Фламенко искусство и психотерапия — Карих А.В.

ФЛАМЕНКО: ИСКУССТВО И ПСИХОТЕРАПИЯ
КАРИХ АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА г.Москва
Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, кафедра психологии личности.
Национальная школа детекции лжи.
В настоящем: ведущий специалист психофизиологической лаборатории (аппаратная детекция лжи, полиграфолог-эксперт)
В прошлом: танцовщица коллективов фламенко «Andalucia» и «Danzamora».
Эл.адрес: nastena1001@mail.ru, anastasiakarikh@gmail.com
Многообразие и своеобразие танца
фламенко в видео-фрагментах: 1 , 2 , 3 , 4.
Данная статья написана на основе дипломной работы на тему «Формирование телесности личности в танцевальной практике (на материале традиционного танца)», созданной под руководством к.пс.н. А.М. Айламазьян и защищенной на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в 2006 году.

«Ничто не может так потрясти душу, как танец. Танец — это самое высокое из искусств, потому что оно восходит до самых первоисточников ритма, заключенных в пульсации человеческого сердца» (Волошин М., 1988).
Теоретическое обоснование психотерапевтической функции танца
Любая деятельность, требующая двигательной активности, в том числе и танец, приводит к изменению образа тела самого танцующего, к его объективации (более точному осознанию и контролю тела) и изменению его восприятия. Но в тоже время в танце не происходит лишь только объективация собственного тела — появляется не только сознательность в управлении им — возникает не только «чувство автора». Ведь танец не является лишь проявлением ритмического изменения положения органов тела, но позволяет овладеть и его символической стороной, дает возможность получить особый, символический «язык тела», позволяющий передавать не только эстетическую красоту движения, что, несомненно, присуще и спорту, но и определенный смысл его исполнения.
Обратимся к истории. Для первобытного человека граница между жизнью, каждодневным функционированием и танцем была очень тонка. С одной стороны, одной из основных форм существования первобытного человека являлся танцевальный ритуал, с другой стороны, в танце проявлялась и осуществлялась сама жизнь первобытного человека. Первобытное художественное творчество характеризуется художественным синкретизмом, основанным на нерасчлененности практической и духовной деятельности человека, полифункциональности творчества, служившего средством обучения, познания окружающего мира, воспитания, как духовного, так и физического, формирования нравственных, религиозных, эстетических чувств. Эта связь сохранялась в течение многих тысячелетий, в народном искусстве она дожила до наших дней.
Двигательные каноны способствовали сохранению древнейших форм пластики, которые в новых условиях наполнялись новым содержанием, новыми интонациями. До настоящего времени танцевальные каноны дошли в виде движений народных танцев. Действительно, в настоящее время растет интерес к танцам различных народов. Становятся популярными индийские, арабские, ирландские танцы, фламенко, капоэйра и другие, которые несут в себе отголоски той самой, загадочной, первобытной культуры. Многие из них являлись ритуальными, скрытыми от широкой публики и показывались только во время религиозных праздников. Но благодаря мировой глобализации эти танцы стали доступны всем желающим. Каждый из них содержит не только определенные двигательные каноны, но и несет определенные культурные традиции. Таким образом, через танец, через движение можно проникнуть в прежде недоступное мировоззрение, почувствовать дыхание чужой культуры.
Символика народного танца многообразна и формировалась достаточно длительное время под воздействием многих факторов: организации жизни в племени, религии, государственного устройства, социальных стереотипов, природных условий жизни. До сих пор в танцах используются народные костюмы и атрибуты, во многом определяющие логику движений и пространственно-временную организацию танца.
Рассмотрим изменения, связанные с ощущением своего тела, его образом, ведь танец – вид пластического искусства, в первую очередь проявляющийся через тело танцующего человека, и изменения в восприятии тела вполне обоснованно. С точки зрения техники, овладение каким-либо видом пластической деятельности есть овладение своим телом, овладение произвольными движениями. Каждый человек проходит эту стадию в своей жизни: когда в детстве овладевает произвольными движениями, изменяет собственное «Я», становится автором собственных телесных движений. Возникает «чувство автора» — когда собственное тело ощущается как максимально объективное, «чужое», «предстоящее» образование. Постепенно по мере автоматизации движений тело становится «прозрачным», растворяясь в субъекте и проявляя себя лишь в случае «противостояния» (например, при освоении неизвестных движений, при резком изменении стереотипа). Например, сначала танцовщица разучивает движения, стремиться сделать их правильно и технично, но впоследствии ее тело «растворяется», движения делаются автоматически и на первое место в танце выходят нюансы выражения чувств и смыслов. Точно также мы овладеваем письмом в детстве: сначала внимательно следим за движением руки, которая выводит буквы, позже большее внимание уделяем смыслу тех слов, которые пишем. Таким образом, по А. Ш. Тхостову: «Тело – это не вполне Я, ибо для чего бы тогда его выделять, и в тоже время мое, то есть не вполне чужое» (Тхостов, 2002). В данном случае речь идет о «феноменологическом» теле, включающем в себя все феномены сознания, от внутренних чувств до внешнего мира. Все они в равной степени могут стать феноменами сознания лишь через формирование своеобразного тела.
В случае включения человека в какую-либо танцевальную практику образ его телесного Я меняется вследствие активного взаимодействия со своим телом, придания телу особой роли в возможности самовыражения, особого внимания к телесным проявлениям. Данное положение было сформировано в результате эмпирического исследования, в ходе которого были подтверждены следующие гипотезы:
1. Включенность в танцевальную практику способствует изменению различных аспектов самоотношения.
2. Включенность в танцевальную практику способствует формированию и развитию особого уровня телесности – «феноменологической телесности».
Эмпирическое исследование и его результаты
В данном исследовании участвовало две группы респондентов: проверочная группа (девушки от 20 до 30 лет, занимаются танцами (фламенко) в студиях г. Москвы от двух лет и более) и контрольная группа (девушки от 20 до 30 лет, не занимающиеся танцами и спортом, не имеющие длительного опыта глубокого, наполненного взаимодействия со своим телом). Всем респондентам предлагалось выполнить методику исследования самоотношения (Пантилеев, 1993), рисуночную методику «Я танцую», интервью. Данные методик были подвергнуты статистическому и содержательному анализу.
Результаты, полученные по методике исследования самоотношения, демонстрируют, что по шкалам «отраженное самоотношение», «самообвинение» и «внутренняя конфликтность» показатели в проверочной группе значимо выше, чем в группе контрольной. По другим шкалам статистически значимых различий получено не было. С чем это может быть связано? Влияние специфики танца на особенности самоотношения или выбор стиля танца обусловлен личностными чертами?
С одной стороны, к увлечению танцами в некоторых случаях привели определенные проблемы: проблемы с осанкой или фигурой, тогда танец должен был являться способом коррекции тела, желание научиться красивому, гармоничному движению, неуверенность, поиск возможности самовыражения через танцевальную деятельность, было интересно «Смогу ли?», поиск гармонии «физической формы и духовного содержания». И тогда танец является психотерапевтическим средством совладания с этими проблемами. С другой стороны, возможно, что стиль танца, или определенная танцевальная культура (в данном случае фламенко) влияет на формирование определенных личностных черт. Действительно, танец фламенко несет в себе определенные черты, нехарактерные для нашего общества. Одной из характеристик этого танца является наличие явного конфликта между внешним телесным выражением эмоций и их реальным переживанием: внешне танцор фламенко может быть абсолютно бесстрастным, и только глаза могут выдавать то, что он на самом деле ощущает. По выражению испанского танцора Хуана Луиса де Паула, «внутри тебя могут разрывать любые эмоции, любые страдания и переживания, но тело должно быть невозмутимым, и только глаза могут выдать тот огонь, который горит внутри». За счет этого контраста и создается невероятная энергетика и притягательность танца фламенко.
На возникновение повышенной конфликтности также могло повлиять то, что в процессе овладения танцем фламенко респонденты погружены в особую атмосферу смешения двух культур. Если говорить о женском танце, то двигательные стереотипы традиционной русской культуры и культуры фламенко различны. Если в русском танце регламентировано превосходство мужского пола, а женщина представляется покорной и сдержанной, то в танце фламенко проявляется яркость, мужественность, эмоциональность, непокорность, ревнивость, страстность цыганки. Но в танце фламенко также существуют двигательные паттерны, характеризующие мужской и женский танец. Характерной чертой танца фламенко традиционно считается «сапатеадо» — отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Тем не менее, в начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч. Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя движения рук и кистей, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук танцора-мужчины более геометричные, сдержанные и строгие, их скорее можно сравнить «с двумя мечами, разрезающими воздух».
Вместе с тем в данных интервью мы находим, что 6 респондентов проверочной группы при обсуждении вопроса о возможном желании изменений своего тела говорят о том, что хотели бы изменить не само тело, но его функциональные возможности. То есть их внутреннее ощущение танца не достигает желаемого внешнего его выражения. Возможно, такое соотношение возможного и желаемого и неспособность преодолеть его в данный момент также может восприниматься как источник внутренней конфликтности.
При обсуждении вопроса конфликтности мы можем рассматривать и позитивную функцию конфликта, как движущего фактора развития и воплощения творческого начала личности. С этой точки зрения можно воспользоваться трактовкой понимания конфликта в концепции жизненных миров Ф. Е. Василюка. В своей работе «Психология переживания» (Василюк, 1984) он описывает различные жизненные миры личности, среди которых существует творческий жизненный мир, основой которого является конфликт внутренний, как мотивационный конфликт, так и конфликт внешний – сложность внешнего мира при достижении целей. Внутренне сложный и внешне трудный миры и создают творческую личность.
Итак, вопрос о первоначальности повышенной внутренней конфликтности остается открытым для дальнейших исследований.
Кроме того, респондентам проверочной группы присуще большее умение выражать себя через тело, дана большая свобода владения своим телом, более сложная координация движений, их гармоничность, достигаемая многократными репетициями. Вместе с тем, включенность в инаковую русской танцевальную культуру фламенко предполагает изменение многих привычных для русской танцевальной культуры двигательных паттернов. Например, меняется центр тяжести, центр движения, другой логикой наполняются движения рук, ног, постановка корпуса, меняется взгляд танцовщиц, выражение лица. Особое внимание в танце фламенко оказывается мелкой моторике, движениям кистей рук, технике испанских дробей. Эти изменения способствуют иному переживанию собственного тела хотя бы на мышечном уровне, нехарактерном для других видов танца.
Вместе с овладением новой для тела техники движения респонденты овладевают иным для русской культуры способом самовыражения, иными возможностями демонстрации различных эмоциональных состояний. В одном из интервью респондент прямо указывает на возникновение в процессе танца ощущения маскарада, переселения своей души в иное, испанское тело: движения, характеризующие мужской танец — широкие пластичные движения рук, повороты «шурупом», «шаг цапли», движения на коленях, вращения кисти с вытянутыми руками; у женщин – это грациозные и сложные движения пальцев, покачивания бедрами, движения плечами, отбрасывание юбки и шлейфа, игра взглядов. Все зависит от характера и особенностей каждого отдельного танца. Веселый, жизнерадостный и шуточный характер присутствует всегда в танцах булериас, алегриас, тангос. Торжественностью и величием наполнены танцы солеарес, фаррука, тьентос. Драматизм и патетика присутствуют в танцах сигирийяс, мартинете, петенера.
Предполагалось, что респонденты проверочной группы более точно и дифференцированно будут изображать свое тело в рисунках «Я танцую». Но треть респондентов проверочной группы вообще не изображало человеческого тела на рисунках, изображения были символичны и отражали больше внутреннее переживание своего тела, нежели внешнее его отображение. Данный феномен может быть понят и с точки зрения проявляющейся в других методиках конфликтности, речь о которой шла выше: возможно, факт отрицания изображения тела демонстрирует сложное и противоречивое отношение к телесному «Я». Данные проективной методики «Я танцую» подтверждаются данными интервью, в котором респонденты проверочной группы делали акцент скорее на переживании своего тела, на феноменологической телесности, образах, эмоциях, переживаниях, состояниях, сопровождающих процесс танца, нежели на биологическом теле.
Когда знаменитую испанскую танцовщицу, которую называли «живой скульптурой огня», Ла Архентину, спросили, что она думает о танце и чем для нее является танец, она ответила: «Во-первых, Красотой! И лишь потом Техникой! <…> И любопытно, что технике – столь существенному элементу в обыкновенном танце – нужно как бы скрыться при исполнении танца фламенко, потому что если этого не произойдет, то красота танца пострадает в значительной степени. Поймете ли Вы балерину, которая движет рукой или ногой, словно повторяя заученный урок? Движение – это мой основной элемент в танце. Оно является главным элементом и у птиц. Я не стараюсь заимствовать у них абсолютную грацию! Однако чувствую себя связанной с ними крепким братством. Они являются для меня в некоторой степени «высокими» и «быстрыми» примерами. Красота их полета и взмахов крыльев раскрывает их радости и страхи, так же как и танец фламенко» [Эль Монте Анди, 2003, — C. 99] . Эти слова очень ярко и наглядно выражают суть танца фламенко и участии в нем тела. Здесь тело предстает как особый инструмент переживания, наполненный образно, эмоционально, являющийся не просто техническим средством, а инструментом создания Красоты.
Среди респондентов проверочной группы гораздо шире контекст восприятия своего тела – оно символично, даже внетелесно, наполнено внутренними, нетелесными переживаниями. Тело динамично, наполнено, имеет большую смысловую нагрузку. Оно не просто средство для передвижения и совершения различных манипуляций – оно – часть внутреннего мира. Шире феноменологический пласт восприятия телесных проявлений, характеризующиеся большей сенситивностью, чувственностью, осознанностью и эстетичностью. Тогда как большинство респондентов контрольной группы рассматривают процесс танца как проявления внешней телесности, определенные движения именно внешнего тела, сопровождая его внешними атрибутами танца (например, танцевальные костюмы, указывающие на вид танца).
Обобщенные результаты интервью свидетельствуют о том, что тело, телесный образ «Я» занимают в структуре образа «Я» особое место. Танцевальная практика способствует формированию особого эмоционально-ценностного отношения к себе самому и своему телу, наделяет его особым качеством переживания, насыщенного образными и символьными рядами. (Примеры высказываний респондентов о танце и о собственной телесности для удобства восприятия и анализа классифицированы и приведены в ПРИЛОЖЕНИИ).
Заключение
Рассмотренные факты, касающиеся возможности изменения не только телесных качеств, но и внутренних качеств личности, погруженной в танец, свидетельствуют о действительной силе и перспективах развития психотерапевтической функции танца. По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Предмет исследования – телесность человека в танце — нельзя свести только к внешней телесности, тому, что мы видим со стороны или в зеркале, необходимо рассмотрение внутренней телесности, феноменологической телесности, гипотеза о формировании и развитии которой в телесно-ориентированной танцевальной практике была подтверждена настоящим исследованием, что демонстрируется результатами проведения рисуночных методик и интервью.
2. Телесность человека следует изучать, используя методики, позволяющие получить материал на осознаваемом и неосознаваемом уровне, что и было сделано в настоящем исследовании. Такое построение исследования позволяет более полно изучить феномены телесности.
3. Был рассмотрен вопрос о том, является ли танец гармонизирующим фактором для становления целостного и гармоничного телесного образа «Я» как основы целостного образа «Я». Была подтверждена гипотеза о том, что включенность в танцевальную практику способствует изменению различных аспектов самоотношения. Противоречивость полученных результатов по методике исследования самоотношения (по шкалам «внутренней конфликтности», «отраженного самоотношения» и «самообвинения») открывают перспективы дальнейшего исследования психотерапевтической функции танца.
Без сомнения, в данной статье рассмотрен лишь один пласт трансформаций, которому подвержен человек в танце, базовый пласт, его собственное тело, с помощью которого он начинает исследовать новый символический мир. Кроме того, представляются интересными и крайне важными возможности исследования пространственно-временной семантики танца, взаимодействия человека с другими людьми в процессе танца, допустимость телесных контактов и различных движений в тех или иных танцевальных культурах. Многостороннее исследование танца с психологической, исторической, культурной и психотерапевтической точек зрения позволяет воссоздать не только путь развития человечества, отраженный в искусстве прошлого, но и раскрыть механизмы совершенствования, самовыражения и самораскрытия человека в настоящем и будущем.
«Танцевать — это способность значить, порождать эстетическое значение, с позиции которого выражаемое событие присутствует в танце в своем телесном качестве. Видимо, в данной связи, не случаен факт того, что современный танцевальный театр крайне пристально относится к ритуальным действиям традиционных культур, вступая с ними в кросскультурный диалог. <…>Тело в танце ничего не показывает, кроме себя. В танце тело самобытно, оно пребывает в собственной стихии, оно — у себя дома» [Мухин И. В., 1999, с 53-55].
Литература:
1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984.
2. Королева Э. А. Ранние формы танца. Изд-во «Штиинца», Кишинев, 1977г. – 215 с.
3. М. Волошин, «Лики творчества», Л. «Наука», 1988г., стр.393.
4. Мухин И.В. Тело в танце: эстетическая выразительность. Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.53-55.
5. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. Москва, Смысл, 1993.
6. Тхостов А. Ш. Психология телесности: учебное пособие для студентов. М., 2002. – 287 с.
7. Эль Монте Анди. Фламенко: тайны забытых легенд. – изд-во «Мусалаев», 2003, — 196 с.
William Washabaugh. Flamenco: Passion, Politics and Popular Culture. Oxford: Berg. 1996. 209p.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Категории ответов интервью.
Что для Вас значит танец?
Категория эмоций, переживаний.
— сокровенное, тайное, настоящее
— свобода, невесомость, полет
— лишняя возможность почувствовать себя Богом! Я на этом настаиваю!
— это сильная эмоция, которая вихрем подхватывает все мое существо. Как любая эмоция, она движется по нарастающей и по убывающей, имеет свои кульминации. Это – узор танца.
— танец как птица, будто земли не чувствуешь и летишь.
— танец – это слияние воедино музыки, движений, чувств. Если в том, что ты делаешь, отсутствует хотя бы одна составляющая – это не танец. Самое главное – это чувства, то, как ты ощущаешь себя в данный момент: если тебе грустно, то танец печален, если весело – зажигателен.
— музыка, гармония, чувственность, красота.
— полет души
Категория самовыражения
— возможность выразить себя и пережить многие ситуации на сцене, которых в реальной жизни может и не быть
— способ выразить себя и, безусловно, танец – это искусство.
— танец для меня – это способ выразить свои эмоции, высвобождение энергии, накопившейся за некоторое время.
— танец – это отличный способ самовыражения.
— танец – выражение чувств, мы танцуем и показываем, что для нас это значит: как поэзия.
— самовыражение, полет души, показ тайных эмоций, чувств, переживаний. Любимый танец – адреналин.
— проникновение в прекрасный мир искусства, эстетики, самовыражения.
— лучший способ самовыражения.
Категория жизни
— неотъемлемая часть жизни, чувственная рефлексия, приведение в норму всех физиологических процессов, пластическая медитация.
— танец – это выражение человеческих чувств и страстей, выражение радостей и переживаний. Танец – это жизнь.
— в моем понимании танец – это смысл жизни. Я танцую – значит, я живу. Еще с раннего детства танец стал для меня чем-то большим, чем просто хобби.
— для меня – это жизнь, образ жизни. Можно сказать, что танец – это моя сущность.
— танец – это как воздух или вода, без него невозможно жить.
Категория движения
— танец – это красота движения. Это возможность почувствовать себя Галиной Улановой или Майей Плисецкой.
— движение
Категория отдыха
— это полноценный отдых для тела и для души. Проблемы остаются далеко-далеко, и время проходит незаметно.
— отдых, раскрепощение, радость движения, музыка тела.
Категория общения
— способ общения с окружающим миром
Что Вас привлекает в танце?
Категория «Я»
— то, что могу быть, какой хочу
— приятно осознавать, как ты красива.
— возможность приблизиться к истине в себе и в мире.
Категория тела, телесности
— пластика и чувства, радость и жизнь
— владение телом, красота движений
— движение, красота линий тела, усиление эффекта музыки и, как следствие, эмоциональное и эстетическое воздействие как на танцора, так и на зрителя.
— движения, которые ты не всегда можешь позволить себе в повседневной жизни.
— пластика
— сочетание физической нагрузки и изящества телодвижений.
— музыка, красота, гармония, чувственность (для души). Улучшение осанки, чувства ритма (для тела).
— музыка в движении тела
— красочность, разнообразие движений.
— огромное число выразительных возможностей – все можно сказать без слов.
— в танце меня привлекает то, что можно выразить свои чувства, переживания через движения и музыку
Категория самовыражения
— возможность самовыразиться, не говоря ни слова. Опять-таки Бог так и делает!
— движение, энергия, самовыражение, тепло.
— возможность самовыражения и красота движений.
— возможность сбросить «тяжелые» эмоции – т.е. разрядка + зарядка.
— выражение человеческих чувств и страстей, выражение радостей и переживаний. Танец – это жизнь.
— когда мы танцуем, мы пытаемся выразить себя, свои эмоции и чувства.
— возможность выразиться.
— возможность самовыражения.
— через танец можно передать свое душевное состояние. Зритель это чувствует, ту отдачу, с которой танцуешь, и воздает тебе ее в виде аплодисментов и радостных возгласов.
Категории красоты, музыки, образов.
— музыка, страсть, всплеск энергии
— эмоции, движения, акценты, красота.
— красота
— в танце меня привлекает абсолютно все: полнота и красочность создаваемых образов, яркие костюмы, выразительность, чувства и многое другое.
— все
— красота
Что Вы чувствуете, когда танцуете?
Категория «Я»
— что могу все
— когда как. На репетиции – что я дура и надо это делать лучше. На «халтурах» — зависит от пола, на котором танцую. На сцене – что я королева Мира.
— когда получается, чувствую себя совершенно другим человеком. Когда не получается – корявым пнем.
— я – мудрая женщина, достойная и величественная, хотя и пережившая достаточно много страданий, но не склонившая голову.
— когда танцуешь действительно с душой и полностью отдаешься танцу, то возникает ощущение, что отрываешься от земли и танцуешь где-то очень далеко. Это чувство трудно передать словами.
— я чувствую суть танца и пытаюсь донести его до зрителя
— я стараюсь пропустить музыку через себя и прочувствовать танец.
Категория эмоций, переживаний
— радость
— радость движения, красивого движения, эмоции, заложенные в музыке и хореографии, радуюсь, если себе и другим нравлюсь, если могу передать заложенную в танце эмоцию, усилить действие музыки. Радуюсь работе в ритме, в музыке, как плыву в течении.
— когда получается – легкость и удовольствие.
— когда я танцую грустные танцы, хочется плакать, вспоминаются все обиды. Если танец веселый, то наоборот, чувствуешь себя ребенком немножко, для которого весь мир радостный и светлый.
— я обычно отрабатываю накопившийся за день стресс и снимаю его таким образом. Чувствую то, что за день наболело.
— сосредоточенность, радость, упоение, отрешенность от проблем.
— чувство счастья, радости, куча положительных эмоций.
— сосредоточенность и напряженность, если не умею или не получается. Наслаждение музыкой звука и движения, если получается и умею.
— счастье
— какое-то внутреннее одухотворение, подъем сил и энергии, хорошее настроение. Стараюсь танцевать с полной отдачей.
— в каждом танце я пытаюсь передать эмоциональное состояние того или иного танца, его стиль.
— когда у меня плохое настроение, хочется побыть одной и ни о чем не думать, я закрываюсь в комнате и включаю музыку – и танцую… становиться лучше.
— то, что предполагает сам танец, тем эмоции, которые вызывает музыка, кайф.
— совершенно иной мир, иные чувства – все то, что передает музыка.
— я чувствую разные эмоциональные состояния
— растворение в музыке и стук собственного сердца, его ритм, свободу движения и мысли.
— если хорошо танцую – то радость, если плохо – неудовлетворение.
Категория гармонии
— внутреннюю гармонию
— одно движение перетекает в другое, другое – в третье, как мягкие волны бриза, и получается гармония.
Категория искусства, хореографии
— то, что задумал хореограф при постановке танца
— всегда по-разному. Все зависит от умения танцевать и от того танца, который танцуешь.
— по-разному, стараюсь погрузиться в музыку и постановку.
Что Вам представляется в процессе танца?
Категория образов
— сотворение мира, рождение ребенка
— образ танцовщицы
— облитая солнцем поляна в лесу; кроны деревьев, смотрящие в небо.
— я как бы перевоплощаюсь в испанку или кубинку, вижу себя в той стране, в соответствующем костюме. Самоощущение меняется. Это сродни переодеванию, маскараду.
— иногда слышится, как ни странно, шум воды, слышится шуршание листьев. Иногда представляю себя пантерой – они очень гибкие и красивые. Иногда представляются розы… мысли… а мыслей никаких, только наслаждение танцем.
— всегда по разному и в зависимости от того, что я танцую в данный момент: как то: в «Tragico destino» — я хотела уничтожить одного человека, а в Rumba – наоборот, передать всем (поделиться) своей радостью и энергией.
— передо мной бывают различные картины, смена которых зависит от настроения или тематики танца.
— бегущая вода, жаркое солнце, страсти человека, страдание
— испанскую землю, оливковые деревья и теплый южный ветер, долетающий из Африки.
— когда я танцую этот танец, то у меня возникает в мыслях образ какой-то туманной местности (возможно даже опушки леса или болота), где танцуют белые тени. Все это выглядит очень мистически, особенно помогает музыка.
Категория реальных образов
— я – человек, идущий вперед.
— представляется вся моя жизнь за какие-то периоды времени.
— если я танцую трагический танец, я представляю грустные моменты моей жизни, если же веселые – то стараюсь вспомнить самые радостные и восхитительные моменты.
Категория искусства, хореографии
— это зависит от того, что хочет передать постановщик, какой смысл заложен в сценарий танца. И в этом направлении работает фантазия исполнителя.
— на тренировке: правильно ли выполнен элемент, красиво ли это выглядит, ну почему так коряво получается… В танце: зависит от музыки.
— то, что навевает музыка и хореография. Попадаю в струю и следую за их гармонией. Это когда попадаю. А когда не попадаю, то думаю о ногах.
— я думаю о том, как лучше станцевать, донести до зрителя все чувства этого танца и пытаюсь ему понравиться, но мне все равно, что зритель обо мне подумает.
— в зависимости от музыки и танца образы и мысли разные.
— все зависит от музыки, под которую я танцую.
— все зависит от танца. Это может быть танец-дуэль, о несбывшейся мечте, о брошенности, игривый танец и т.д.
— я – со стороны. Мысли о том, как бы не ошибиться.
Категория познания
— разговор с самим собой или со зрителем, партнером. В танце познаешь себя на эмоциональном уровне, иногда танец чувствуешь, как молитву. Вкладываешь все, что внутри, свое настроение и мысли в данный момент.
— внутренний диалог, познание себя.
Категория пустоты
— когда я на сцене, то про невыключенный чайник точно не думаю. Чаще всего это похоже на космос, кометы и абсолютное одиночество во вселенной. Брежу я в процессе. Отключка полная
— ничего: отсутствует обычный поток мыслей о жизни и повседневных делах, остаются только музыка и движение.
— никогда не задумывалась об этом. Ни о чем не думаю в процессе танца.
— абстракция музыки
— пока ничего. В будущем – все.
— я представляю, что я в небе и летаю, что вокруг меня ничего не существует.
На что Вы больше всего обращаете внимание, когда танцуете?
Категория эмоций, переживаний
— на искренность выражения эмоций, на пластику, грацию, достоинство исполнителя
— на внутренние ощущения, стараюсь их усилить до максимума.
— прежде всего, на свое внутреннее состояние, а не на внешнее и физическое. А еще на то, как меня принял зритель.
Категория тела
— чтобы движения были не только точными, но и естественными. Их нужно не станцевать, а прожить!
— точность движения
— на руки
— на ритм, музыку. Свои эмоции и сосредоточенность на танце, красоту движения (если есть зеркало или по ощущениям), правильную хореографию.
— лицо, выражение лица!
— на весь силуэт. И на руки.
— держать корпус прямо, а линия танца будто вокруг него.
— на правильность и красоту выполнения элементов танца.
— на четкость и последовательность выполнения движений, соответствия ритму и направленности музыки.
— если нет погружения – на то, как я выгляжу со стороны. Если есть погружение – ни на что.
— на эмоции, на руки.
— когда танцую, то стараюсь следить за спиной, руками и корпусом.
— на пластичность и пытаюсь усовершенствовать движения.
— на ощущение танца
— на красоту линий и эмоций.
— на соответствие того, что хочешь выразить танцем и внешнего выражения.
— пока я танцую не профессионально, поэтому всегда слежу за движениями моего тела, моих рук, ног.
Категория музыки
— на музыку
— на ритм, на музыкальные фразы
— гармонию музыки и движений.
— стараюсь чувствовать, понять музыку и запомнить технику танца.
Категория общения со зрителем и партнером
— на фотографов
— я выделяю человека, который танцует лучше всех и пытаюсь танцевать похоже. Почему-то чаще всего смотрю на ноги.
— на впереди стоящих
— на то, чтобы не упасть со сцены. На партнеров по танцу, чтобы двигаться в унисон. На атмосферу в зале – зрителям должно нравится.
— на реакцию зрительного зала, но и танцую в свое удовольствие, наслаждаюсь музыкой.
— на партнера
Ваше тело в танце – какое оно?
Позитивное отношение к своему телу
— главное — руки. В танце мое тело гибкое, тонкое, изящное, Люблю свои руки и корпус
— здесь важно все! Но самое главное, наверное, — это мимика, лицо. А тело должно быть пластичным и послушным.
— руки выразительные, тело – легкое, ноги – крепкие.
— корпус – в струнку, руки рисуют танец, в постоянном движении
— надеюсь, что собранное, то напряженное, то расслабленное, сильное, гибкое. Руки создают объем, ноги и корпус – основные линии, фигуры. Важно правильно ставить руки и ноги – получаются красивые линии. Обязательно прямая спина и поднятая голова – самое важное, на мой взгляд. Важно концентрировать силу в движениях в определенных точках танца.
— оно стремится к грациозности. Прямая спина, гордо сидящая на шее голова, руки, не очень уклюжие, но прилежные, ноги, движущиеся в такт. Корпус подвижный.
— подбородок не опускать, руки гибкие, тело напряжено.
— и руки, и ноги, и корпус, а еще голова: в танце должно работать все и быть в гармонии с самим собой. У меня, правда, не всегда получается гармонизировать, но я стараюсь.
— свободное и счастливое
— гибкое. Никаких лишних движений.
— ноги создают общий фон, ритм. Руки – объем.
— в ногах стараюсь соблюдать ритм и технику, четкость движений. Также слежу за ровной спиной, работаю над пластикой рук, все время заставляю себя сидеть в плие, держу корпус над ногами.
— я стараюсь танцевать всем телом, слежу за корпусом и руками ( чтобы были округлыми).
— тело должно быть пластичным, нежным и плавным.
— гибкое, красивое, оно растворяется в музыке
— стремлюсь к гибкости тела: главное – корпус.
— длинные красивые руки, которые как змеи переплетаются в танце. Сильные, четкие ноги. Гибкое, пластичное тело.
— идеальное, сильное, наполненное, как сосуд, из которого льется музыка и движение.
— в танце важны не только одни руки или ноги, в танце важна картина, общая картина движения тела. Я не могу видеть со стороны, как двигаюсь во время танца, но все же стараюсь по максимуму себя контролировать.
— мое тело – устойчивое, как гвозди заколачиваю, тяжелое. Но это ноги. А верхняя часть – легка и выразительна. Как будто вся тяжесть стекает вниз, к ногам, а руки выражают легкость.
— думаю, в танце нет разделения на более или менее важные части тела. Все важно: и руки, и ноги, и корпус. Из всего этого и складывается впечатление о танцоре. Я свое тело люблю.
Негативное отношение к своему телу
— мое тело в танце мне не подчиняется. Скорее, я подчиняюсь своему телу. Вот так сложно… оно управляет мной.
— все у меня кривое
— мое тело, как мне самой кажется, в танце становится ужасным: мне кажется, что у меня кривая спина и руки, особенно когда меня захлестывают эмоции, мне кажется, что со стороны я выгляжу, как коряга.
— корпус кривоват, руки много места занимают, а ноги не выпрямляются, как следует. Руки, наверно, — самое важное.
Амбивалентное отношение к своему телу
— руки делают вид, что все хорошо, ноги трясутся, а вот осанка неважная. Я прекрасна, но можно и лучше.
— разное. Порой слишком зажатое и не хватает согласованности и гармонии в движениях.
— затрудняюсь. В танце все важно.
— пока корявое, но надеюсь на будущие успехи.
Хотелось бы Вам изменить что-то в своем теле?
Есть желание изменений тела
— добрать полноты, округлостей, сгладить острые углы.
— похудеть! Много чего хочу – выпрямить стопы, восстановить вентиляцию легких, и вообще хочу идеальное здоровье, красивую фигуру, вечную молодость и бессмертие!
— хочется талию и поменьше бедра. Хочется кожу чище.
— немного подкачать бедра и пресс, укрепить спину.
— да! Избавится от целлюлита.
— пропорции тела.
— осанку
— хотелось бы прямую спину, плавность рук и точность ног.
— все мы не идеальны. У каждого есть какие-нибудь недостатки. Я бы хотела немного похудеть.
— наверное, научиться танцевать еще лучше и немного похудеть
— грудь (в сторону увеличения).
Нет желания изменений тела
— ничего. Пусть будет, как есть.
— нет
— нет
— если и менять, то все сразу. Поэтому лучше довольствоваться тем, что имеешь.
— нет. Все что мое им и останется.
— пока ничего, хотелось бы посмотреть на себя со стороны и тогда можно, наверно, что-то поменять.
— ничего
— абсолютно довольна своим телом, но работаю и стремлюсь к совершенству.
— нет
— нет, в принципе меня все устраивает, разве что чуточку поправится.
— пока нет.
— нет, чуть-чуть добавить массы.
Есть желание функциональных изменений тела
— хочется научится лучше с ним обращаться.
— хочется достичь единства между всеми частями тела.
— увеличить гибкость, укрепить ноги, научится координировать работу рук и ног.
— я хочу быть грациозной, уметь управлять энергетическими потоками. Например, страхом, который может зажимать тело и лицо. Пока с переменным успехом.
— я хочу, чтобы мое тело стало более гибким.
— я хотела бы научиться передавать ощущения через движения, под каждый жест в танце можно подложить какой-то внутренний монолог, какую-то ситуацию. Задать себе вопрос: «А зачем я это делаю?» Тогда танец будет очень выразительным и живым.
Что, по Вашему мнению, в танце наиболее выразительно?
Категория тела
— глаза
— руки и лицо
— руки
— глаза, руки
— руки, глаза, общая пластика, характер.
— лицо, постановка корпуса.
— по-моему, глаза.
— экспрессия и динамика.
— эмоциональность, взгляд, красивые движения, четкость выполнения движений.
— все тело
— наиболее выразительным в танце является тело: как движутся руки, ноги, бедра.
— все, кроме глаз.
— взгляд и подача.
— руки – как крылья, глаза – в которых весь танец.
Категория эмоций
— подача, эмоции, открытые сильные движения, отсутствие зажатости
— характер, эмоциональный настрой
— эмоциональный настрой, четкость движений.
— самое главное в танце – эмоции, без них никуда. Даже техника не настолько важна, как внутренний мир.
— эмоциональное состояние, которое выразится во всем облике.
— эмоции.
Категория музыки
— музыка.
— все важно. Главное – почувствовать музыку и выразить ее.
Категория души
— душа
Категория гармонии
— в танце главное – гармония.
— гармония и глубина.
— когда ты танцуешь с душой и отдаешься танцу, пропуская его через себя, то важно все: пластика рук и корпуса, выразительность, эмоции, техника.
Категории мысли, образа
— нельзя говорить об отдельных частях тела. Главное – образ!
— мысль. Та, которая в этот танец заложена.
Категория постановки, хореографии
— композиция, построение танца.