К вопросу о значении развития движений ребенка в первый год жизни — Мова Л.В.

К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

МОВА Людмила В. (Киев) Кандидат психологических наук.
 
Диссертация: «Психологические особенности обеспечения личностной самореализации будущих психологов в процессе профессиональной подготовки» (среди факторов обеспечения личностной самореализации будущих психологов выделена телесно-ориентированная и танцевально-двигательная психологическая работа как инновационная форма профессиональной подготовки). 2003г.
 
Руководитель танцевально-двигательного направления ОО «Арт-терапевтическая ассоциация».
Руководитель Центра психологии движения и танца «Малюма и Такэтэ».
Доцент кафедры педагогики высшей школы и прикладной психологии ЦИППО АПН Украины.
Доцент кафедры прикладной психологии НПУ им. Н.П. Драгоманова.
maluma@mail.ru
 
 
Самость — это основной стержень нашего существования, вокруг которого организуется все восприятие, осознаваемое и неосознаваемое; отправная точка для всего, что мы делаем. 
 

Когда мы говорим о категории самости, то подразумеваем, что человек ощущает себя ясным и осознанным единством и его характеризует уникальный набор личных характеристик, ценностей и переживаний. Так же, нам импонирует определение, когда самость определяют как хореографический продукт уникального танца между младенцем и матерью, в который в дальнейшем входят отец и другие значимые люди [3]. 

 
Анализ литературы [1-3] показывает, что формирование здоровой самости возможно лишь при условии её правильного развития с самого рождения. Говоря о становлении и формировании личности, следует вспомнить, что развитие воли у детей происходит, прежде всего, на базе двигательной сферы. Для новорожденного ребенка характерным является целый ряд разнообразных бессознательных движений (как проявление активности). И волевая сфера ребенка, как известно, формируется именно на базе импульсов, рефлексов и инстинктивных движений. 
 
Но это с одной стороны. А с другой: каждый младенец нуждается в удерживающем окружении и эмпатичных объектах, чтобы расти и развивать ощущение своего бытия. 
 
Задолго до того, как малыш понимает, что говорится словами, он чувствует нюансы физических действий своей матери. Память об этом раннем опыте находится на довербальном уровне, поскольку в течение первых месяцев жизни центральная нервная система еще не достаточно развита для более сложной вербальной памяти. Винникотт пишет об этой ранней симбиотической фазе, что: «она довербальна, ее невозможно выразить словами».
 
Винникотт рассматривал держание и обращение руками в качестве жизненно важного элемента двигательного взаимодействия, то есть то, как держат ребенка, и как его берут руками, перекладывают, пеленают и т.д. Держание отражает материнскую способность идентифицироваться со своим ребенком и обеспечивать ему необходимую безопасность. Оно необходимо для интеграции разных составляющих его развития. Неправильное или недостаточное держание вызывает у ребенка ощущение дезинтеграции, распадения на куски, ощущение, что нет никого, кто может удержать его самость единой. Дефект в этой области взаимодействия матери и ребенка ведет к расщеплению тела и Эго и вызывает отсутствие опыта обретения существования. Телесные функции не воспринимаются как часть себя. Кроме того, могут иметь место пониженный тонус мышц и недостаточная координация [3].
 
Первый год жизни ребенка является очень важным этапом в формировании здоровой личности, поскольку в этот период происходит физическое развитие организма, как база для развития волевой сферы, и одновременно формируется базовое доверие ребенка к миру, благодаря материнской опеке и поддержке. Люди, не получившие достаточного телесного и эмоционального контакта с матерью, могут в последствии иметь проблемы определенного характера: не ощущать себя целостными, чувствовать себя неуверенно в различных жизненных ситуациях, не принимать своё тело. Поэтому, проработка двигательной активности, характерной для первого года жизни ребенка и получение движенческого и телесного опыта, которого человеку не хватало (или он был пропущен в развитии), даёт возможность разрешения данных проблем и дальнейшего развития и раскрытия творческого потенциала личности.
 
Одной из проблем, с которой сталкивается в своей работе психолог, является восстановление базового доверия (ребёнка или взрослого человека) к миру. Это доверие формируется в течение первого года жизни, тогда как ребенка очень часто с первых месяцев растят няни, бабушки, а матери бывает недостаточно.
 
Работу следует начинать, регрессируя в терапевтическом процессе еще в перинатальный период. На этом этапе часто возникают образы воды и водорослей, а характерные движения: лежа на спине, руки и ноги подняты немного вверх (локтевые и коленные суставы свободны) и медленно двигаются.
 
Затем, пройти стадию от рождения до года, когда происходит формирование базового доверия к миру: небольшие движения, лежа на животе; получать информацию о мире через телесный опыт и невербальное общение с «матерью»; отзеркаливать звуки, мимику («отзеркаливание» — одна из основных техник — позволяет на глубоком телесном уровне настроиться на состояние человека и быть вместе с ним, полностью присутствуя в текущем моменте (кинестетическая эмпатия)). На этой стадии работы мы активно используем техники контактной импровизации и body-work.
 
Так же, мы используем аутентичное телесное движение (спонтанное, инициированное и направленное самим человеком). Если тело отвергается или становится местом, где накапливаются, в основном, негативные интроекты и избыток не нейтрализованной агрессии, необходимой составляющей работы становится отреагирование накопившегося в теле негативного эмоционального опыта. 
 
Во время психотерапевтической работы происходит дифференциация телесных ощущений посредством фокусировки внимания на теле. Клиент прорабатывает двигательную активность, характерную для первого года жизни и получает тот движенческий и телесный опыт, которого ему не хватало или он был пропущен в развитии. Таким образом, благодаря терапии восполняется двигательная активность, характерная для первого года жизни человека.
 
 
Литература
 
1. Досамантес-Альперсон Э. Эмпирическая двигательная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. 2005. № 1.
 
2. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прилож. Е. В. Левченко. – СПб.: Алтейя, 2001.
 
3. Льюис П., Австрайх А. Объектные отношения и категория самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. 2005. № 1.