Работа со страхом в групповой интегративной танце-двигательной психотерапии — Аскандарова Э.Э.

Работа со страхом в групповой интегративной танце-двигательной психотерапии
Аскандарова Эсина Энверовна (Минск, Республика Беларусь)
Старший преподаватель кафедры психологии и методологии начального обучения Мозырского Государственного педагогического университета (Республика Беларусь). esina@mail.ru
На начальном этапе работы группы возникновение чувств тревоги и страха является «нормальной», ориентировочной реакцией на новую обстановку [1]. Участник решает для себя – достаточно ли здесь безопасно, для того, чтобы открыться? Могу ли я доверять именно этим людям? Дальнейшую работу в группе продолжают только те, кто ответил на эти вопросы положительно. Ведущему группы важно понимать чувства участников и уметь помочь осознать, принять и прожить страх [2].

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ со СТРАХОМ:
1. Ведущему надо позаботиться о том, чтобы с самого начала сформировать в группе достаточно комфортный климат для самораскрытия, т.к. зачастую говорить о страхе страшно.
2. Необходимо знать основные механизмы, с помощью которых чувство страха останавливается. Эти способы хорошо представлены в гештальт-терапии [3]. И это:
А) Интроекция: блокирование с помощью иррациональных (чаще всего) утверждений: «Я не должен боятся» (т.к. «это стыдно», «я должен быть сильным», «мужчины не плачут»…. список можно продолжать долго).
Б) Ситуация в группе с малознакомыми людьми идеальна для проекции. На малознакомые, непонятные фигуры, как на экран в кинотеатре, проецируются свои страхи и опасения. Особенно если «экран» — человек – удобен для проецирования (Например, страх перед матерью оживает и проецируется на члена группы, внешне похожего на мать).
В) Ретрофлексия. Очень распространено подавление страха и перевод его в телесный симптом, а в долговременной перспективе и в психосоматоз. (Вместо страха участник может предъявить головную боль или «чувство» нехватки воздуха.)
3. В группе должны быть сформированы терапевтически эффективные групповые правила, из которых особенно важно безоценочное принятие.
Работа со страхом на начальном этапе развития группы должна быть структурной и четкой, чему отвечает предлагаемый метод, который неоднократно и эффективно использовался автором в различных группах. Поэтапно позволяется и конструктивно используется проекция, освобождается и присваивается энергия ретрофлексии, «неприятное» чувство принимается в эмпатичной групповой атмосфере. Осознание и принятие страха является основным фокусом работы. Предлагаемая методика интегрирует методы работы различных направлений психотерапии изоморфно основному методу интегративной танцевально-двигательной терапии (ИТДТ) – танцу [4].
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Идентификация страха. Недифференцированное чувство тревоги переводится в более предметное – страх. Участникам предлагается определить, какие страхи у них связаны с работой группы. Метод работы — направленная визуализация. Примерный текст: «Закройте глаза. Представьте, какое самое страшное событие может случиться с вами на этой группе? Чего вы боитесь? Представьте, что пугающее событие происходит прямо сейчас. Что вы видите? Какие звуки раздаются? Что происходит с вами? Что в этом самое страшное? Какие именно ощущения вызывает этот страх?»
Следующий этап может проводиться как на фоне визуализации, так и после выхода из неё.
2. Телесная фокусировка страха. Требует от ведущего тонкого осознавания телесных процессов и навыков работы с телом. Можно «пройтись по телу» и обратить внимание на следующие моменты:
— гипервыраженность ощущений и дыхания. Примеры: «дрожат коленки», «трясутся руки». Мышечное напряжение в руках как попытка контролировать, «держать себя в руках». Учащенное дыхание, которое само по себе может увеличивать уровень страха из-за гипервентиляции.
— снижение чувствительности и дыхания: слабость в ногах, руках, поверхностное дыхание.
— отсутствие осознавания ощущений, замирание дыхания. «Дыхание спёрло в зобу» – от радости ли? Неосознавание ног, «опор», характерно для состояния страха («почва ушла из-под ног»). В более тяжелых случаях «выключаться» может как осознавание, так и сама чувствительность, приводя к формированию т.н. «истерических перчаток и носков» (Характерные для данного способа реагирования зоны, снижение чувствительности которых не обусловлено их иннервацией.)
— соматизацию страха (переход чувства в телесный симптом). Чаше всего это боль (народные изречения: «взяла до головы, до сердца, прочее…»).
Для перехода к следующей стадии важно глубоко проработать аспект телесности страха: «собрать», осознать все тонкие, неосознаваемые, необычные ощущения в теле.
3. Метафоризация страха. Метафорическое пространство – безопасная и интересная территория для работы со страхом. Перечисляя все телесные проявления страха, ведущий просит представить, на что или на кого это похоже? Здесь можно работать, задавая жесткую рамку «придумайте инопланетное чудовище», «несуществующее животное», или же не структурировать метафорическую территорию, предоставляя участникам выбрать оптимальный образ самим.
4. Рисование страха. Придуманный образ страха проецируется на чистый лист, рисуется. При этом участников просят ответить на следующие вопросы: «Как его зовут?», «Как он поражает, воздействует, убивает?», «Какие движения делает?», «Какие именно части тела поражает?», «Какие звуки издает?».
5. Обмен опытом. Участники делятся на пары и рассказывают об особенностях жизни своего чудовища.
6. Воплощение страха. В парах выполняется известное упражнение «Скульптор и глина», в котором Скульптор лепит из Глины свой страх.
7. Танец Чудовища. Скульптура оживает и начинает танцевать. 3 мин — танец беззвучный, затем присоединяется голос (всего 6 мин). Скульптор смотрит, наблюдает за возникающими ощущениями, чувствами, мыслями.
8. Танец Чудовища и Жертвы [7]. Для усиления осознавания Жертве можно прожить в танце максимально несчастную судьбу и завершить эти отношения смертью в финале. В паре автор страха занимает вначале безопасную дистанцию по отношению к своему страху. Сближение, контакт, взаимодействие, танец Чудовища и Жертвы, поражение жизненно важных функций, умирание, смерть. Чудовище поражает в первую очередь те телесные зоны, которые ранее обозначены Жертвой.
9. Идентификация со страхом. Смена ролей. Танец Чудовища и Жертвы-II. (желательно под ту же музыку). Автор страха воплощает свой страх: вначале статично (сам принимает форму своего страха), затем динамично (танцует 3 мин. беззвучный танец, затем начинает издавать страшные звуки (3 мин), затем находит и убивает жертву, мысленно дорисовывая, как разрывает, уничтожает, аннигилирует её до молекул и элементарных частиц…
10. Обсуждение в микрогруппах. Обратить внимание, изменилось ли отношение к страху. Появились ли новые чувства.
11. Презентация своего страха в большом кругу. Участник выходит в центр и называет свой страх: «Меня зовут ……» и я могу делать так (делает движение, с помощью которого поражает и издает звук).
12. Отзеркаливание движения и звука. Участники поддерживают проживание страха с помощью кинестетической эмпатии.
13. Выражение признательности. Участники благодарят пугающую фигуру за присутствие в группе. Аплодисментов достаточно.
14. «Встреча на Альфа Центавре» . Завершающий танец пугающих страшил и инопланетян.
Результатом работы, как правило, является ощущение «энергии», прилива сил и значительное успокоение после проработки страха. Метафорический контекст дает возможность прожить и дедраматизировать страх в игровой атмосфере, а использование интегративного подхода в работе со страхом позволяет значительно ускорить психотерапевтическую динамику, чего и остается пожелать всем читателям.
Литература
1. Александров Ю. А. Психофизиология. СПб.: «Питер», 2004.
2.Джеральд Кори. Теория и практика группового консультирования. М., «Эксмо», 2003. С. 56-60.
3.Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. Изд. «Институт общегуманитарных исследований», 2004. С. 57-60.
4. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. С.70-100, С.120-115.
5.Малверн Люмсден. Двигаясь вместе в переходном пространстве. Танцевальная терапия и реабилитация. Сайт Александра Гиршона http://old.girshon.ru/txt/lumsden.htm
6.Шэрон Чайклин. Танцевально-двигательная терапия. Сайт Александра Гиршона http://old.girshon.ru/txt/chaiklin.htm
7.Мастерская гештальта Елены Петровой. Избранные упражнения для работы в группах. http://www.gestalt.sp.ru/noframes/ARTICLES/articles_5.htm
8.Ирвин Ялом. Теория и практика групповой психотерапии. Спб.: «Питер», 2000. С. 138