Проводы зимы или размышления о клиентском опыте работы с движением и голосом — Спивак А.ПРОВОДЫ ЗИМЫ ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О КЛИЕНТСКОМ ОПЫТЕ РАБОТЫ С ДВИЖЕНИЕМ И ГОЛОСОМ
Аяна Спивак (Москва)
Психолог, бизнес-тренер, студентка кафедры ТДТ, член АТДТ
Являясь в настоящий момент студенткой кафедры ТДТ и начиная осваивать азы профессии, я, как и мои коллеги, задумываюсь о вопросе «личной проработанности» танцевально-двигательного терапевта. И прихожу к выводу, что собственный клиентский опыт бесценен и ничем не может быть замещен. Причем важны, как мне кажется, и индивидуальные и групповые формы работы. Об этом приведенные ниже заметки.
Лирическое вступление.
Последний день февраля. Слякоть. Слышала, что обещали похолодание на следующей неделе. Авитаминоз в своей кульминации… Противно. И, кажется, надо что-то делать, менять – весна ведь завтра, и ждешь ее, и страшно, и боишься, что не хватит сил, и, может, лучше залезть опять под плед, напиться горячего полезного чаю и затаиться? И тихо-тихо так сидеть. Когда не шумишь, никто не сделает замечание. А если не шевелиться, ничего и не забеспокоит. Противно … и хочется ругаться – бурчать себе под нос, сквозь зубы цедить. На себя, на них, на грустную свою судьбу и климат в средней полосе России. Видимо, желание ругаться и привело меня на занятие по голосу.
Сперва было странно. Странно было и потом, а в конце, когда меня спросили, как я себя чувствую, я вспомнила хорошее такое английское слово stunning. Да, ошеломленной я себя чувствовала. А еще невероятно сильной, расслабленной и счастливой. И очень настоящей.
Конец лирического вступления.
Потом я много думала, почему так получилось и что все это значило, и решила оформить эти «мысли на тему» — написать, зачем людям из «реальной жизни» (мне например) заниматься своим голосом и телом. От частного – к общему. В качестве предмета для дискуссии.
Зачем я пришла на тренинг по движению и голосу?
Я работаю в настоящий момент в качестве бизнес-тренера. В работе с бизнес аудиторией – часто напряженной, сомневающейся, проверяющей, тестирующей границы ведущего (одним словом, демонстрирующей скрытое и явное сопротивление) – очень важно сохранять уверенную лидерскую позицию, собственную силу и целостность. Не только на вербальном, но и, что гораздо важнее, на невербальном уровне. Только при этом условии возможно вести за собой людей, эффективно взаимодействовать с ними. Подозреваю, что в какой-то степени это справедливо и для работы с другими группам – добровольными, терапевтическими, детскими, взрослыми…
У меня был запрос, очень конкретный: как научиться говорить перед очень большой аудиторией без микрофона – так, чтобы все услышали, обратили внимание, зауважали, и, по-возможности, затаили дыхание. При этом сохранять сильный уверенный голос и не срываться.
Как это было.
На занятии я работала с телом. Очень большое внимание: к ощущениям, напряжениям, к дыханию, телесному чувствованию. Затем — осознание, отпускание, освобождение, открытие… и вот, наконец, ЗВУЧАНИЕ! Кажется, я никогда не слышала себя такой… Звук был абсолютно свободный и, при этом, невероятно мощный. Он шел изнутри беспрепятственно и давал ощущение потрясающей силы! Моей силы! Мои возможности оказались больше, чем я предполагала! И, если я могу так звучать, и я не знала о себе этого, то, может, есть еще вещи, что я могу, но пока не осознаю?
Ощущения силы, многих потенций, неоткрытых пока возможностей, большей жизненности – базируясь на «физическом субстрате», они становятся очень реальными и осязаемыми.
Играя со своим новым голосом, пробуя его, в какой-то момент я обнаружила, что я могу позволить ему проявляться, только когда перестаю бояться, когда мое тело свободно и аутентично в движении. Малейшее напряжение, даже настолько малое, что почти неотслеживаемое, малейшая быстротечная мысль-сомнение – и голос уже более приглушенный, сдавленный, неестественный, «не тот»… Для меня вопрос обнаружения и проявления своей силы оказался очень связан с готовностью быть открытой, доверять себе и ситуации, быть честной. Быть включенной. Смелость открыться, признать свой страх для меня и означали возможность позволить себе тот голос, который есть во мне, но почему-то не востребован; позволить себе ту силу, которая тоже есть во мне и тоже хранится в запасниках.
Почему голос и движение?
Для меня это:
1. средство выразить себя.
2. способ самопрезентации, предъявления себя миру.
3. отражение самоощущения.
4. индикатор телесных и эмоциональных стереотипов и паттернов – обнаруживая их, я больше понимаю про себя, работая с ними, я меняю мироощущение, сознание, мышление. Это позволяет мне выйти на новый уровень чувствования себя, хотя и не всегда привычный.
Пойду ли я следующие занятия и тренинги?
Да. Для меня важно не только обнаружить в себе силу, но и развить: удержать, укрепить, сделать рабочим паттерном. Тогда изменения реальны.
Зачем мне это сейчас?
На тренинг, связанный с голосом, звучанием, я собиралась больше 2 лет. Стремилась с большей или меньшей силой, а пришла, наконец, только теперь. Это связано с кризисом? Возможно. Но смутная или явная тревога, неизбежность перемен, неопределенность и зыбкость будущего – все это заставляет именно сейчас искать места безопасности, стабильности, опоры. И, кажется, эта опора, земля под ногами – здесь. В моем теле. Телесное, физическое, реальное — основа выстраивания чувства безопасности, стабильности управляемости ситуацией. Раскрытие собственной потенции, силы, обнаружение своих возможностей — для меня способ поверить в свою адаптивность, способность творчески использовать собственный потенциал в меняющихся условиях.
Почему делюсь этим с танцевально-терапевтическим сообществом?
Для того, чтобы оказывать профессиональную терапевтическую помощь, мне очень хотелось бы иметь обратную связь от клиентов – это позволило бы мне, как начинающему ТДТ-специалисту снизить уровень естественной тревоги, лучше ориентироваться в ситуации терапии. Понятно, что в реальных обстоятельствах это не представляется возможным. В какой-то степени и очень успешно эту задачу решает практика в малых студенческих группах, где мы имеем возможность побывать в разных ролях и получить обратную связь от коллег. Но собственный клиентский опыт позволяет мне, под руководством профессионала, ощутить возможные чувства, мысли клиента, его потребности и намерения – и, таким образом, лучше управлять взаимодействием с реальным клиентом в ходе реальной практической деятельности.
Для меня свой клиентский опыт – это ответ на вопросы «Что думает мой клиент?», «Что чувствует мой клиент?», «Чего хочет мой клиент?», «Как мне построить работу с моим клиентом?».
Интересно, а как вы, уважаемые коллеги, отвечаете для себя на эти вопросы?
Лирическое завершение.
А бог с ней, с этой весной… хочет – пусть приходит, не хочет – не так уж я от нее и завишу. У меня есть своя весна, я знаю это и чувствую ее…
| ||