О системе движения Алексеевой — Зенкевич И.С.

 

О системе движения Алексеевой
 
И. Зенкевич 
 
 
Движение присуще человеку с первой минуты жизни и даже до рождения, а современная цивилизация лишает человека этой возможности. Наша жизнь отрывается от естественных основ существования, и при этом человечество все больше осознает нехватку движения, предлагая взамен всевозможные варианты телесного развития: танец, аэробика, тренажерные залы, теннис, и т.д.
 

Удивительно многообразна культура движения в области танца. В настоящее время, кроме уже традиционно известных — классического балета, народного танца, бального танца, появились другие направления современного движения: джаз-модерн, стрит-джаз, сальса, меренга, степ, брейк и т.д. Хотелось бы рассказать об одном из направлений, которое существует уже почти 100 лет — художественное движение по методу Алексеевой. Людмила Алексеева, воспитанная на гуманистических идеях свободы, витавших в начале 20 века, создала свою школу движения, которая гармонично развивает человека. Занимающиеся художественным движением проходят путь от простых упражнений и умения только слышать музыку, к сложным танцевальным композициям с утонченными чув-ствами слияния движения и музыки.
 
Алексеева была одной из последовательниц культуры движения, широко представленной Айседорой Дункан и создала полноценную методику обучения художественному движению. Система движения Алексеевой включает в себя культуру древних греков, востока, русскую и современную западную и открыта для дальнейшего развития.
 
Короткая историческая справка. 
 
Корни гармонической гимнастики идут от школы Дельсарта, гимнасти-ки Демени, танцев Айседоры Дункан. С именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта связывают возникновение новых гимнастических систем и нового танца. Он дал импульс множеству школ и последователей, в том числе и ритмической гимнастике Ж.Далькроза. Все эти школы положили начало новой культуре движения.
 
Системы Дельсарта, Демени, Далькроза имели большое число последователей. Особую известность приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла выразительный смысл человеческой походки, бега, легкого естественного прыжка, движения головы, рук.
 
После успешных гастролей Дункан в России возникли студии пластики, свободного танца, ритмики и т.п., которые различными путями стремились к гармоничному развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.
 
Наиболее известной была Школа пластики Э.И.Рабенек (Элен Тельс). Э.И.Рабенек — одна из наиболее талантливых последовательниц Дункан в России. Рабенек едет учиться в Германию к сестре Дункан Элизабет, и в 1910 году открывает "Московские классы пластики". Л.Алексеева была одной из самых одаренных учениц этой Школы.
 
В 1913 году она начинает самостоятельную педагогическую и режиссерскую деятельность. Алексеева настойчиво ищет систему тренировки тела, отвечающую новому этапу в развитии искусства движения. Эту работу, шедшую под различными вывесками, она вела всю свою жизнь, непрестанно пополняя свой репертуар новыми гимнастическими упражнениями-этюдами. Она разработала такой метод занятий, который захватывает все существо человека и дает радость от самого процесса занятий.
 
Чем же отличается ее система движения?
 
Это и естественная форма движения, при которой происходит полное внутреннее раскрепощение тела и духа, и которая дает осознание власти над движениями своего тела.
 
Это органическая связь движения и музыки. Их гармоническое сочетание достигается особым подходом к обработке гимнастического материала. В результате получается художественное произведение — гимнастический этюд.
 
Это не просто монотонное повторение одних и тех же движений, которые очень быстро наскучивают ученикам, особенно детям, а участие в исполнение художественного произведения. Выполнение этюдов, связанных с выражением тех или иных эмоций, приводят человека в состояние творческого подъема, что даже тяжелая физическая нагрузка воспринимается легко и радостно.
 
Алексеева подчеркивала: "Такое органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы "ритмической гармонией", совершенно необходимо для того, чтобы гимнастические упражнения превращались в маленькие произведения искусства, могущие сами по себе давать художественное удовлетворение занимающимся".
 
Алексеева придавала большое значение увлеченности самого педагога. Преподаватель должен быть, по выражению Алексеевой, "режиссером радости".
 
В наши дни система Алексеевой продолжает развиваться и обогащается идеями одной из ее последовательниц – Кулагиной Инессы. На базе Дома Ученых уже 30 лет существует Студия Художественного движения, где наши современники имеют возможность приобщиться к великой силе гармонии движения и музыки, к возможности видеть, чувствовать и общаться с миром языком движения-танца. Приходя в Студию из напряженной и подчас агрессивной окружающей среды огромного мегаполиса, погружаешься в атмосферу творчества, свободы, полета души.
 
Гармоническая гимнастика рассчитана на детей и взрослых самого разнообразного физического развития, а для детей особенно привлекательна игровая форма занятий. Пластичные и ритмичные движения под «живую» классическую музыку доставляют занимающимся огромное эстетическое удовольствие.
 
Статья написана в 2001г.
Бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. № 7