Роль социальных танцев в семейной терапии — Кисилева М.В.

Роль социальных танцев в семейной терапии
КИСЕЛЕВА Марианна Валентиновна, г. Москва
Психолог. Бизнес-тренер (IMS Retail).
Эл.адрес: takesika@yandex.ru
Думаю, любой человек, однажды начавший танцевать, может сказать, что это изменило его жизнь. Изменило не только манеру двигаться, пластику, но и отношение к жизни, к себе.
Я хочу затронуть такую тему, как социальные танцы. Я не проводила какие-либо серьезные исследования, все, что я могу сказать основано на собственном опыте, опыте моих танцевальных друзей и учеников, интереснейших разговорах с танцорами разных стран и направлений.

Все парные социальные танцы отличаются тем, что их можно танцевать с любым партнером, знакомым с этим танцем, даже если раньше вы никогда не встречались человеком, который взял вас за руку. Хастл, аргентинское танго, линди-хоп, бальбоа, чарльстон, буги-вуги, сальса – вот неполный список танцевальных направлений, которые можно назвать социальными. Все они очень разные, берут начало в разных странах и появились в разные годы ХХ-го века, но их всех объединяет очень важный аспект – основа основ – ведение и ведомость. Это значит, в паре один, обычно партнер, мужчина, играет ведущую роль: придумывает последовательность движений, задает темп и прочее, а второй, традиционно это партнерша, женщина, следует за ним. В нашем мире тактильное восприятие при общении сведено к минимуму, и возможность чувствовать другого человека телом, физически ощущать его движение и ответные реакции создает особый контакт. Самая суть этих танцев — то, что рождается здесь и сейчас. Контакту, возникающему между двумя людьми, легко приносятся в жертву и техника, и правила.
Если сольный танец – это выражение музыки и себя, то парный танец – это выражение музыки и отношений партнеров. На то, каким получится танец, влияют взаимоотношения, которые складываются в паре, даже если она просуществует всего лишь одну мелодию.
То есть социальные танцы – это не только и не столько танец, сколько общение и взаимоотношения в паре. Имея возможность сравнивать танец человека с его поведением в повседневной жизни, характером, особенностями личности, я осмелюсь утверждать, что одно очень сильно отражается в другом. Более того, я часто наблюдала, как изменение отношения к танцевальным партнерам (партнершам) шло параллельно с изменением отношения к противоположному полу в целом. Поэтому я вижу огромный потенциал социальных танцев, если их рассматривать как модель семейных взаимоотношений.
Кроме того, все направления, которые я перечисляла в самом начале, построены на импровизации, причем импровизирует как партнер, придумывая рисунок танца, так и партнерша, в большей или меньшей степени. Но в ее задачу входит так же не нарушить задуманный рисунок и внести в него что-то свое. На этом этапе возникает вопрос, готов ли партнер замечать желания партнерши, возможен ли диалог. Только тогда может получиться действительно парный танец, если оба готовы прислушиваться друг к другу, когда танцор стремиться не только выразить себя в движении, но и подхватить порыв партнера.
Вот перечень проблем, которые, на мой взгляд, можно предложить решить при помощи социальных танцев (семейных, а так же личностных):
 Границы в семейных отношениях,
 Неумение брать на себя ответственность,
 Неумение доверять друг другу,
 Реализация своего Я в паре,
 Отсутствие диалога в паре,
 Заниженная самооценка.
Конечно, недостаточно просто начать танцевать, в надежде, что все решиться само собой, необходим глубокий анализ того, что происходит. Например, довольно распространенное явление: девушка пытается предугадать следующее движение, вместо того, чтобы следовать за ведением. Очень часто за этим скрывается стремление к постоянном