Региональная обучающая программа по ТДТ: специфика, проблемы, возможности — Котеленко Е.Ю.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА по ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ: СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
Котеленко Елена
В 2002 году я закончила специализацию по танцевально-двигательной терапии (ТДТ) в Москве (Институт Практической Психологии и Психоанализа). И так сложились обстоятельства, что практически сразу после окончания специализации стали поступать предложения о проведении различных семинаров и тренингов с использованием ТДТ в других городах России и стран СНГ. Иногда это была разовая поездка, и дальше интерес к ТДТ заканчивался. А иногда сотрудничество продолжалось дальше. Это способствовало моему профессиональному развитию и становлению, а также мне было очень интересно общаться с другими на тему ТДТ. И в этом присутствовал элемент просветительства и, можно сказать, даже ликбеза. Я очень много рассказывала людям о направлении ТДТ, о его индивидуальности и специфике, о сходстве и отличии от других направлений психотерапии. Рассказывала о профессии танце–терапевта, об Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии (АТДТ), как о профессиональном сообществе и о специализации, как о форме обучения профессии. Для многих было открытием, что есть такое направление, и что оно имеет свой статус и место в психотерапевтическом мире, что танец может быть использован в психотерапевтической модальности, что танцевально–двигательное и телесно–ориентированное – это два совершенно разных направления в психотерапии.

Постепенно стал возникать интерес к обучению (к этому моменту я уже прошла стажировку на Вводном курсе ТДТ и получила квалификацию тренера). Возможностями поехать в Москву и поступить в специализацию по ТДТ обладали только единицы, а желание обучиться профессии было у многих. Разовые, единичные семинары помогали приобрести навыки техники, которые можно было использовать и применять в своей практике, но не решали задачи профессионального становления как танце-терапевта. Именно тогда встал вопрос: возможно ли адаптировать трехгодичную Специализацию по ТДТ, которая успешно функционирует в Москве на базе Института Практической Психологии и Психоанализа для регионов без потери качества обучения и профессиональной квалификации. Поскольку стандарты обучения, разработанные с учетом европейских проф.стандартов по количеству учебных, терапевтических и супервизионных часов могут оказаться для регионов непосильной задачей в плане человеческих, психологических и финансовых ресурсов. Поэтому, конечно же, не смотря на то, что существует единый образовательный план, всегда учитываются особенности и специфика того или иного региона.
Ниже приводится сравнительная характеристика стандартов обучения в московской Специализации по ТДТ и Региональной обучающей программе (РОП). Это тот минимум, который соответствует государственному стандарту профессиональной переподготовки и необходим для сертификации по специальности «танцевально-двигательная психотерапия».
Название Специализация
(Москва) РОП
1. Обучение 720 ак.ч. 500 ак.ч.
2. Личная терапия 100 ак.ч не менее 80 ак.ч.
3. Клиентская практика 150 ак.ч. не менее 80 ак.ч.
4. Супервизия 100 ак.ч. не менее 60 ак.ч.
5. Танцевальный опыт регулярные занятия в течение 2 лет регулярные занятия в течение 2 лет
6. Подтверждение своей квалификации после получения диплома спустя 4 года спустя 2 года
Региональным проектом при поддержке АТДТ и Специализации ТДТ я занимаюсь уже с 2003 года. В течение этого времени я наблюдала за развитием программы в различных регионах и анализировала опыт. Этим мне бы хотелось поделиться ниже.
В развитии Региональной программы проявились свои особенности и специфика. Для того, чтобы она успешно началась и продолжалась, должно быть сформировано «рабочее пространство». Что под этим подразумевается?
1. Должна быть сформирована устойчивая рабочая группа, состоящая из студентов — постоянных участников (примерно 10-12 человек) и вольнослушателей — людей, которые посещают семинары по выбору (человек 5 и более). Эту задачу решает Пилотная программа, состоящая из Вводного курса и клиентских семинаров, аккредитованных Ассоциацией ТДТ. Поэтому в регионе должно пройти несколько обучающих Вводных курсов. Это дает возможность людям: познакомится с методом, со спецификой профессии, определиться и сделать выбор.
2. В регионе должно быть сформировано психотерапевтическое пространство на высоком профессионально–этическом уровне. Должно быть достаточное количество практикующих квалифицированных психотерапевтов различных направлений. Это необходимо для того, чтобы участники программы могли проходить личную терапию, а в последствии и супервизию.
3. В регионе должна быть развита танцевальная культура, которая может быть представлена различными студиями и школами современного танца (джаз, модерн, contempory, контактная и танцевальная импровизация и т.д.). Это необходимо, чтобы участники программы могли поддерживать свой танце-двигательный опыт, развивать и углублять понимание своего тела, движения и танца.
Со временем проявился еще один немаловажный момент. Администратор, т.е. человек, который отвечает за организацию программы в регионе, должен быть максимально включен в специфику психотерапии и ТДТ. Это дает понимание особенностей развития обучения ТДТ. Не последнее место играют межличностные отношения, которые складываются между представителем специализации и региональным администратором. Это влияет на формирование пространства доверия, которое необходимо для плодотворного сотрудничества и для конструктивного прояснения сложных и конфликтных вопросов.
Также, во всем мире ТДТ не является массовым направлением в психотерапии. И, не смотря на эффективность метода, ТДТ терапевтов не так уж и много, по сравнению, например с гештальт-подходом, психодраммой или телесно-ориентированным направлением. А в России их вообще единицы. Это, конечно же, связано со спецификой профессии. Не так уж много танцующих психологов (я имею в виду это понятие в широком смысле слова). Можно посетить семинары по ТДТ, научиться танцевальным техникам, освоить двигательные упражнения и использовать их в своей практике (и это замечательно!) или даже, закончить обучение. Но это не всегда означает быть танце-терапевтом, продолжать практиковать как танце-терапевт и оставаться в профессии. Этот аспект также оказывает влияние на образовательный проект в регионе.
Мы прикладываем все усилия для того, чтобы образовательный проект максимально адаптировать (без потери качества) к тому или иному региону исходя из его возможностей и ресурсов. Но всегда есть вероятность, что проект может завершиться на любом из уровней. Тогда для тех, кто имеет желание и возможность завершить обучение и получить статус танце-терапевта, разработаны альтернативные варианты обучения.
Далее хотелось бы поговорить о двух проблемных моментах, которые находятся в стадии размышления и поиска решений.
Первое. Один из первых вопросов, который задают люди: «Что я получу на выходе? Какой документ?» Вполне резонный и правомерный вопрос. Сложность вот в чем. Студенты специализации по ТДТ в Москве получают государственный диплом о профессиональной переподготовке по программе «танцевально–двигательная психотерапия» Института Практической Психологии и Психоанализа. К сожалению, такой документ не может быть выдан студентам Региональной программы. Этот проект идет под патронажем Ассоциации Танцевально–Двигательной Терапии, которая является общественной организацией. И соответственно документ, сертификат об образовании, выдается от АТДТ. Такой документ многих не устраивает. Одно из решений этой ситуации, видится в возможности сотрудничества с образовательными учреждениями, где есть кафедры психологии или педагогики, и, которые, имеют лицензию на выдачу образовательных документов. Но, редкие учреждения идут на такое сотрудничество и, даже, если и идут, то такая услуга стоит очень не дешево.
И второе. Возможно эта проблема не такая глобальная, как предыдущая, но как показал опыт, имеющая влияние на динамику развития проекта. Эта тема имеет непосредственное отношение к пониманию психотерапевтического процесса. Именно поэтому, я считаю, что ее игнорировать нельзя, а наоборот уделять прояснению достаточное количество времени и сил. Суть в следующем.
К нашей большой радости в московской специализации уже удалось сформировать пространство обучения так, что роли участников обучающего процесса (студенты, преподаватели, администратор, терапевты, супервизоры) не пересекаются и сохранны на протяжении всего периода обучения (напомню, что танце-терапевтов единицы). К сожалению, во многих регионах ситуация оставляет желать лучшего. Очень часто в группе одномоментно присутствуют преподаватели и их студенты по другому учебному заведению, терапевты и их бывшие клиенты, а иногда и находящиеся на данный момент в терапии. Не говоря уж о том, что сам администратор является студентом группы (и это понятно, человек ради собственного обучения все это затеял). И он весь процесс обучения находится как между молотом и наковальней. С одной стороны, пытаясь сохранить контакт с группой и быть внутри групповых процессов, с другой стороны, поддерживать деловые отношения с преподавателем и решать все организационные вопросы, и в каком-то смысле, быть ответственным за функционирование группы дальше. И чем глубже идет обучение, тем сложнее всем участникам проекта. Очень часто администратор не выдерживает такой физической и психологической нагрузки и тогда проект останавливается, иногда, даже не успев начаться.
Есть еще один момент, также проверенный на опыте. Пока только Москва может выдержать существование одновременно двух и более долгосрочных образовательных проектов по ТДТ. Это не под силу ни одному другому городу. Поэтому, если в городе уже идет долгосрочная обучающая программа похожего направления, на вторую уже нет ресурса, прежде всего человеческого, поскольку пространство очень специфическое и маленькое. Можно найти другой город этого региона, как, например, произошло в Украине, где таким городом стал Харьков, а не Киев, как предполагали, или в Казахстане, где переговоры ведутся с Павлодаром, а не с Алма-Атой.
Теперь хотелось бы рассказать о регионах. Перечислю все, где на том или ином уровне проводилась или продолжается деятельность по развитию Региональной программы по ТДТ.
Харьков – Украина
Самара – Поволжье
Владивосток – Приморье
Павлодар – Казахстан
Новосибирск – Сибирь
Екатеринбург – Урал
На последнем регионе, хотелось бы остановиться поподробнее и рассмотреть на практике то, о чем было написано выше.
В октябре 2008 года началась долгосрочная обучающая программа по ТДТ. Этому предшествовала большая предварительная работа в этом регионе в течение нескольких лет по формированию рабочего пространства. Было проведено 3 Вводных курса пилотной программы и 12 клиентских семинаров по ТДТ ведущих специалистов АТДТ. В группе обучаются студенты не только из Екатеринбурга, есть участники из Челябинска и Кургана. Параллельно с этим проектом идет курс по «Аутентичному движению», который ведет Ирина Бирюкова. Многие студенты принимают участие и в том и в другом курсе. Это дает дополнительные навыки, опыт и знания, способствующие становлению танце-терапевта, а часы обучения идут в общеобразовательный зачет.
В Екатеринбурге очень сильное психотерапевтическое пространство, представленное квалифицированными практикующими специалистами различных направлений. Это дает возможность студентам проходить личную терапию на качественном уровне. В рамках программы было аккредитовано и два факультативных теоретических курса, которые провели специалисты из Екатеринбурга. Что стало ценным вкладом в формирование преподавательского состава с использованием местных ресурсов. С недавнего времени работает регулярная группа супервизии, организованная также местными специалистами. И последнее. В Екатеринбурге очень широко представлены различные направления современного танца. Его иногда называют второй столицей современного танца. В свое время именно здесь, а не в Москве была организована первая в России кафедра современного танца при Институте Культуры.
Так же, хочется сказать слова благодарности администратору программы Елене Силиной, с которой у нас давнее и успешное сотрудничество. Спасибо ее энергии, желанию и усилиям, которые она вкладывает в развитие этого направления в Екатеринбурге. Елена достаточно давно практикует как психотерапевт и хорошо понимает специфику развития ТДТ и психотерапии как таковой (при этом она не является студенткой программы, а совмещает роли преподавателя и супервизора). Так же, ей удалось сформировать команду единомышленников, помогающих в развитии проекта.
В завершении хотелось бы подвести итоги. Обучение ТДТ обладает своей спецификой и особенностями, которые отличают ее от развития образовательных проектов других направлений. На адаптацию программы и формирование рабочего пространства требуется время и, в зависимости от возможностей региона, оно может очень сильно отличаться. Конечно же, трудности и проблемы, с которыми мы столкнулись (в том числе и экономический кризис) внесли свои коррективы в развитие проекта во многих регионах, но хочется надеяться, что это не остановит дальнейшего сотрудничества со старыми друзьями и налаживание новых контактов в рамках Региональной обучающей программы по ТДТ. Благодаря существованию этого проекта все больше и больше людей узнает об этом направлении. Приходит понимание того, что профессия психотерапевта требует времени, сил, глубоких и разносторонних знаний, а также большого желания изменяться самому и помогать другим.