Терапевтические и психологические аспекты танца фламенко в концепции танцевальной терапии — Липинская С.

Терапевтические и психологические аспекты танца фламенко в концепции танцевальной терапии
ЛИПИНСКАЯ СВЕТЛАНА г. Киев, Украина
Основатель и руководитель Центра психологии танца «Имидж-денс» и школы танца фламенко «Duende»
Танцевальный стаж 31 год, педагогический стаж — 24 года.
Эл. Адрес: sveta@image-dance.com.ua
Терапевтические и психологические аспекты танца фламенко в концепции танцевальной терапии
Наибольшим количеством функций танец был наделен в первобытные времена и занимал в жизни людей важное место. Современному человеку, чтобы танцевать необходимо, по меньшей мере место и время. Мойше Фельденкрайц говорил: «…сконструированные сознательно системы заняли место индивидуального, интуитивного научения. Люди могут говорить, что не умеют танцевать, потому что не учились этому, хотя ранее это было естественной функцией…». Для древнего человека граница между жизнью и танцем была тонка. Танец сопровождал человека всегда. Он танцевал – и шел на охоту, танцевал – и вступал в брак, танцевал – и обучал подрастающее поколение. Когда древний человек научился рисовать и говорить, то он давно уже умел танцевать. Наскальные рисунки чаще всего отображают движение, танец!

На сегодняшний момент не существует единой теории о танце, пока ученые спорят о соотношении биологического и социального в природе человека. Синтетический подход к изучению танца дает возможность выделять в нем для исследования биологические, психологические, социокультурные и философские аспекты. Исследовать танец, как средство выражения эмоций.
Почти все исследователи сходятся в том, что танец есть ритмическое движение, окрашенное эмоциями. Ритму приписываются различные функции, вплоть до магических.
Известный немецкий историк культуры К. Закс делит народные танцы на негармоничные – это конвульсивные, экстатические танцы и гармоничные – ритмичные, жизнерадостные, которые несут в себе заряд энергии и удовольствия, как исполнителю, так и зрителям.
Американский ученый А. Ломакс разработал метод изучения народных танцев, который эффективен при изучении танцев различных народов, эпох и даже социальных групп и стилей. Успешное владение танцем является своего рода «пропуском» в эту социальную группу, принадлежность к народу, своего рода язык, средство коммуникации.
Таким средством коммуникации, выражения эмоций, проявления социальных и бытовых условий жизни людей можно рассматривать и танец андалусских цыган, танец фламенко.
Это искусство родилось на земле Андалуссии, и его происхождение многие связывают с цыганами, которые прибыли в Испанию, в начале 15 века, после трехсотлетнего притеснения и векового кочевничества. Этнический состав населения южного побережья Пиренейского полуострова складывался путем взаимодействия многочисленных народов и цивилизаций. В искусстве фламенко можно проследить связь таких культур как иберийская, кельтская, римская, еврейская, арабская, греческая, индийская. Все народы оставили след в серенадах и колыбельных, балладах погонщиков мулов и выкриках торговцев, молитвах и тихих любовных песнях. Из всего этого складывались пение и танец под аккомпанемент и ритм удивительных компасов и мелодий гитары.
Человек, очарованный красотой линий и выразительностью движений, скажет «фламенко это прежде всего танец». Тот, кто слышал гитару, наверняка выделит ее как королеву фламенко. Третьи скажут — неповторимо пение (канте-хонто). Именно импровизация создает неповторимость характера — могут утверждать четвертые. И все будут правы. Каждый ищет и находит то, что отвечает его интеллектуальным, эстетическим и духовным потребностям. Танец многогранен, как сама жизнь.
Танец фламенко, как и любой другой народный танец, можно всецело рассматривать с точки зрения ТДТ.
В танцевальной терапии главным является связь телесных и психических процессов, гармонизация мыслей, чувств и ощущений через движение и танец. Исходя из концепции В. Райха, все, что происходит с нашим телом отражается на психике и наоборот, все психологические и эмоциональные изменения отражаются в теле. Мы можем утверждать, что особенности исполнения танца фламенко, обязательно отражаются на характере и мироощущении танцовщиков.
Эмоциональная насыщенность этого танца тренирует определенные личностные и психологические качества, которые помогают людям добиваться успеха в жизни, быть уверенными в себе и независимыми, проживать целую гамму различных эмоций и телесных историй. Каждый находит в нем то, что усиливает уже имеющиеся или формирует новые качества личности, если они слабо выражены. Например, прямой открытый взгляд, ровный позвоночник, сильные удары ногами и др. усиливают у человека чувство собственного достоинства, повышают самооценку, формируется образ тела успешного человека. Здесь большое значение имеют осанка и умение, даже застыв на одном месте, когда движутся только руки, сохранять внутренний ритм танца, как бы, пульсирующий в крови.
Феномен танца фламенко состоит в том, что это танец одиночный. Одиночный народный танец — явление редкое, хотя не единичное. Ведь танец возник, как коллективное действо. Война, религия, любовь, силы, вызвавшие танец к жизни, были связаны с людьми, коллективом. Все эти силы слиты воедино, танцор несет их в самом себе. Танец, порожденный первобытным чувством природы, утерял непосредственную связь с этой природой. Танцор подчеркнуто независим от мира, и это подчеркивается тем, что он может танцевать один. Наедине с собой, вбиваясь в землю каблуками, и черпая из нее силы, аккумулируя энергию в себе. Исследователь фламенко В. Марреро отмечает, что в цыганских танцах Андалусии явственно ощущается трагизм и одиночество.
Практически во всех народных танцах движение направлено от танцора вовне, в пространство, движения на сильную долю всегда имеют акцент «от себя». В танце фламенко, наоборот — танцор берет энергию извне и аккумулирует в себе. Движения на сильную долю всегда имеют акцент «к себе».
В танце фламенко очень ярко прочитываются «точки», остановки с четкой фиксацией позы. Танцовщик танцует, как бы рывками, быстрые дроби прерываются резкими остановками или плавными движениями рук, невероятно подвижными и завораживающе мягкими.
Танце-терапия (ТДТ) работает с такими категориями, как пространство, время, ритм, в ТДТ это может стать партнером в танце. В танце фламенко танцор не нуждается в широком сценическом пространстве, зато ему необходимо пространство внутреннее. Его партнером по танцу часто является господин «ритм», часто очень сложный, но танцор соревнуется с ним и ведет диалог. Эти особенности формировались из жизни людей, долгое время лишенных земли обитания, терпевших притеснения, как бы «носивших свою территорию с собой», четко обозначая и отстаивая ее границы. Танцевали в пещерах с низкими потолками и узкими комнатами. Поэтому движения исполняются очень близко к телу, и энергия аккумулируется в самом танцовщике, а не выплескивается вовне. В танце полностью отсутствуют прыжки и очень мало поворотов.
Постоянная смена ритмов, различные по характеру танцы, аутентичные движения несут в себе мощный освобождающий и терапевтический заряд. Эмоциональный накал, выстукивания сапатеадо достигают предела! Так, чтобы дойти до высшей точки проявления и начать жить и дышать заново, иначе – глубже и чище, ощущая каждый глоток воздуха, проникающий в легкие. Танцор в сильных ударах каблуками и плотном сцеплении с землей отдает ей всю боль и горечь одиночества и получает от земли поддержку и жизненную энергию.
Сейчас это особенно актуально для нас – городских жителей, также имеющих небольшую личную территорию, и терпящих постоянное ее нарушение. В этом обучение танцу фламенко дает отличное осознание собственных границ, выстраивание позвоночника, осанки, связь с землей. А позвоночник является тем стержнем, на котором крепится весь организм, развивается личность. Сапатеадо (дроби) дают необходимое нам заземление, а вместе с ним и чувство уверенности и энергию жизни.
Танцевальные терапевты относятся к телу и разуму, как к единому целому, определяя их взаимное воздействие, как залог здоровой психики. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. Например, внутренне скованный человек не может сразу раскрыть, в полном объеме, руки, поднять их вверх. И обучение этому, наряду с прямым позвоночником, умением «топнуть ногой», является большим личностным достижением. «Полное вытягивание рук, — утверждает А. Лоуэн, — выражает полные чувства. Если плечи связаны подавленным гневом, растягивание рук укорачивается, а чувства ослабляются». Значит, танцуя, свободными движениями рук и выстраивая позвоночник, мы снимаем зажатость плечевого пояса, избавляясь от гнева, раскрытая грудная клетка помогает воздуху легче проникать в легкие. Уменьшается мышечное напряжение, высвобождается гнев и негативные эмоции.
Особенно характерными являются в танце фламенко дифференцированные филигранные движения кистями и пальцами рук, В танце пальцы рук, как будто повторяют переборы на гитаре. Что позволяет сбросить накопившиеся зажимы и напряжения. Ведь наши кисти – это наша речь, наше мышление.
По моим наблюдениям, у большей части людей, начинающих танцевать, нет осознавания такой части тела, как кисть и особенно запястье. Вся рука и часто корпус тела, ощущаются многими, как монолит, как одно целое. И настоящим открытием для участников является изучение частей тела, рук и особенно бедер. При обращении внимания на руки, многократное повторение движений кистью, запястьем и пальцами, эта часть руки «оживает» и человек становиться более уверенным в себе, увеличивается диапазон переживаемых эмоций.
Существует такой миф, что женщины «виляют» бедрами, соблазняя тем самым мужчин. По многолетней практике могу утверждать, что бедра — это самая неподвижная часть женского тела, и много требуется усилий, чтобы «оживить» ее. Женщины буквально «заново познают свои тела» и учатся выражать различные эмоции, состояния, проживать истории своим телом.
Мне нравится в танце фламенко гармоничное соединение женского и мужского начала. Этот танец дает возможность женщине развить свои женские характерные способности, а также стать более уверенной, достичь успеха, быть самодостаточной и целеустремленной. Этот танец требует усилий для освоения движений, характера. Фламенко — очень земной танец, в нем рассказывается и поется о простых земных вещах, взаимоотношениях, о разных эмоциях, которые переживали люди, жившие в сложных условиях.
Могу сказать, что невероятная популярность танца фламенко во всем мире, на мой взгляд, связана прежде всего, с психологической точки зрения, со сменой отношения женщины к самой себе и ее роли в обществе. Везде, даже в мусульманском мире, мы можем наблюдать в большей или меньшей степени раскрепощение женщины, возможность ее самореализации и самоутверждения. После Испании самым популярным, танец фламенко является в Японии и Финляндии. Как известно, эти общества изобилуют моральными и социальными запретами, строгими традициями и соблюдением многочисленных правил и указаний. Именно танец фламенко помогает женщинам освободиться от старых предрассудков, закостенелых догм, изменить их роль в жизни и обрести свободу в танце и в жизни.
Очень интересная статистика — в группах фламенко практически нет неработающих женщин. Все женщины успешные, с высшим образованием, активные и творческие. Я не ограничиваю никого в участии не заявляю никаких специальных требований (физических, танцевальных или еще каких-нибудь), но сам танец отбирает людей. И если посмотреть на участников разных танцевальных направлений (восточный, бальный, спортивный и т.д.), мы можем проследить определенные телесные и психологические сходства у участников. В их телах много схожих черт, движений, в их отношении к жизни много похожих установок.
Сильный эффект оказывают характерные для танца фламенко, выстукивания (сапатеадо) ног: исполнители танцуют со слегка согнутыми коленями, всей стопой активно взаимодействуя с землей. Во время выстукиваний, ноги словно вбиваются в землю, осуществляя столь необходимое заземление. Человек, твердо стоящий на земле, имеет не только уверенную осанку, но и соответствующий характер. Мы буквально учимся на занятиях осваивать «уверенные движения и позы», что подчас нелегко дается натурам мягким и уступчивым. Порой, глядя на танцующего фламенко, под которым пол вот-вот проломится, понимаешь, что такой человек сможет настоять на своем. Сумеет доказать свою правоту, отстоять свои интересы. Такая форма заявления о себе тоже с точки зрения психологии, является самовыражением и самоутверждением личности.
С психологической точки зрения такие навыки помогают людям в решении сложных жизненных проблем.
В заключение хочу подчеркнуть связь танца фламенко и танце-терапии. Почему можно рассматривать танец фламенко с точки зрения танце-терапии и в чем заключаются психологические и терапевтические аспекты танцевальной практики фламенко? В чем их цели и задачи перекликаются:
• танец фламенко помогает в формировании образа тела, что является одной из основных целей ТДТ,
• повышает самооценку танцовщика, формирует положительный образ себя,
• снимает мышечное и нервное напряжение, повышает жизненный тонус,
• улучшает качество жизни, формирует творческий подход к решению личностных и жизненных проблем,
• танец фламенко обучает осознаванию собственных границ и личной территории, коммуникации человека с самим собой, с партнером (в парных формах танца) и с миром (групповые формы танца),
• в танце фламенко решается главная задача ТДТ — это гармонизация мыслей чувств и ощущений с помощью осознанного движения и танца.
Танец фламенко успешно изучают во всем мире, в хореографической практике, без специального выделения психологической и терапевтической составляющей. Анализ же движения и танца дает дополнительный инструмент для более глубокого понимания этого замечательного искусства, применение специфических движений танца для развития коммуникативных, личностных качеств танцовщиков, для обучения их глубинному «проживанию» движения, для искреннего самовыражения и полноты чувств танцовщиков. Улучшения их качества жизни и личностного развития.