Танец и рисунок как возможность трансформации — Мова Л.В.

ТАНЕЦ и РИСУНОК как ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ
Мова Людмила (г.Киев, Украина) к.психол.н.,
доцент кафедры современной хореографии КНУКиИ,
доцент кафедры практической психологии НПУ им. Н.П. Драгоманова.
В статье рассматривается возможность использования рисунка и танца как диагностической и развивающей системы. Линии рассматриваются как выражение определенного настроения или же психологического состояния, ритм в контексте психологической работы и личностного исследования — как репрезентация характеристик личности. Импровизация рассматривается как возможности трансформации предыдущего опыта в новый стиль мышления Акцент ставится на том, что рисунок и танец позволяют установить с собой и окружающим миром новые, осознанные и более активные отношения.

Ключевые слова: танец, рисунок, ритм, линии, самовыражение, саморазвитие.
Творческие способности не создаются, а высвобождаются.
Фергюсон
Говорят, что умение выразить одно и то же эмоциональное состояние при помощи разных видов искусства, — это именно то, к чему должен стремиться каждый желающий войти в храм искусства и служить его музам. В нашем обществе считается, что занятие любым видом искусства требует специальной подготовки. Однако, на наш взгляд, творчество может быть просто индивидуальным или семейным видом занятия, когда люди удовлетворяют присущую им потребность в создании красивых вещей. Или же, творчество можно определить как некое действо, способствующее самовыражению или выражению внутреннего мира.
Искусство выступает как средство для интеграции и реинтеграции личности. Богатство красок, линий, форм, ритмов, фактуры, пространства обладают ресурсным и развивающим потенциалом: способствуют восстановлению сил, гармонизации эмоциональных состояний и позволяют раскрыть горизонты творческого потенциала человека.
С давних времен неоспоримым является факт целительной силы искусства, на который опираются арт-терапевты и все те, кто использует в своей работе природу творчества как корректирующий, развивающий и гармонизирующий фактор. Поэтому, цельюданной статьи является анализ средств художественной выразительности рисунка и танца (ритм, линии), которые используют арт-терапевты в практической деятельности, а также импровизации, как возможности трансформации предыдущего опыта в новый стиль мышления.
Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма в Германии, а затем в Европе, был Рудольф фон Лабан. Он был создателем собственной системы «свободного танца», в которой танец был освобожден ото всех формальных ограничений: стилистической принадлежности, музыки, сценического пространства, а его методом записи характеристик человеческого движения «Labanotation» (1928г.) активно пользуются во всем мире и в наши дни. Пространство, Время, Сила (энергия) – те три константы, на которых Лабан построил свою теорию движения. По его теории все движения можно разделить на пять основных групп:
• Передвижение (поступательное движение).
• Состояние покоя, в качестве расслабления и в качестве напряжения, как задержка мышечной деятельности; балансирование.
• Жестикуляция (движения частями тела).
• Элевация. Подъемы, прыжки.
• Вращение. Как всего тела, так и отдельных его частей.
Движения Лабан сравнивает с живой архитектурой, изменяющей свои местоположения и связи, а основой его системы является понятие кинесферы – сферического пространства вокруг тела человека, которое охватывает тело с открытыми в стороны конечностями. Согласно методу Лабана, кинесфера остается зафиксированной по отношению к центру тела, и всегда передвигается вместе с ним [2, 21]. Данное понятие кинесферы безусловно перекликается с понятием личностного пространства, к которому часто обращаются психологи. Кроме того, Лабан предложил систему форм и усилий (1947, 1960), которая позволила анализировать двигательное поведение человека с точки зрения 4-х факторов (пространства, времени, силы и течения) и на этой основе выстраивать программу его развития. На основании 4-х критериев было выделено 8 базовых типов усилий, на которые может быть разложено любое движение. А именно: прямые – многофокусные движения (фактор пространства), мощные – легкие движения (фактор силы), быстрые – медленные (фактор времени), ограниченные – свободные (фактор течения). Кроме того, когда Лабан начинал свою деятельность, он изучал балет и народный танец. В результате чего «нашел» двенадцать универсальных действий в движении. Создал теорию формы, которую в последствии развивал Валерии Престон Данлоп. Создал концепцию пространственных контрапунктов. Определил пять движенческих ритмов. Именно поэтому в своей работе мы активно используем Лабан-анализ как диагностическую и развивающую систему, которая по данным наших исследований действительно позволяет выстраивать программы развития, двигаясь от ограничений к свободе, от ригидности к разнообразию и возможности импровизировать, учитывая качество отношений и категорию пространства. А так же помогает осознанию центра в теле и выстраиванию связей центр – периферия, что в свою очередь способствует развитию координации усилий, целенаправленности и активности действий. Кроме того, по нашим данным ритмы движения в контексте психологической работы и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности.
Понятие ритма, как в рисунке, так и в танце, является значимой составляющей в работе арт-терапевта. Ритм в танцевально-двигательном процессе может быть с одной стороны предпосылкой для координации, задаваться музыкальным сопровождением и способствовать развитию чувства сопричастности и солидарности, групповой сплоченности. С другой стороны, ритм может быть навязчивым и сдерживающим моментом для свободного самовыражения. Работа, направленная на поиск своего собственного ритма в процессе слушания себя, своего тела, движения от внутреннего импульса способствует самовыражению и гармонизации личности.
Именно поэтому особое внимание в своей работе мы уделяем «движенческим ритмам» (Movement Rhythms), которые были предложены Рудольфом Лабаном, а именно: Impulse (импульс), Impact (удар), Swing (свинг), Rebound (пружина), Continuous (линия). Данные ритмы имеют три составляющие: Time (время), Weight (вес), Energy (энергия).
Это глобальные пять ритмов, которыми в своей жизни мы пользуемся каждый день. Вопрос в том, какие из них являются наиболее привычными, а использование каких ритмов вызывает вопросы и трудности.
В свою работу мы часто включаем тему «Я реальное, Я идеальное». Попросив сделать рисунки в соответствии с названием, на втором этапе работы, просим найти движения (создать небольшие танцевальные композиции), которые соответствовали бы рисунку «Я реального» и «Я идеального». И наш опыт показывает, что чаще всего танец «Я реального» включает Continuous и Rebound. В танцах «Я идеального» появляются Impulse и реже Impact.
Также, наш опыт показывает, что чаще всего в импровизациях используются Continuous (линия) и Rebound (пружина), а работа над Impulse (импульс), Impact (удар) и Swing (свинг) вызывает определённые трудности. Так как наличие Impulse и Swing в движенческом репертуаре свидетельствует, по нашим данным об инициативности и умении использовать Swing как подготовку к Impulse. Это сопровождается разными нюансами: например, восприятие Swing как Rebound. Или создание Impulse определённой частью тела (например, только кисти рук) или одной половиной тела (например, только правая часть относительно центра инициирует движение). Но данный вариант работы как раз направлен на осознание личностных особенностей.
Rebound (пружина) часто используют люди, которым сложно проявлять инициативу, что соответственно вызывает трудность при работе с Impulse (импульс) и Impact (удар).
Impact вызывает затруднение у людей, которым сложно «ставить точки над і» и говорить «нет».
Движение Continuous (линия) характерно для многих людей, разница лишь в том, что для одних это ведущий стиль существования, а для других — один из моментов развития, отдыха и своеобразной остановки.
Участники групп чувствующие себя наиболее гармонично, как правило, используют в своем репертуаре все пять ритмов, чередуя Continuous, Swing, Impulse и Impact, а Rebound используют как отдых.
Ощущение ритма и контраста в композиции рисунка достигается такими выразительными средствами как форма и фактура изображения, расположение предметов в пространстве по горизонтали и вертикали.
Ритм проявляется в чередовании на картине повторяющихся линий, красок, пятен, что может передавать спокойствие или напряженность изображения, быстроту или постепенность развития действия [3, 375-376]. Рисунки могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. Прямые линии указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому, изображение звезды можно считать символом мужественности, цветка – женственности. Пятиконечная звезда, например, признак уверенно стоящего на ногах человека, а рисунок эмбриона может указывать на связь с материнским миром, физическим теплом. Звезда свидетельствует о силе, эмбрион – об уязвимости и слабости [1].
Как известно, линии имеют свою выразительную пластику. Они могут быть: плавные и прерывистые, четкие и размазанные, пунктирные и сплошные, тонкие и жирные, прямые и изогнутые. Безусловно, каждая из них может быть выражением определенного настроения или же психологического состояния. Направление вверх может символизировать подъем или энергетический потенциал, направление вниз – может свидетельствовать об упадке сил или снижении настроения.
В сознании многих взрослых нередко существует уверенность в полном отсутствии у них способностей к изобразительной и другим видам творческой деятельности. В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что студенты или просто взрослые участники групп говорят о том, что не умеют рисовать и танцевать. Поэтому, каждый раз акцентируем внимание: когда мы используем различные виды искусства для саморазвития или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты рисуночных произведений, стилистической правильности текста, силе и гармоничности звука, правильности и соответствии танцевальных движений. Мы используем искусство в целях высвобождения, самовыражения, самораскрытия, поиска, осознанности, развития рефлексии. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития. Это потенциальный путь к самоопределению и самореализации личности.
Человек устает от однообразных привычных движений, которые совершает автоматически на работе, дома, посещая магазин. Поэтому, попадая в ситуацию, где есть возможность подвигаться, тело начинает восполнять недостающее и выполнять различные движения. Важным является создание определенных условий для самораскрытия участников – самостоятельный поиск ими способов решения собственных психологических проблем.
Используя в работе со студентами-хореографами импровизацию, мы сталкиваемся с тем, что танцоров, с одной стороны, характеризуют «подготовленные» тела, а с другой – большое количество заученных паттернов. Заученные движения становятся частью телесного опыта, и главным препятствием на пути к импровизации, которая высвобождает внутренние резервы и активизирует огромный потенциал возможностей, ранее спящих в теле.
Поэтому очень важно слушать себя и развивать навык слушания собственного тела. Ведь простые произвольные движения-импровизации позволяют лучше чувствовать и понимать, осознавать свое тело, свои потребности, привычки и возможности. Импровизационный танец, в котором руки двигаются подобно морским волнам, например, помогает укрепить так называемый первоэлемент воды в теле. Считается, что вода укрепляет внутреннюю силу, чувство опоры, а образ морских волн способствует гармоничному движению энергии в теле и вокруг него, улучшая защитную энергию.
Вообще определения понятия импровизации существуют разные. Мы согласны с тем, что: Импровизация – это процесс создания композиции «тут и теперь». Что Спонтанная Импровизация – это процесс последовательного и структурированного формообразования в конкретный, актуальный момент, который исключает значимость влияния внешних факторов и директив [4, 41].
Можно сказать, что Импровизацию характеризуют: самоорганизация и спонтанность.
Самоорганизация: в данном контексте означает последовательность, которая рождается в середине системы, без вмешательства ведущего. Кроме того, происходит некое структурирование на грани хаоса и упорядоченности. На уровне, достаточном для того, что бы узнать стиль, который является подходящим для адаптации к новой информации. Что, в свою очередь, становится источником для получения нового результата.
Спонтанность означает то, что потенциал приходит в результате самоорганизации. Это тот процесс, благодаря которому, развиваются новые формы, последовательности, стили. Новые возможности возникают и развиваются, в результате чего проявляется потенциал для создания чего-то нового: возникает некая коллективная композиция, которая отличается от просто суммы ее составляющих.
Кроме спонтанности, существует еще несколько факторов, способствующих появлению нового в импровизационном процессе.
У участников есть возможность выбора: двигаться или использовать голос (хотя, движение для нас это тоже своего рода возможность «звучать»). Важными компонентами также являются: время и пространство, определение и развитие границ пространства, в котором происходит действие.
Импульс к движению, прикосновению, к возникновению контактов, необходимость отвечать за собственные границы – все это достаточно важные составляющие при работе над созданием собственной композиции, которая в свою очередь влияет на состояние пространства и появление общей (коллективной) композиции. При этом у каждого существует возможность в любой момент прекратить своё участие в создании композиции.
В процессе создания композиции жизни индивидуальные особенности играют важную роль. Человек способен осознавать свой субъективный опыт, который получает в процессе жизни, и сообщать об этом другим людям тем или иным способом. Вопрос только в том, насколько каждый из нас готов к тому, что бы честно говорить и действовать, а не играть и изображать. Для создания собственного стиля важны: спонтанность, как один из ключевых элементов, ритмическое взаимодействие, параллели, сохранение и аккумулирование энергии, особенности сепарации и контакта, согласованность при взаимодействии (осознанный выбор процессов лидерства, зависимости, равноправного существования). Для того, что бы стиль возникал и «читался», необходимы определенные правила, которые в свою очередь должны быть достаточно гибкими и открытыми, что бы могли создаваться собственные правила, тогда появляется возможность трансформации предыдущего опыта в новый стиль мышления.
Спонтанная Импровизация входит в повседневную жизнь на разных уровнях. На личностном — позволяет определить свой уникальный и неповторимый потенциал самовыражения и использовать его в отношениях с другими. На уровне коллективного взаимодействия — подтверждает, что спонтанная система является более живой, адаптивно действенной и развивающей, чем иерархичные системы.
Таким образом, комбинируя в своей работе изобразительную деятельность, Лабан-анализ и техники импровизации, можем сделать вывод об эффективности и целесообразности использования в своей обучающей, развивающей (тренинговой) и терапевтической деятельности символического языка рисунка и танца, которые передают содержание внутреннего мира личности, взаимодополняя друг друга.
Движения тела имеют различные траектории (как и элементы рисунка), отражающие как осознаваемые, так и неосознаваемые реакции. Танец, как и рисунок, позволяет понять, что такое «привычное движение», «привычная картинка» и каким образом они связаны с неразрешенными в прошлом конфликтами. Когда человек «застревает» на определенных двигательных паттернах, повторяя одни и те же движения вновь и вновь, это препятствует его экспериментам с новыми движениями. Танцевальная импровизация предполагает эксперимент с движениями, которые имеют непривычный и неосознанный характер. Его результаты не запланированы и непредвиденны, что дает возможность для освобождения от жестких систем значений и привычных моделей поведения. Являясь выражением кинетической субъективности, танец дезорганизует регулярность, рутину, или же наоборот выстраивает и структурирует порядок. И рисунок, и танец позволяют установить с собой и окружающим миром новые, осознанные и более активные отношения.
Литература
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.П.Копытина.- СПб.: Речь. — 2005.- 80 с.
2. Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. — Москва: Один из лучших. — 2006.- 253с.
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с.
4. Contact quarterly: a vehicle for moving ideas. Biannual journal of dance and improvisation: winter/spring 2007 Vol. 32 NO. 1. р.40-46.