Dance, dance wherever you may be, или о влиянии ирландского танца на личность — Филиппович Н.Ю.

Dance, dance wherever you may be, или о влиянии ирландского танца на личность

 

ФИЛИППОВИЧ Наталья Юрьевна  г.Москва
Кандидат филологических наук, старший преподаватель Факультета Дополнительного Педагогического Образования Московского Педагогического Государственного Университета, предмет — кельтское искусство (ирландские и шотландские танцы и вокал).
Эл.адрес: moonlitval@mail.ru
Для того чтобы понять, какие свойства личности могут развиться у человека, танцующего ирландские или шотландские танцы, нужно обратиться к истории этих народов. Ирландцам, равно как и шотландцам, приходилось нелегко в разные эпохи –– достаточно вспомнить одну только политику англичан по отношению к ним. Национальную культуру и язык пытались искоренить, дело доходило даже до того, что ирландцам запрещали танцевать их народные танцы! Разумеется, будучи очень свободолюбивым, ирландский народ не хотел подчиняться этим правилам, и продолжал танцевать. Существует даже легенда, согласно которой ирландцы выработали такой стиль степа, когда со стороны казалось, будто люди просто ходили, а на самом деле они исполняли танец.
История притеснения ирландского народа была заложена в основу сюжета танцевальной постановки Майкла Флэтли (1) «Celtic Tiger». Как говорит сам Флэтли — «Тигр — это символ пробуждения, символ волшебства и борьбы за свободу… «Кельтский Тигр» часто упоминается в финансовых терминах, как невероятный экономический успех Ирландии за прошлое десятилетие. Но я вижу в этих словах кое-что гораздо большее, — я вижу в этом сердце, душу и дух ирландских людей. Когда они добрались до Америки, вначале их рассматривали как рабов, но они поднялись снова, чтобы стать Джоном Ф. Кеннеди Нового Света». Эта цитата хорошо характеризует ирландскую нацию.
Говоря об ирландцах, можно вспомнить и другие черты характера. Однажды, по каналу «Культура» была показана передача, в которой упоминалось, что ирландцы – очень упрямые люди. Вплоть до того, что давалась шуточная рекомендация: для того, чтобы ирландец сделал что-то, попросите его сделать наоборот. Все пережитое в ходе истории не сломило потомков кельтов, продолжающих упорно бороться за свободу и чтить свои традиции и культуру.
И если мы будем исходить из того, что выполняя конкретные движения, человек приобретает определенные свойства характера (об этом хорошо осведомлены те, кто практикуют йогу), то занимаясь ирландским танцем, человек может «примерить» на себя свободолюбие, гордость, твердость характера и упорство. А как замечали многие мыслители, если маску носить слишком долго, она может «прирасти» и олицетворяемое ею станет сущностью человека, так необдуманно (или намеренно) ее примерявшего.
Очень показателен элемент slide ( http://celticdance.narod.ru/lession4.htm ).
Если в момент исполнения Вы не будете ровно держать спину и осуществлять движение с чувством собственного достоинства – как бы легко и четко Вы ни сделали этот элемент – впечатление будет смазанным. Не последнюю роль здесь играет не только психологический настрой при исполнении, но и идеально выпрямленная спина и фиксация корпуса. В характере движения присутствуют аккуратная четкость и активность, со стороны элемент может выглядеть так, как будто танцор, гордо неся корпус, скользящим движением продвигается по диагонали вперед, словно подчеркивая свою независимость и свободолюбие. Очень многие элементы пронизаны подобными эмоциями – перекрестность — характерное для ирландских танцев положение коленок (находящихся рядом, по возможности, без щели между ними или закрывающих одна другую), очень способствует созданию такого образа. А знаменитая ирландско-шотландская выворотность стоп только дополняет его.
Ранее мы уже говорили, что теоретически, ирландские и шотландские танцы должны вырабатывать твердость характера и упорство. Явное тому доказательство – техника исполнения большинства элементов, в первую очередь, сольных танцев. Попробуйте сделать движение rock — качаться из стороны в сторону на полупальцах очень нелегко! Учиться этому нужно долго, а для того, чтобы исполнить элемент bird (http://celticdance.narod.ru/lession9.htm ) некоторым приходится тренироваться до изнеможения, пытаясь сделать прыжок выше. При занятиях сольными шотландскими и ирландскими танцами приходится уделять повышенное внимание растяжке (особенно это актуально для ряда шотландских элементов). Для ирландских танцев характерны высокие «полетные» прыжки – приходится качать пресс – опять-таки, чтобы выше прыгать. Надо укреплять многие мышцы и в связи с этим грамотные преподаватели – такие, как наша соотечественница, чемпионка Европы по ирландским танцам 2006 года — Юлия Ромашко, обязательно проводят большую разминку. Базовый элемент степа – treble – нужно очень долго отрабатывать, прежде чем он будет получаться быстро и технично, некоторым для выполнения этого элемента требуются годы. Выдерживать такие нагрузки и систематически заставлять себя заниматься способны только очень терпеливые люди, поэтому упорство и упрямство (в хорошем смысле этого слова) всегда должно быть присуще тем, кто увлечен рассматриваемыми в этой статье танцами.
Четкость, аккуратность и легкость – также необходимые качества, если они есть у человека — ему будет гораздо легче научиться танцевать шотландские и ирландские танцы. А при длительных и серьезных занятиях этим искусством могут автоматически начать вырабатываться все перечисленные выше качества. Также эти танцы (особенно, если речь идет не о сетах, а о «сольниках») не терпят небрежности в исполнении. Поэтому людям, отличающимся небрежностью и привыкшим делать все «тяп-ляп», обычно приходится учиться больше концентрироваться на выполняемых элементах, в процессе тренировок четко и аккуратно совершая движения и делая паузы между ними. Каждое движение рекомендуется зафиксировать, чтобы лучше на нем сосредоточиться и отработать. Таким образом, ирландский танец способствует вдумчивому отношению к совершаемому и даже можно сказать, развитию созерцательности. Внимание тренируется постоянно, особенно на первых порах изучения танцев, ведь нужно помнить о множестве нюансов одновременно. Например, при исполнении ирландских танцев руки необходимо держать вдоль тела, и существует точка зрения, согласно которой это требование было введено несколько веков назад учителями танцев специально, чтобы усложнить танец! Сложность существует и в исполнении быстрых танцев – чтобы выдержать темп важно уметь правильно дышать, как отмечает Джин Батлер (1).
Постоянно зафиксированное положение корпуса будто бы выражает сдержанность в чувствах, но вряд ли можно говорить об отсутствии эмоций: ирландские и шотландские танцы очень экспрессивны и в них содержится сильная энергетика.
Агрессивность – качество, которое может только помешать исполнять рассматриваемые нами танцы. И, конечно же, ирландские и шотландские танцы не развивают это качество при подобающем исполнении. Напротив, необходимость легко степовать (а не молотить каблуками так, словно танцующие забивают ими гвозди) может воздействовать на человека вполне благотворно. В сочетании с плавностью движений все вышеперечисленное может способствовать более гармоничному развитию личности. Сказанное выше применимо к традиционному народному танцу, как существующему в аутентичном виде, так и поставленному на хореографическую основу (шоу Riverdance, Lord of the Dance). Вряд ли можно утверждать то же самое в отношении таких современных веяний, как модерн в постановке Dancing On Dangerous Ground, где можно увидеть более резкие изломанные движения.
Есть еще один небезынтересный момент. По наблюдению автора статьи, люди, по-настоящему увлеченные танцами ирландцев и шотландцев, нередко равнодушны или даже откровенно «не уважают» латиноамериканские танцы! Разумеется, статистики на данный момент не существует, но зачастую это оказывается именно так! И если попытаться проанализировать сходства и различия между этими танцами, а также создаваемыми ими образами, то можно предположить, что они являются своего рода антагонистами.
Конечно же, для исполнения любого танца нужно развивать в себе умение настроиться на музыку, чувствовать ее, слышать ритм, что требует определенной душевной организации и способностью восприятия искусства. Здесь мы подходим к следующему моменту.
Существует один важный нюанс, несоблюдение которого может свести на нет все вышеизложенное. Дело в том, что до этого момента в статье рассматривался «идеальный» случай, когда учащийся ставит перед собой цель проникнуться данной конкретной культурой с учетом всей ее специфики. Он внимательно слушает ирландскую (или — шотландскую, бретонскую, валлийскую, etc. музыку) и выражает услышанные образы в движении. Разумеется, такие танцоры существуют и бывает так, что они достигают поразительных эффектов в освоении танца без помощи педагогов. В качестве примера можно привести талантливую российскую исполнительницу ирландских танцев Светлану Кузнецову. Когда-то, услышав ирландскую музыку, Светлана смогла воссоздать характер движений ирландских народных танцев, даже не видев их до этого!
Увы, не все приходят на занятия по танцам, воспринимая танец как высокое искусство. Кто-то ставит цели, не имеющие никакого отношения к достижению гармонии – зачастую, мотивацией для занятий становятся банальные амбиции. О восприятии музыки и танца такие учащиеся могут даже не задумываться. Подобное отношение не может не сказаться на результате. И тогда многое зависит от преподавателя. Но всегда ли он осознает, насколько важные вещи от него зависят? Зачастую педагоги ставят перед собой задачу просто научить учащихся последовательности определенных танцевальных движений, выполняемых, по возможности, технично. Таким образом учащиеся, конечно, будут способны изобразить набор красивых па, но смогут ли они достигнуть большего?
Существует точка зрения, согласно которой современная школьная программа построена так, что в процессе обучения из учеников получаются хорошие исполнители задач, но никак не творческие личности, способные сами выдвигать цели и задачи. Кто-то даже утверждает, что гениев потому так мало в нашем обществе, что система образования прибивает все способности юных вундеркиндов на корню. Это общее утверждение в нашем конкретном случае может означать, что в случае если педагог ставит ирландский танец в ансамбле и ни в этом номере, ни в программе обучения нет места импровизации, в результате такого обучения мы получим опять-таки, всего лишь исполнителей конкретной задачи. И здесь дело не только в том, что такой подход не позволяет развить творческое мышление, фантазию и индивидуальность. Все взаимосвязано: если ученики не умеют импровизировать и не чувствуют танец и музыку, а просто механически повторяют движения — скорее всего, танец никак на них не повлияет. То есть при таком бездумном повторении могут не развиться все подробно описанные выше черты характера (свободолюбие, гордость, твердость характера, упорство, вдумчивое отношение к совершаемому, концентрация внимания, созерцательность).
Примечания: 
(1) — известный танцор и постановщик. Приобрел мировую известность после оглушительного успеха на Евровидении в 1994 году. Его самые известные шоу – Riverdance, Lord of the Dance.
(2) — известная танцовщица и постановщица. Танцевала вместе с М. Флэтли, К. Данном. Шоу с ее участием: Riverdance, Dancing On Dangerous Ground.
Cписок использованных источников
Сайты глобальной информационной сети Интернет:
http://celticdance.narod.ru
http://www.irish.ru
http://ailim.h15.ru
Библиография
1. An Coimisiún le Rincí Gaelacha Ár Rinncidhe Fóirne (Our National Dances) — the official ceili instruction book, 1939.
2. Elizabeth Turner Bell Fifty Figure and Character Dances for Schools, Waverley Book Company, London, 1997
3. Peter Buckman Let’s Dance, Paddington Press, 1988
4. Stephen Burke Set Dances for Fun, Leo Publications, 1994
5. Peggy Carty My Irish Dance, Yourman Promotions, 1987
6. Betty Casey International Folk Dancing USA, 1981, Doubleday & Company, Garden City, New York, ISBN 0 385 13308 1
7. Aruba Coghlan 20 Irish Dances, 1994
8. Larry Lynch Set Dances of Ireland, Séadna, 1989, ISBN 0 9514848 0 X (Ireland)
9.Irish Ceili and Set Dances, John J McManus, 1992
10.Irish Dances, Na Píobairí Uilleann, 1984, ISBN 0 9509743 1 5.
11. Joseph O’Hara Irish Set Dance Study Notes
12. Irish Dancing, Harper Collins, 1997, ISBN 0 00 472069 5.
13. A Selection of Irish Traditional Step Dances, Brooks Academy, 1998, ISBN 0 9533637 0 8.
14. Comhaltas Ceoltoiri Éireann and the Gaelic Athletic Association
Coiscéim 1—An authentic guide to Set Dancing, Comhaltas Ceoltoiri Éireann and the Gaelic Athletic Association, 1988
15. Scottish Ceilidh Dancing Ewart, David and Ewart, May, Scottish Ceilidh Dancing, Mainstream Publishing, Edinburgh, 1996.ISBN: 1-8515-8845-0
16. Traditional Dancing in Scotland Flett, J. P., and Flett, T. M., Traditional Dancing in Scotland, Routledge and Kegan Paul, London, Boston, Melbourne and Henley, 1964.ISBN: 0-7100-1369-8
17. 101 Scottish Country Dances Milligan, Jean C., 101 Scottish Country Dances, Scotia Books, Great Britain, 1967
18. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева и др.- М., 2001
19. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., Университет, 1990
20. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — М., Академический проект, 1999
21. Копытин А. И. Основы арт–терапии. — СПб., Лань, 1999
22. Шиянов Е. А., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М., Академия, 2000
23. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа под ред. Л. А. Барейбойма. — М., 1978.