постепенно, в процессе занятий. 
 
 
 
В последнее время наблюдается тенденция перехода бальных танцев от социального полюса к спортивному. Действительно, неотъемлемой особенностью спортивных бальных танцев является их состязательный характер. 
 
Через некоторое время обучения в клубах танцоры стремятся показать свой уровень и посоревноваться друг с другом, с танцорами из других клубов, городов, стран. Кто-то хочет занять призовые места, кто-то – получить титул чемпиона, кто-то просто показать себя. 
 
Таким образом, у танцоров, которые начинают заниматься бальным танцем, со временем возникает отношение к нему, как к спорту. И в результате длительных, напряженных занятий «на результат» формируется мотивация достижения, повышается самооценка и уровень притязаний. На каждом конкурсе нужно показать себя как можно лучше, занять определенное место. И танцор для этого должен быть уверенным в себе и в своем партнере/партнерше, энергичным, настроенным на победу.
 
Спортивный танец, подготовка к конкурсам развивает волевые качества танцоров, способность планировать свою спортивную карьеру и добиваться поставленных целей. Формируется позитивная самопрезентация, а также лидерские качества. 
 
Таким образом, бальные танцы как в социальном, так и в спортивном аспекте оказывают положительное влияние на социализацию личности.