Использование рисунка в танцевально-двигательной терапии — Андреева Н.Ю.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА в ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Андреева Наталья (Москва)
 
 
Рассматривая основные концепции, понятия и цели танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и арт-терапии, можно выделить составляющие эффективного влияния танца и рисунка как художественных форм выражения на ход терапевтического процесса.
 

Как танец, так и рисунок: 
 
— это способы невербального самовыражения, позволяющие человеку выразить внутренние переживания;
 
— включая в себя игровые элементы, способствуют снятию напряжения, тем самым, облегчая доступ к содержаниям бессознательного;
 
— символически выражая внутренние переживания, дают богатейший материал для исследования проблем клиента;
 
— дают выход подавленным эмоциям, способствуют катарсическому высвобождению;
 
— активизируют энергию;
 
— стимулируют сенсорный опыт, осознание которого способствует интеграции ощущений, чувств, мыслей;
 
— способствуют развитию осознания тела, его формы, функции и его динамического отношения к пространству, к людям и предметам в пространстве, следовательно, адекватному восприятию внешнего мира;
 
— предлагая активное взаимодействие как с внутренней, так и с внешней реальностью, соединяют фантазию и действие;
 
— обращаются к здоровой стороне человеческой природы, которая существует в каждом, даже в сильно травмированном человеке;
 
— развивают творческий потенциал, что естественным образом способствует повышению самооценки;
 
— как способы творческого самовыражения, рождающегося из особенно значимых жизненных тем, способствуют возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом.
 
Итак, мы видим, что цели использования в психотерапии танца и рисунка близки, а чтобы понять, в чем состоит их взаимодополняющее влияние, рассмотрим роль, которую может играть рисунок в танцевально-двигательной терапии.
 
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ аспект 
 
Использование рисунка в ТДТ не ставит своей целью постановку диагноза. Главная задача как изобразительного, так и двигательного выражения — помочь клиенту встретиться со своими чувствами, поэтому диагностическая роль рисунка в ТДТ — это, прежде всего, — способствовать осознанию самим автором своего текущего состояния.
 
Рисунок дает клиенту возможность дистанцироваться от проблемы, увидеть свои внутренние переживания со стороны. Содержание и смысл рисунка должны быть диагностичны, прежде всего, для самого клиента. Танце-двигательный терапевт может лишь обозначить словами то, что он видит, но не давать свою интерпретацию из-за опасности увести клиента с его пути (психотерапевт так же проецирует, и его внутренняя жизнь вмешивается в восприятие внешнего мира). Рисунок (серия рисунков) дает возможность клиенту вернуться к своему опыту через какое-то время и в этом случае важен в плане наблюдений за изменениями, происходящими в процессе психотерапии.
 
ФОРМИРУЮЩИЙ аспект 
 
Преимущество процесса рисования и его продукта в том, что они в любом случае оказывают влияние на психику.
 
Символическое выражение внутренних переживаний дает богатейший материал не только для исследования проблем, но и возможность их но-вого видения. Рисуя, клиент проживает заново значимую ситуацию, отреагируя свое эмоциональное состояние, и уже в этом процессе возможен переход на новый уровень, когнитивный, что способствует переосмыслению и изменению эмоционального состояния.
 
Работа с арт-материалами дает богатый сенсорный опыт, способствуя чувственному осознаванию. Это один из способов получить невербальную информацию о себе, об окружающем мире и о своих взаимоотношениях с ним. 
 
С рисунком, как олицетворением проблемы, клиент, по своему желанию, может производить различные манипуляции (дорисовывание, зачеркивание, сохранение или уничтожение и т.п.), тем самым, заявляя о возможности контроля над своим внутренним состоянием и его трансформацией.
 
РЕСУРСНЫЙ аспект 
 
Развитие неактивного канала восприятия. 
 
Не всякий клиент сразу готов к самовыражению на телесном уровне. И здесь роль рисунка неоценима. Для людей, у которых кинестетический канал в отличие от визуального не достаточно развит, процесс рисования может стать уникальной возможностью уделить внимание своему внутреннему миру и получить ресурс для дальнейшей телесной работы (положительные эмоции и как следствие — повышение энергетического уровня). (То же самое можно сказать об эффекте использования творческого письма клиентами с развитым аудиальным каналом.) Поэтому «важно распознавать и использовать те уровни, на которых индивид чувствует себя наиболее развитым творчески для постройки моста для перехода в менее знакомые области» [1, с.21]. 
 
В то же время смена привычного канала восприятия может дать как клиенту, так и терапевту новую, часто неожиданную информацию, помочь проникнуть в более глубокие слои бессознательного, так как менее активный канал меньше подвергается контролю со стороны сознания. 
 
Ресурсное влияние цвета. 
 
Мы живем в цветном мире, где цвет — важнейший фактор нашего миропредставления. Окружающий колорит существенным образом сказывается на самочувствии. 
 
Цветовосприятие зависит как от физической природы каждого цвета (существует глубинная связь между особенностями тех или иных световых вибраций и неосознаваемой психической динамикой), так и от соци-ально-культурной среды (символическое значение цвета), индивидуально-го опыта и эмоционального состояния конкретного человека. Уже несколько десятилетий психологами активно исследуются особенности цветопредпочтений у различных групп населения, исходя из которых разработаны методики оценки личности.
 
Зрительный канал — не единственный, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически лю-быми клетками организма.
 
Цвет воздействует на неструктурный, несюжетный эмоциональный элемент психической деятельности, «как бы напитывая собой физиологические системы, являясь одновременно и «топливом» и «управляющей программой». Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело по-добранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры» [2, с.17].
 
Многие танце-двигательные терапевты используют в работе разного рода цветные материалы. Такими материалами могут стать и рисунки участников терапевтического процесса.
 
В групповой работе большое влияние на участников оказывают не только их личные рисунки, но и рисунки друг друга. С одной стороны, не каждый готов соприкоснуться со своим внутренним миром через спонтанное рисование, отключить сознательный контроль, позволяя образам проявляться непроизвольно — и в этом случае рисунки других участников (линии, формы, композиции и в том числе цвет) могут выполнить роль ка-тализатора.
 
С другой стороны, воздействие чужих рисунков (здесь мы имеем в виду цветовую гамму) может неожиданно оказать ресурсное влияние как на глубоко погруженного в свои переживания клиента и «застрявшего» в них, так и на «сопротивляющегося», «подпитывая» его энергетически и давая силы на встречу со своим бессознательным.
 
КОММУНИКАТИВНЫЙ аспект 
 
Для ТДТ в этом аспекте ценно то, что рисунок является связующим звеном между внутренней и внешней реальностью. Используя терминологию Юнга, мы можем предположить, что экстравертам рисунок помогает вступить в контакт со своей собственной реальностью, а интровертам — с окружающим миром. 
 
Исходя из собственных наблюдений в процессе работы с группами, я полагаю, что использование рисунка на начальном этапе скорее способствует вхождению участников в общий групповой процесс, а на более поздних этапах, когда группа сплачивается и существует больше доверия к ведущему и друг к другу, рисунок становится одним из способов соприкосновения со своим внутренним миром. 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1.Халприн Д. Возвращение к жизни. Метод творческого самовыражения. Материалы АТДТ. М., 2000.
 
2.Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практич. пособие. М.: АСТ, 2000.
 
3.Андреева Н.Ю. Эффективность сочетания художественных форм выражения в психотерапии (на примере использования рисунка в танцевально-двигательной терапии). Дипломная работа. М., 2001.
 
Статья написана в 2002г.
для Бюллетеня Ассоциации танцевально-двигательной терапии. № 9